Государственный долг: причины возникновения и механизмы управления

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и учёт»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Финансы, деньги, кредит»

Государственный долг: причины возникновения и механизмы управления.

Выполнила студентка группы

2ГМУ1

Туренко Алина Григорьевна

 

Проверил преподаватель

Кандидат экономических наук, доцент

Иванова Елена Владимировна

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено       подпись
  «___» ________________ 20___ г.

 

 

Омск 2020

 

                                  

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДНИЕ.............................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 Понятие, сущность и виды государственного долга.................................................................................................................. 5

1.2 Методы управления государственным долгом на современном этапе…………………………………………………………………………..9

1.3 Причины и последствия государственного долга.................................................................................................................12ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...17Список использованной литературы……………………………………18                                                          

                                                                          


ВВЕДЕНИЕ

 

Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая эконмическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. Обслуживание внешнего долга до сих пор остается большой проблемой и для России.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. Для функционирования и развития воспроизводственного процесса в стране не хватает необходимых условий и средств, что также обуславливает потребность во внешних государственных заимствованиях. В результате образовался огромный государственный внешний долг. Сегодня проблема его погашения и обслуживания приобрела в России особую остроту и актуальность.

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Объектом исследования является государственный долг.

Предмет исследования - причины образования государственного долга и его последствия.

Цель работы - исследование сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, его роли в общественном воспроизводстве, в механизме его образования и обслуживания.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Государственный долг - сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами России на долг Правительства России, Центрального Банка России. Иными словами, государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

Основными причинами образования государственного долга являются

дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и

юридических лиц.

Также в других источниках государственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.

Определенный интерес предоставляют два противоположных подхода к определению роли заимствований в государственных финансах, особенно остро обсуждаемые в последние годы. Значительная часть ученых- экономистов, не говоря уже о политиках, рассматривает заимствования как исключительно негативное явление и призывает к полному отказу от долгового финансирования расходов бюджета. Другие экономисты, и их абсолютное большинство, считают, что развитие экономики в государстве без использования возможности привлечения в определенные периоды дополнительных средств в виде займов практически невозможно. К. Маркс определял значение долга для первоначального накопления капитала следующим образом: "Государственный долг делается одним из самых сильных рычагов первоначального накопления. Он одаряет непроизводительные деньги производительной силой и превращает их таким образом в капитал". Определение, данное К. Марксом столетие назад, на самом деле перекликается с современным представлением о роли фондового рынка в экономическом процессе.

Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга.

Гашение государственного долга производится за счет доходов государственного бюджета. Когда доходов недостаточно для погашения государственного долга выпускаются новые государственные займы. Это называется рефинансированием государственного долга. Государственный долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям.

Существует следующие классификации видов государственного долга:

По способу размещения:

- свободно размещающиеся (займы, размещающиеся правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков);

- размещающиеся по подписке (подписчиками выступают правительственные учреждения, корпорации, частные инвесторы);

- принудительное (государство осуществляет в принудительном порядке размещение займов).

По сроку погашения:

- краткосрочные со сроком погашения до 1 года;

- среднесрочные - до 5 лет;

- долгосрочные - свыше 5 лет.

По видам доходности:

- процентный (держатели получат ежегодно твердый доход по утвержденной ставке);

- выигрышный (доход, выплачиваемый при выходе облигации в тираж погашения).

По месту размещения:

1. внутренние займы, в национальной валюте (задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте)

2. внешние займы, реализуемые на иностранном денежном рынке (задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте).

Структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств и может быть в следующих формах:

1. в виде кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2. госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3. договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

4. договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Таким образом, можно сказать, что государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

 

1.2 МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом — это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Механизмами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование ссуды и реструктуризация.

Итак, рассмотрим данные механизмы более подробно:

1. Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений).

Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

2. Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

3. Унификация ссуд - объединение нескольких ссуд в одну, в этом случае облигации ранее выпущенных государственных ссуд обменивают на облигации новой ссуды. В отдельных случаях обмен может осуществляться по регрессивному соотношению - когда облигации предыдущих выпусков приравниваются к одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и т.д.

4. Отсрочка погашения ссуды - осуществляется в период, когда выпуск новых ссуд используется на обслуживание ранее выпущенных государственных ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит тогда, когда государство уже выпустило большое количество долговых обязательств и условия их эмиссии не были выгодны. В таком случае большая часть поступлений от реализации облигаций новых ссуд направляется на выплату процентов и погашение ранее предоставленных кредитов. Правительство сообщает об отсрочке погашения ссуд, которое отличается от консолидации тем, что не только продлеваются сроки погашения, но и прекращается выплата пособий.

5. Обмен облигаций государственной ссуды по регрессивным соотношениям. В этом случае определенное количество ранее выпущенных облигаций ссуды равняется одной опять выпущенной облигации государственной ссуды.

6. Аннулирование долговых обязательств государства - предопределено финансовой несостоятельностью государства оплатить свои обязательства из-за неблагоприятной экономической ситуации ил из политических мотивов. Под аннулирование государственного долга понимаются мероприятия, в результате которых государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным ссудам. Аннулировать свои ценные бумаги государство может в случае банкротства или в результате прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.

7. Реструктуризация — это метод управления долгом, используя который можно значительно облегчить долговой груз за счет пересмотра условий и сроков уплаты общей стоимости кредита и процентных платежей. Важную роль в управлении долгом и его реструктуризации играет сотрудничество с Парижским клубом, который разработал стандартизированные формы, методы и условия переоформления долгов.

Среди инструментов реструктуризации выделяют две основных группы:

1) План Парижского клуба

- Для стран с низким уровнем дохода на душу населения (Неаполитанские условия, 1994 г.); отсрочка выплаты основной части долга сроком до 3-х лет.

- Для стран со средним уровнем дохода на душу населения (Хьюстонские, 1990 г.); конверсия соответствующих долгов на акции, предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую можно купить акции национальных компаний

2) План Бреди предусматривает:

- Избежание простого списания долгов.

- Вмешательство во внутренние дела государства (вроде политики МВФ).

-Разнообразные схемы предоставления новых ссуд странам, которые чувствуют нехватку ликвидных средств.

- Удлинение сроков выплаты долгов и списания некоторой их части при условии, что страны-кредиторы извлекут двойную выгоду, выкуп страной- должником части своих обязательств (10-15%) по резко сниженному валютному курсу.

- Прекращение оттока капитала и в некоторых случаях - возвращение его в страну.

-Реструктуризация долгов, которая предусматривает предоставление преимущества некоторым из них.

Таким образом: возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом — это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Механизмами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды.

 

1.3 ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующим нарастанием долговых последствий. Увеличивается государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВВП. Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.

Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений).

Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.

В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг.

В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными.

В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Итак, рассмотрим объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.) на 01.01:

 

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.)*

 
 

экв. млн. долл. США

 

По состоянию на

 Всего,

в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте:

 
1

2

3

 

2020 год

 
01.01.2020

54 848,3

13 252,8

 
01.02.2020

54 731,8

13 188,1

 
01.03.2020

54 616,7

13 076,6

 
01.04.2020

54 068,4

12 874,1

 
01.05.2020

50 590,3

12 925,3

 

2019 год

 
01.01.2019

49 156,5

11 567,4

 

2018 год

 
01.01.2018

49 827,3

10 357,2

 

2017 год

 
01.01.2017

51 211,8

11 730,5

 

2016 год

 
01.01.2016

50 002,3

11 875,9

 

2015 год

 
01.01.2015

54 355,4

12 083,2

 

2014 год

 
01.01.2014

55 794,2

11 399,1

 

2013 год

 
01.01.2013

50 769,2

11 389,8

 

2012 год

 
01.01.2012

35 801,4

1 008,9

 

2011 год

 
01.01.2011

39 956,9

913,3

 

* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией

 

После анализа государственного внутреннего долга можно сделать вывод, что сейчас наблюдается устойчивый рост государственных заимствований (как и прогнозировалось), а это негативно сказывается на экономическом росте государства.

Из рассуждений, приведённых в данной главе, можно сделать следующие выводы: невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, как последствия государственного долга, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Итак, причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.

Из-за повышенной активности банковского сектора и частных предприятий сумма внешнего долга с каждым годом может увеличиться, и поэтому государство несет большие риски, которые могут привести к долговому кризису. Также правительство несет расходы по его обслуживанию и рефинансирования долга. При управлении долгом следует принимать во внимание, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно- кредитную политику. В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на оздоровление самой экономики.


 

Список литературы:

 

1. Киселева Е.К. Макроэкономика: Курс лекций. - М.: «Изд-во Эксмо», 2015.

-274с.

2. Александров И. М., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -

2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017г.

3. Бескова И.А., Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/

И.А. Бескова//Финансы.-2011.- №2.- с.72-73.

4. Гарькавый С.В., Механизм совершенствования методического и

организационного обеспечения управления государственным долгом / С.В.

Гарькавый // Бюджет. - 2016. - N. 11. - С. 36-38.

5. Зуев Д.С., Анализ влияния государственных долговых обязательств на

бюджет / Д.С. Зуев // Финансы и кредит. - 2015. - N. 9(393). - С. 38-47.

6.Попкова Н.А., Управление государственным долгом: проблемы и

возможности / Н.А. Попкова //Финансы.- 2015.- №1.- С. 49-51.

7.Потемкин А.С., В долг до последнего: Взрывоопасный рост внешнего

корпоративного долга принял неуправляемый характер / А.С. Потемкин,

Андрей Шабалин //Российская Бизнес-газета.- 06.05.12.- № 65//

8. Давлетшин Д.Р. Анализ внутреннего государственного долга

Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 449-453.

9.Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru

10. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org


 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: