Последняя цифра Предпоследняя цифра номера зачетки
зачетки 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 42 43 44 32 14 45 46 47 43 44
1 32 14 33 34 35 36 37 38 31 32
2 22 32 14 32 22 33 34 35 36 37
3 23 24 32 14 25 26 27 23 24 32
4 42 43 44 32 14 45 46 47 43 44
5 32 14 33 34 35 36 37 38 31 32
6 22 32 14 32 22 33 34 35 36 37
7 42 43 44 32 14 45 46 47 43 44
8 23 24 32 14 25 26 27 23 24 32
9 32 14 33 34 35 36 37 38 31 32
Контрольная работа включает по одной задаче из каждого раздела. Первая цифра номера задания определяет номер задачи (1…4) в каждом разделе, вторая - номер варианта (1…8). Например, последняя цифра 3, предпоследняя 6 задание №36 необходимо решить задачу №3 из каждого раздела с данными варианта №6.
В разделах 1,2,5 номер варианта определяет марку автомобиля, технические данные которого являются исходными для решения задач.
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Марка автомобиля | ВАЗ-2103 | УАЗ-451 | ГАЗ-24 | ГАЗ-53 | ЗИЛ-130 | КамАЗ-5320 | МАЗ-500 | КрАЗ-257 |
В разделах 3,4 варианты необходимых данных приведены непосредственно за текстом задачи.
Литература:
1. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия:/А.И.Гришкевич и др. – Мн.: Выш. шк., 1985.
2. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Системы управления и ходовая часть:/А.И.Гришкевич и др. – Мн.: Выш. шк., 1987.
3. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: анализ конструкций, элементы расчета. – М.: Машиностроение, 1989.
4. Гольд Б.В. Конструирование и расчет автомобиля. М.: Машгиз, 1962.
5. Краткий автомобильный справочник. НИИАТ. 1970…2000.
1.Изобразить кинематическую схему трансмиссии автомобиля заданной в задании марки, указать на схеме необходимые для решения задачи значения передаточных чисел агрегатов трансмиссии, определить расчетный момент:
1.1. На первичном валу коробки передач;
1.2. На валу карданной передачи привода ведущего моста (для трехосного автомобиля – на валу привода среднего моста);
1.3. На промежуточном валу коробки передач (значение передаточного числа шестерен привода промежуточного вала взять по технической характеристике коробки передач, или определить приближенно как iП.З. =0,9 ,здесь i1 - передаточное число коробки передач на первой передаче);
1. 4. На полуоси.
2.По технической характеристике автомобиля и его двигателя:
2.1. Выбрать исходные данные и определить необходимое суммарное нажимное усилие цилиндрических нажимных пружин сцепления. Определить передаточное число привода управления сцеплением;
2.2. Рассчитать параметры нажимных пружин;
2.3. Рассчитать и построить график упругой характеристики нажимного устройства сцепления с цилиндрическими периферийными пружинами;
2.4. Определить диаметр рабочего цилиндра привода управления сцеплением.
3.Выбрать и изобразить кинематическую схему коробки передач. Определить (предварительно назначить) значения передаточных чисел передач, межосевое расстояние, параметры зубчатых колес (числа зубьев, модуль, ширину венца, величину угла и направление наклона зубьев).
Tmax - максимальный крутящий момент на входном валу коробки передач.
3.1. Трехвальная четырехступенчатая коробка передач легкового автомобиля
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Диапазон КП | 4,1 | 3,9 | 3,5 | 4,5 | 3,8 | 4,3 | 3,5 | 3,8 |
Тmax | 60 | 120 | 190 | 260 | 330 | 400 | 480 | 570 |
3.2. Двухвальная пятиступенчатая коробка передач легкового автомобиля
Диапазон | 4,8 | 3,4 | 3,2 | 3,7 | 4,2 | 4,5 | 3,8 | 4,0 |
Тmax | 40 | 80 | 125 | 160 | 200 | 250 | 290 | 320 |
3.3. Трехвальная четырехступенчатая коробка передач грузового автомобиля
Диапазон | 4,2 | 4,9 | 5,3 | 5,5 | 6,2 | 5,9 | 7,3 | 6,5 |
Тmax | 170 | 230 | 280 | 340 | 400 | 460 | 520 | 580 |
3.4. Трехвальная пятиступенчатая коробка передач грузового автомобиля
Диапазон | 4,5 | 5,2 | 5,8 | 6,0 | 6,5 | 6,8 | 7,1 | 7,2 |
Тmax | 190 | 290 | 380 | 470 | 560 | 650 | 740 | 910 |
Определить усилия в зацеплениях нагруженных шестерен на 2-й передаче (по исходным данным и результатам решения задачи из предыдущего раздела).
5.Карданная передача.
5.1. Рассчитать критическую частоту вращения карданного вала и определить коэффициент запаса по критической частоте вращения;
5.2. Рассчитать карданный вал на статическую прочность и жесткость по углу закручивания на 1м длины вала;
5.3. Рассчитать шип крестовины карданного шарнира на изгиб и срез в опасном сечении;
5.4. Определить нагрузку на игольчатый подшипник карданного шарнира и сравнить ее с допустимой при различных углах между валами – g =2,5,12 град.
Параметры карданной передачи
Автомобиль | Длина, м | Карданный вал, мм | Крестовина шарнира, мм | Параметры роликов подшипника | |||||
Диаметр внутр. | Толщина стенки | dш | H | h | Zр | Dр,см | lр,см | ||
ВАЗ-2103 | 0,785 | 66 | 2,0 | 14,7 | 57,2 | 20 | 22 | 0,24 | 1,0 |
УАЗ-451 | 0,858 | 45 | 2,5 | 16,3 | 80 | 26 | 29 | 0,20 | 1,35 |
ГАЗ-24 | 1,208 | 69 | 2,5 | 16,3 | 80 | 26 | 29 | 0,20 | 1,35 |
ГАЗ-53 | 1,295 | 71 | 2,1 | 24,0 | 90 | 23,5 | 26 | 0,30 | 1,80 |
ЗИЛ-130 | 1,425 | 71 | 3,0 | 25,0 | 108 | 34 | 29 | 0,30 | 1,81 |
КамАЗ-5320 | 0,530 | 82 | 3,5 | 33,7 | 127 | 34 | 38 | 0,30 | 1,81 |
МАЗ-500 | 1,704 | 82 | 3,5 | 33,7 | 127 | 34 | 38 | 0,30 | 1,81 |
КрАЗ-257 | 1,250 | 82 | 3,5 | 33,7 | 147 | 37 | 38 | 0,30 | 2,40 |
H –расстояние между торцами шипов крестовины; dш –диаметр, h – длина шипа крестовины; Zр, dр, lр – соответственно число, диаметр и длина роликов в подшипнике.