Прочтите отрывок из письма

Расположите в хронологической последовательности исторические события.

  1. Ливонская война
  2. реформа патриарха Никона
  3. падение Византийской империи

 

4.Установите соответствие между событиями и годами: СОБЫТИЕ

а. отмена кормлений

б. Карибский кризис

в. Поход Мономаха против половцев

г. Невская битва

ГОД

  1. 1240 г.
  2. 1378 г.
  3. 1556 г.
  4. 1111 г.
  5. 1914 г.
  6. 1962 г.

5.Установите соответствие между событиями и годами: СОБЫТИЕ

а. казнь А.В. Колчака

б. восстание древлян

в. созыв первого Земского Собора

г. «Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского

ГОД

  1. 945 г.
  2. 1223 г.
  3. 1510 г.
  4. 1606 г.
  5. 1549 г.
  6. 1920 г.

 

6.Установите соответствие между событиями и годами: СОБЫТИЕ

а. издание Манифеста о вольности дворянской

б. избрание на престол династии Романовых

в. присоединение Твери к Московскому государству

г. «Брусиловский прорыв»

ГОД

  1. 1485 г.
  2. 1510 г.
  3. 1613 г.
  4. 1762 г.
  5. 1861 г.
  6. 1916 г.

 

7. Запишите термин, о котором идёт речь, строчными буквами без пробелов и знаков препинания.

Система назначения на высшие должности в государстве и в войске, в которой ключевую роль играли степень знатности рода и заслуги предков, отменённая в 1682 г.

8. Впервые созванный в 1549 г. и просуществовавший до середины XVII в. общегосударственный сословно-представительный орган власти при царе с законосовещательными и иными (вплоть до избрания новых царей) функциями, включавший бояр, духовенство, дворян, горожан.

Запишите термин, о котором идёт речь.

 

9. Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.

Запишите термин, о котором идёт речь.

 

10.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

а. реформы княгини Ольги

б. Смута

в. объединение русских земель вокруг Москвы

г. утверждение советской власти

ФАКТ

  1. битва на реке Шелони
  2. отмена крепостного права
  3. «Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского
  4. битва на реке Сити
  5. Учреждение уроков и погостов
  6. принятие Декрета о земле

11.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

а. формирование и развитие законодательства Древнерусского государства

б. реформы Избранной рады

в. проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России

г. первые революционные преобразования большевиков

ФАКТЫ

1. созыв Уложенной комиссии

2. принятие Судебника Ивана III

3. созыв первого Земского собора

4. принятие Декрета о земле

5. принятие Русской Правды

6. создание Временного правительства

 

12. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

а. Первая российская революция

б. политическая раздробленность русских земель

в. конституционный кризис 1993 г.

г. закрепощение крестьян

ФАКТ

  1. штурм Белого дома в Москве
  2. убийство князя Игоря Старого
  3. издание указа о заповедных летах
  4. провозглашение Всеволода Большое Гнездо великим князем Владимирским
  5. Октябрьская всероссийская политическая стачка
  6. издание указа об обязанных крестьянах

 

13. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А. «Во время проповеди [патриарх] велел принести иконы старыя и новыя, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских. Так как этот патриарх отличался чрезмерною крутостью нрава и приверженностью греческим обрядам, то он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобныя иконы…

В этот день патриарху представился удобный случай для беседы в присутствии царя, и он много говорил о том, что такая живопись, какова на этих образах, недозволительна… Никон брал эти образа правою рукою один за другим, показывал народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь. Царь стоял близ нас с открытою головой, с видом кротким, в молчании внимая проповеди. Будучи человеком набожным и богобоязненным, он тихим голосом стал просить патриарха, говоря: "нет, отче, не сжигай их, но пусть их зароют в землю". Так и было сделано».

Б. «Перед обедом… когда царь возвращался из церкви, с крепости стреляли из всех пушек, чем и началось празднование коронации по случаю наступления 39-го года царствования его величества, вступившего на престол 10 лет от роду… Услышав пушечную пальбу, я тотчас отправился вместе с тайным советником Геспеном, посланником Штамке и другими нашими кавалерами навстречу царю... Когда он вошёл в длинную галерею, стоящую в аллее, идущей к царскому летнему дворцу, все собравшиеся там… подошли к нему с поздравлением… Царь пошёл с князем Меншиковым и со всею свитою на находящееся близ сада большое открытое место, где стояли в строю оба гвардейских полка, Преображенский и Семёновский… Многие из рядовых имеют… в петлицах медали с портретом царя, который, говорят, награждает ими всех особенно отличающихся в сражениях; но, кроме того, все бывшие в Полтавской битве украшены такими медалями… После троекратной стрельбы царь удалился, пригласив сам наших кавалеров собраться после обеда, в пять часов, в Летнем саду».

Х АРАКТЕРИСТИКИ

1. События, описываемые в тексте, происходили в XVII в.

2. Царь, о котором говорится в тексте, был первым представителем своей династии на троне.

3. Современником царя, о котором говорится в тексте, был шведский король Карл XII.

4. При царе, о котором говорится в тексте, в России было упразднено патриаршество.

5. В период правления царя, о котором говорится в тексте, Россия участвовала в Ливонской войне.

6. В период правления царя, о котором говорится в тексте, было принято Соборное уложение.

А

Б

       
       

 

14.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками:.

  ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А «А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Афанасию митрополиту всея Руси …список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти …великого князя Василия Ивановича…. И царь и великий князь гнев свой положил… на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил… И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство…»
Б «Пришёл митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь… всея Руси встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за рекою Преснею с боярами и дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слёзы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского. И после же [были слёзы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении… Государь же… всея Руси в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской и установил празднование большое».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Царь, о котором говорится в тексте, – Михаил Фёдорович.

2. Данные события привели к установлению опричнины.

3. События относятся к ⅩⅥ в.

4. Государь, о котором говорится в тексте, был первым представителем династии на престоле.

5. В том же столетии, к которому относятся описываемые в документе события, Русское государство освободилось от власти Орды.

6. В царствование государя, о котором говорится в тексте, к русскому государству был присоединён Новгород.

А

Б

       
       

 

15.Что из перечисленного характеризует систему управления России ⅩⅦ в.?

1. обеспечение местной власти за счёт системы кормлений

2. усиление роли Земских соборов в делах правления

3. основные органы центрального управления – приказы

4. занятие ключевых постов в управлении представителями боярской аристократии

5. административное разделение страны на уезды

6. продвижение по службе согласно Табели о рангах

Выберите три ответа

 

16. Что из перечисленного характеризует социально-экономическую ситуацию в России ⅩⅦ в.?

1. развитие крепостнической системы

2. ввоз железа из-за границы

3. господство двупольной системы в сельском хозяйстве

4. развитие ярмарочной торговли

5. осуществление торговли с западными странами в основном через Чёрное море

6. появление сословной группы удельных крестьян

Выберите три ответа

 

17.Установите соответствие между событиями и их участниками: СОБЫТИЕ

а. военный конфликт с Японией на реке Халхин-Гол

б. создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

в. присоединение к Московскому княжеству Коломны

г. принятие Новоторгового устава

УЧАСТНИК

  1. А.Л. Ордин-Нащокин
  2. А.Х. Бенкендорф
  3. Даниил Александрович
  4. А.Ф. Адашев
  5. Г.К. Жуков
  6. Владимир Святой

 

18.Установите соответствие между событиями и их участниками:

СОБЫТИЕ

а. создание полков нового строя

б. учреждение патриаршества на Руси

в. создание Временного правительства

г. Любечский съезд князей

УЧАСТНИК

  1. Б.Ф. Годунов
  2. В.М. Молотов
  3. Владимир Мономах
  4. Михаил Романов
  5. Святополк Окаянный
  6. А.И. Гучков

 

Прочтите отрывок из письма.

«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты – ничтожество; дома ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы «[ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», – это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…

[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас – не стоит подробно и рассказывать!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: