Расположите в хронологической последовательности исторические события.
- Ливонская война
- реформа патриарха Никона
- падение Византийской империи
4.Установите соответствие между событиями и годами: СОБЫТИЕ
а. отмена кормлений
б. Карибский кризис
в. Поход Мономаха против половцев
г. Невская битва
ГОД
- 1240 г.
- 1378 г.
- 1556 г.
- 1111 г.
- 1914 г.
- 1962 г.
5.Установите соответствие между событиями и годами: СОБЫТИЕ
а. казнь А.В. Колчака
б. восстание древлян
в. созыв первого Земского Собора
г. «Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского
ГОД
- 945 г.
- 1223 г.
- 1510 г.
- 1606 г.
- 1549 г.
- 1920 г.
6.Установите соответствие между событиями и годами: СОБЫТИЕ
а. издание Манифеста о вольности дворянской
б. избрание на престол династии Романовых
в. присоединение Твери к Московскому государству
г. «Брусиловский прорыв»
ГОД
- 1485 г.
- 1510 г.
- 1613 г.
- 1762 г.
- 1861 г.
- 1916 г.
7. Запишите термин, о котором идёт речь, строчными буквами без пробелов и знаков препинания.
Система назначения на высшие должности в государстве и в войске, в которой ключевую роль играли степень знатности рода и заслуги предков, отменённая в 1682 г.
|
|
8. Впервые созванный в 1549 г. и просуществовавший до середины XVII в. общегосударственный сословно-представительный орган власти при царе с законосовещательными и иными (вплоть до избрания новых царей) функциями, включавший бояр, духовенство, дворян, горожан.
Запишите термин, о котором идёт речь.
9. Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.
Запишите термин, о котором идёт речь.
10.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)
а. реформы княгини Ольги
б. Смута
в. объединение русских земель вокруг Москвы
г. утверждение советской власти
ФАКТ
- битва на реке Шелони
- отмена крепостного права
- «Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского
- битва на реке Сити
- Учреждение уроков и погостов
- принятие Декрета о земле
11.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
а. формирование и развитие законодательства Древнерусского государства
б. реформы Избранной рады
в. проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России
г. первые революционные преобразования большевиков
ФАКТЫ
1. созыв Уложенной комиссии
2. принятие Судебника Ивана III
3. созыв первого Земского собора
4. принятие Декрета о земле
5. принятие Русской Правды
6. создание Временного правительства
|
|
12. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)
а. Первая российская революция
б. политическая раздробленность русских земель
в. конституционный кризис 1993 г.
г. закрепощение крестьян
ФАКТ
- штурм Белого дома в Москве
- убийство князя Игоря Старого
- издание указа о заповедных летах
- провозглашение Всеволода Большое Гнездо великим князем Владимирским
- Октябрьская всероссийская политическая стачка
- издание указа об обязанных крестьянах
13. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками:
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А. «Во время проповеди [патриарх] велел принести иконы старыя и новыя, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских. Так как этот патриарх отличался чрезмерною крутостью нрава и приверженностью греческим обрядам, то он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобныя иконы…
В этот день патриарху представился удобный случай для беседы в присутствии царя, и он много говорил о том, что такая живопись, какова на этих образах, недозволительна… Никон брал эти образа правою рукою один за другим, показывал народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь. Царь стоял близ нас с открытою головой, с видом кротким, в молчании внимая проповеди. Будучи человеком набожным и богобоязненным, он тихим голосом стал просить патриарха, говоря: "нет, отче, не сжигай их, но пусть их зароют в землю". Так и было сделано».
Б. «Перед обедом… когда царь возвращался из церкви, с крепости стреляли из всех пушек, чем и началось празднование коронации по случаю наступления 39-го года царствования его величества, вступившего на престол 10 лет от роду… Услышав пушечную пальбу, я тотчас отправился вместе с тайным советником Геспеном, посланником Штамке и другими нашими кавалерами навстречу царю... Когда он вошёл в длинную галерею, стоящую в аллее, идущей к царскому летнему дворцу, все собравшиеся там… подошли к нему с поздравлением… Царь пошёл с князем Меншиковым и со всею свитою на находящееся близ сада большое открытое место, где стояли в строю оба гвардейских полка, Преображенский и Семёновский… Многие из рядовых имеют… в петлицах медали с портретом царя, который, говорят, награждает ими всех особенно отличающихся в сражениях; но, кроме того, все бывшие в Полтавской битве украшены такими медалями… После троекратной стрельбы царь удалился, пригласив сам наших кавалеров собраться после обеда, в пять часов, в Летнем саду».
Х АРАКТЕРИСТИКИ
1. События, описываемые в тексте, происходили в XVII в.
2. Царь, о котором говорится в тексте, был первым представителем своей династии на троне.
3. Современником царя, о котором говорится в тексте, был шведский король Карл XII.
4. При царе, о котором говорится в тексте, в России было упразднено патриаршество.
5. В период правления царя, о котором говорится в тексте, Россия участвовала в Ливонской войне.
6. В период правления царя, о котором говорится в тексте, было принято Соборное уложение.
А | Б | ||
14.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками:.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А | «А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Афанасию митрополиту всея Руси …список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти …великого князя Василия Ивановича…. И царь и великий князь гнев свой положил… на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил… И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство…» |
Б | «Пришёл митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь… всея Руси встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за рекою Преснею с боярами и дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слёзы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского. И после же [были слёзы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении… Государь же… всея Руси в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской и установил празднование большое». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
|
1. Царь, о котором говорится в тексте, – Михаил Фёдорович.
2. Данные события привели к установлению опричнины.
3. События относятся к ⅩⅥ в.
4. Государь, о котором говорится в тексте, был первым представителем династии на престоле.
5. В том же столетии, к которому относятся описываемые в документе события, Русское государство освободилось от власти Орды.
6. В царствование государя, о котором говорится в тексте, к русскому государству был присоединён Новгород.
А | Б | ||
15.Что из перечисленного характеризует систему управления России ⅩⅦ в.?
1. обеспечение местной власти за счёт системы кормлений
2. усиление роли Земских соборов в делах правления
3. основные органы центрального управления – приказы
4. занятие ключевых постов в управлении представителями боярской аристократии
5. административное разделение страны на уезды
6. продвижение по службе согласно Табели о рангах
Выберите три ответа
|
|
16. Что из перечисленного характеризует социально-экономическую ситуацию в России ⅩⅦ в.?
1. развитие крепостнической системы
2. ввоз железа из-за границы
3. господство двупольной системы в сельском хозяйстве
4. развитие ярмарочной торговли
5. осуществление торговли с западными странами в основном через Чёрное море
6. появление сословной группы удельных крестьян
Выберите три ответа
17.Установите соответствие между событиями и их участниками: СОБЫТИЕ
а. военный конфликт с Японией на реке Халхин-Гол
б. создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
в. присоединение к Московскому княжеству Коломны
г. принятие Новоторгового устава
УЧАСТНИК
- А.Л. Ордин-Нащокин
- А.Х. Бенкендорф
- Даниил Александрович
- А.Ф. Адашев
- Г.К. Жуков
- Владимир Святой
18.Установите соответствие между событиями и их участниками:
СОБЫТИЕ
а. создание полков нового строя
б. учреждение патриаршества на Руси
в. создание Временного правительства
г. Любечский съезд князей
УЧАСТНИК
- Б.Ф. Годунов
- В.М. Молотов
- Владимир Мономах
- Михаил Романов
- Святополк Окаянный
- А.И. Гучков
Прочтите отрывок из письма.
«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты – ничтожество; дома ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы «[ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», – это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…
[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас – не стоит подробно и рассказывать!»