Авторская школа как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение

В настоящее время экспериментальная деятельность средних общеобразовательных школ получила широкое распространение. В ней принимают участие как отдельные учителя, так и педагогические коллективы школ, руководители всех уровней. Бесспорно, экспериментальная работа неразрывно связана с модернизацией российского образования, основными итогами которой являются: создание единой сети экспериментальных школ, обеспечение вариативности образовательных процессов, стимулирование педагогического творчества и инновационной деятельности. Все указанное обусловливает целесообразность теоретического уточнения сущности понятия «экспериментальная школа».

Предпосылками возникновения экспериментальных учебных заведений были авторские школы. Термин «авторская школа» появился в научном поле СССР лишь в середине 80-х годов ХХ века, когда в клубе творческой педагогики «Эврика» при «Учительской газете» (г. Москва) впервые был проведен конкурс с одноименным названием и победителям этого конкурса присваивался статус «Авторская школа». Однако такое толкование термина «авторская школа» позволяло в качестве авторских школ рассматривать примеры отечественных и зарубежных учебных заведений, в которых с древнейших времен реализовывались новые педагогические идеи и концепции и оригинальные учебно-воспитательные системы.

Термин «экспериментальная школа» получил распространение с середины 90-х годов прошлого века и закрепил творческие поиски педагогов, а также изменения в сфере образования. Однако считаем, что основы экспериментальных учебных заведений в истории педагогики были заложены гораздо раньше. Итак, обоснуем соотношение терминов «авторская школа», «инновационная школа» и «экспериментальная школа» в научно-педагогической литературе.

Начнем с определения термина «авторская школа». Исследователи по-разному интерпретируют этот феномен, делая упор на различных аспектах его сущности. Так, Б. Бим-Бад определяет авторскую школу как «экспериментальный образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепциях, разработанных отдельным автором или авторским коллективом». Г. Селевко характеризует авторскую школу как «учебно-воспитательное учреждение, которое построено на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий)». Н. Побирченко, считает, что это «гуманистическое учебно-воспитательное учреждение, идея создания которого принадлежит педагогу-создателю, который разработал и положил в основу его деятельности собственную концепцию развития школы, основой которой является триада» ребенок - учитель - родители», что обеспечивает эффективное функционирование и стабильные положительные результаты». Ю. Юрчонок характеризует авторскую школу как «гуманистическое, экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в котором реализуется оригинальная целостная инновационная педагогическая система, субъектами деятельности которой становятся педагогический коллектив, ученики, родители в тесном взаимодействии, сотрудничестве и партнерстве, что обеспечивает стабильные положительные результаты и длительное эффективное функционирование». Т. Цырлина, исследуя социокультурный феномен авторской школы ХХ века, определяет ее как «учебно-воспитательное учреждение со специфической уникальной культурой, созданный педагогом-учредителем или его последователями на базе разработанной им авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, ученики и их родители, обеспечивает школе эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты». А. Сидоркин выражает мнение, что характерными признаками авторской школы является наличие педагога-лидера, директора-автора, четко сформулирована концепция школы, существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики.

Таким образом, основной составляющей дефиниции «авторская школа» является обязательное наличие создателя (автора, педагога-лидера или авторского коллектива), который выступает учредителем в создании и внедрении оригинальной психолого-педагогической концепции учебно-воспитательного заведения. Поэтому авторскую школу в истории педагогики зачастую называют по имени своего создателя (автора).

Близким к понятиям «авторская школа» и «инновационная школа» является термин «экспериментальная школа». Экспериментальные учебные заведения, по мнению профессора А. Джуринского, существовали еще с XVII века. в Западной Европе и Северной Америке и в течение последних десятилетий ХХ в. превратились в постоянно действующий фактор развития школьного образования. Эти учреждения имели двойное назначение - как центры педагогических поисков и как популяризаторы новых подходов в учебно-воспитательном процессе. Джуринский экспериментальные учебные заведения подразделяет на четыре вида: школы, которые реализуют новую педагогическую концепцию; базовые школы при научно-педагогических центрах; образцовые школы, где шлифуются традиционные методики обучения и воспитания; опытные школы, в которых осуществляют оригинальные педагогические идеи. Кроме того, на рубеже XIX-ХХ вв. школа, которая осуществляла экспериментальную деятельность получила название «новая школа». Поэтому согласны с обоснованием А. Поповой относительно тождественности терминов «новая школа» и «экспериментальная школа».

Таким образом, опираясь на выводы А. Джуринского и А. Поповой, считаем, что образцовые и опытные учебные заведения, а также «новые школы» являются разновидностями экспериментальных школ и будем рассматривать термин «экспериментальная школа» в двух плоскостях: - как авторскую школу (при условии присутствия автора этой идеи), поскольку в ней реализуется целостная оригинальная концепция и она является «центром новых педагогических поисков».

Заметим, что в истории педагогики экспериментальные учебные заведения представлены «авторскими школами», поскольку именно в них проверялись, производились или обосновывались новые для своего времени педагогические идеи, а также практический опыт учителей». Считаем, что такое толкование экспериментального учебного заведения также дает возможность понимать этот термин в двух плоскостях, поскольку глаголы «проверяются» и «обосновываются» характеризуют инновационную школу, а глагол «производятся» в случае использования синонимического - «создаются», более характерен для авторской школы.

 

Э. Днепров и Т. Перекрестова называют экспериментальными школами такие, в которых отрабатываются различные новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности и основным акцентом деятельности является педагогический эксперимент. Приведенные точки зрения доказывают, что главным признаком экспериментальной школы является проведение эксперимента. Под педагогическим экспериментом в контексте исследования понимаем опытную проверку результатов внедрения инноваций, разработки и отработки новых (усовершенствованных) идей (концепций).

 

Параметры экспериментальной школы:

- проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению инноваций в учебно-воспитательный и (или) управленческий процессы учебного заведения автором педагогической инициативы;

- внедрение оригинальной педагогической идеи (концепции), основанной на личной теории автора и в результате внедрения которой создается новая педагогическая система школы;

- совершенствование и разработка технологии переноса ранее известных ведущих психолого-педагогических концепций в деятельность учебного заведения, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

ВЫВОД: уточнение понятия «экспериментальная школа» позволит обосновать систему научно-методической работы с педагогическими кадрами в этих учебных заведениях, призванной сформировать новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, новое педагогическое мышление педагогов, новое отношение учителей к своей деятельности; удовлетворить интересы педагогических коллективов в постоянном повышении профессионального уровня в соответствии с конъюнктурой рынка педагогического труда и обеспечить эффективную подготовки педагогических работников к осуществлению экспериментально-исследовательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: