Чем отличается драматургия цикла «Зимний путь» от «Прекрасной мельничихи»?

Шуберт постарался драматизировать композицию, поэтому она построена на множестве контрастных образов. При этом контрасты выстраиваются, как между номерами, так и внутри них.

Главный драматургический конфликт цикла составляет противопоставление безрадостной действительности и светлой мечты, многие песни окрашены в теплые тона (например, «Липа», «Весенний сон»). При этом композитор подчеркивает «обманчивость» многих светлых образов. Все они лежат вне реальности, это всего лишь сновидения. Часто противопоставление мечты и реальности предстает как внутренний контраст в рамках одной песни. Музыкальные контрасты того или иного рода содержатся во всех песнях «Зимнего пути». Даже в тех песнях, для которых композитор сохраняет основной образ на всем протяжении («Спокойно спи», «Постоялый двор», «Шарманщик»), содержатся ладовые контрасты минорных и мажорных вариантов основных тем.

Расскажите о песне «Серенада» из цикла «Лебединая песня». Кстати: а как вы понимаете выражение «Лебединая песня»? Это просто деталь звуков фауны или нечто более драматичное?

«Серенада» Франца Шуберта вошла в сборник «Лебединая песня» под номером четыре. Это романтическая песня, которую молодой человек в поздний час, изливая свои чувства, исполняет для своей возлюбленной. Нежно обращаясь к ней, он с мольбами просит о скорой встрече.

Композиция, написанная в трёхдольном размере и тональности ре минор, заключена Шубертом в куплетную форму и имеет небольшое вступление и достаточно развёрнутое заключение.

Серенада открывается четырёхтактовым инструментальным вступлением. Его равномерные гармонические созвучия впоследствии будет звучать в аккомпанементе на протяжении всего произведения. Далее начинается плавно льющаяся серенада, лёгкая и изящная мелодическая линия которой украшена триолями. После первого и второго предложения в первой части, которая представляет собой период, композитор вставляет инструментальные проигрыши, имитирующие мелодические концовки вокальной партии. Вторая часть куплета – тоже период, заканчивается мечтательно настроенным проигрышем. Затем следует репризно повторяющийся второй куплет, а после него кода, в которой мелодия становится более взволнованной, страстной и призывной.

Серенада» Франца Шуберта — этот бессмертный шедевр музыкальной драматургии ХIХ века волнует души людей уже почти два столетия. Певучая, полная чувства мелодия гармонирует с настроением человека, так как сильная музыка, отражающая искренность любовного восторга, задевает самые тонкие струны его души.

После смерти Шуберта, в конце того же 1828 года, венский издатель Тобиас Хаслингер купил у брата Шуберта рукопись его песен на стихи Рельштаба, объединил их с гейневскими, добавил песню на стихи Зейдля и дал этому сборнику название «Лебединая песня» — в соответствии с легендой, гласящей, что лебедь поет свою песню перед смертью.

Сколько симфоний у Шуберта? Почему симфония си минор называется «неоконченной»?

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Композитор создавал симфонию си минор на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: