Особенности публицистики А. Минкина на страницах газеты «московский комсомолец»

Доклад для международной научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Будущее»

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ А. МИНКИНА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»

А.Е.Петренко

Для исследователей языка текст очень долгое время интерпретировался как предмет повышенного внимания. В лингвистике текст представлен особым многосвязным знаковым комплексом, неким продуктом информационной деятельности, рожденный в человеческой среде. Публицистический текст – это особый текстовый материал, цель которого – максимально повлиять на аудиторию через СМИ. Однако наличие признаков публицистичности у других видов текстов – деловых, художественных или научных – не отрицается. В данном случае публицистичность понимается как умение текста любого вида стремительно влиять на      

идейно-политическую и социокультурную направленность аудитории в определённой ситуации общения создателя текста с людьми, которым он изложил свою точку зрения.

Делая акцент на это определение, можно выделить функции публицистики: публицистика расширяет наши представления об окружающем нас мире (познавательная (эвристическая) функция); с её помощью мы передаём нужную информацию (коммуникативная функция); в публицистическом тексте возникает определённая модель мира (творчески-созидательная функция (приглашение к со-творчеству); публицистика даёт оценку действительности (аксиологическая (оценочная) функция); публицистический текст заставляет читателя сопереживать и действовать (побудительная функция); в публицистическом тексте воссоздаётся образ сегодняшней жизни (эстетическая функция); публицистика имеет влияние на мнение общества: она образовывает, формулирует и излагает его в тексте (воспитательная функция).

Во время написания текста публицист берёт факты, но не придерживается цели подтасовать смысл событий или явлений. Реальность появляется перед читателем благодаря соединению образов и понятий в публицистическом тексте. В данном случае публицист не только показывает действительность в правильном свете, но и использует доказательства, прибегая к логически-понятийному мышлению. Если у публициста основная цель повлиять на аудиторию, то он широко применяет образный тон повествования, раскрывает проблему, определяет свою позицию не только рациональным способом, но также эмоционально воздействует на аудиторию.

Автор служит критерием подлинности своего текста, стремится объективнее и точнее отобразить действительные факты. Представляя разные точки зрения, автор стремится снискать доверие аудитории. В ходе диалога возникают доверительные отношения. Публицист делится с своим опытом и ждёт ответной реакции от читателя, как бы ведёт беседу с ним – в этом заключается идея обратной связи с аудиторией.

Дискурсивность – создание дискурса между автором и аудиторией является особой чертой в публицистических текстах. Определить её можно по следующим признакам: общественная настроенность (инициация предполагаемого в данной ситуации социального действия); активизация взаимоотношений автора и аудитории; генерализация (наличие определенной установки автора/издателя); активизация восприятия сообщения аудиторией (установка на инициативный отклик аудитории); ситуативность (прочная связь со временем и местом высказывания).

Творческий путь Александра Викторовича Минкина как публициста можно назвать поистине интересным. Его статьи стали ярким примером изобличающей журналистики, раскрытия социальных язв. Работа Минкина о доходах Альфреда Коха, Максима Бойко, Анатолия Чубайса, Александра Казакова и Петра Мостового за книгу «История приватизации в России» послужила причиной увольнения Казакова, Мостового и Бойко с занимаемых должностей.

Журналистом Александр Минкин стал не сразу - до этого он работал аппаратчиком на Всесоюзном Институте биосинтеза белковых веществ. Также работал бетонщиком (строил Останкинскую телебашню) и курьером. В 1978—1979 годах писал статьи для газеты «Московский комсомолец». Сам публицист вспоминает об этом так: «Мне было 33 года, когда я написал первую заметку. От абсолютного отчаяния и безденежья, и не умеючи фарцевать, я зашел с улицы в «Московский комсомолец»,.. и сказал: Давайте я вам что-нибудь напишу. Они спросили, где я работаю, я сказал: «Вот там-то». Они: «Ой, как интересно, напишите нам об этом». Написал. Они меня пригласили в штат».

Однако спустя почти год, Минкин ушел из издания. «Я понял, что то, что я хочу писать, печатать они не хотят. А то, что они хотят печатать, мне не интересно писать. И я ушел на вольные хлеба. И стал тем самым тунеядцем». Дабы не быть арестованным по закону о тунеядстве, Александр Минкин предъявил комиссии рекомендации от Булата Окуджавы, Бориса Васильева и Михаила Рощина и стал членом литературного союза при издательстве «Советский писатель». Когда же Минкин принимался в Союз писателей России, он предоставил уже новые рекомендации от Окуджавы и Васильева.

В 1984 году окончил ГИТИС по профилю «театровед». Писал театральные рецензии, но также какое-то время писал «политические» заметки и нелегально отправлял их на Запад. «Я понимал, что меня вычислят, хотя печатался там под псевдонимом», — говорил Минкин.

С 1990 по 1991 год работал обозревателем в журнале «Огонек», который являлся самым многотиражным журналом в СССР. В этот период Александр Минкин прославился статьёй под названием «Хлопкораб». В ней было описано, как в Узбекистане детей заставляли собирать оставшийся хлопок, неубранный комбайном, растения же предварительно обработали химикатами.

В «МК», а затем в «Новой газете» получил известность благодаря публикации прослушек российских бизнесменов и чиновников —Чубайса, Коржакова, Березовского и других. Автор романа «Кысь» Татьяна Толстая высказывалась об этом: «Добрые люди с большими ушами и чистыми руками время от времени дарят Минкину прослушки, а он воспламеняется и печатает их с гневными комментариями».

В настоящее время основной темой его творчества является политика. Александр Минкин пишет о негативных сторонах политической элиты нашей страны, критикует деятельность властных структур, обращая внимание на острые проблемы, возникшие из-за халатности российских должностных лиц.

Обратим своё внимание на его известный цикл «Писем президенту». Они просуществовали больше 14 лет и были закрыты в 2018 году. Минкин вспоминает об их создании: ««Письма президенту» начались случайно в 2004 году. Я прочел в какой-то газете коллективное письмо Владимиру Путину. И мне показалось, что это довольно глупое занятие. Потому что Путин ненавидит давление. А публикация коллективного письма — это давление. И я написал, что если люди хотят добиться чего-то от верховной власти, то они должны не коллективные письма публиковать, а должны найти способ занести письмо в администрацию президента, чтобы какой-то доверенный человек положил его на стол Путину. Статья так и называлась «Письма президенту». И мне показалось, что это хорошее название для рубрики. У главного редактора «Московского Комсомольца» Павла Гусева из-за «Писем президенту» случались неприятности. Мы же печатали «Письма президенту» на свой страх и риск. Порой они вызывали гнев. Павел Гусев публично рассказывал, что на него топали ногами, орали (может быть, и матом). Требовали, чтобы он меня уволил… «Московский Комсомолец» живет на рекламу, ни государству, ни олигархам мы не принадлежим. Такое ощущение, что мы единственная из федеральных газет, которая живет на свои деньги. Неприятности могут возникнуть в любой момент. К какому-либо богачу подойдет аккуратный человек из aдминистрации президента и скажет: «Ты что, все еще им даешь рекламу?» Но пока рекламодатели у нас, к счастью, есть».

Каковы же их основные черты:

1) каждое своё письмо Минкин начинает с фразы «Господин президент», что говорит нам о форме публичного обращения автора к адресату;

2) несмотря на прямое обращение, Минкин создаёт свои публикации не только ради одного человека, а для всех своих читателей, чтобы выделить главные общественные и политические проблемы, что говорит об обособлении определённого круга адресатов. Работая в эпистолярном жанре, публицист хочет привлечь широкую аудиторию к проблеме, вследствие чего «Письма президенту» становятся своего рода инструментом результативного воздействия.

Тексты Александра Минкина изобилуют средствами художественной выразительности, однако мы выделили наиболее часто встречающиеся.

Очень часто в своих текстах Минкин использует такой стилистический приём как парцелляция. Для примера обратимся к письму под названием «Общий сукин сын», в котором автор затрагивает дело о нелегальной торговле допингом (дело Родченкова). Так Минкин пишет о реакции Путина на доклад (вопрос) Пескова: «Пока звучал длинный доклад (притворившийся вопросом), вы (президент) слушали равнодушно, но терпеливо, доброжелательно кивали. Так кивает учитель, который вчера диктовал домашнее задание, а сегодня ученик повторяет перед всем классом вчерашний урок. По шпаргалке. На пятерку». Подобное отрывистое произнесение фраз только усиливает экспрессию, подчёркивая, что всё то, что говорит Песков о Родченкове (о его судимости, психической болезни), вовсе не секрет для президента.

Ещё одной особенностью текстов Александра Минкина является большое количество разговорной лексики. Обратимся к этому же письму и увидим, что с их применением его слова звучат более убедительно: «Вот, оказывается, какая сволочь так удачно подвернулась врагам России: сумасшедший торговец допингом, пьянь, суицидник.», «Обычно, когда вы заканчиваете ответ, журналисты это мгновенно чувствуют и начинают орать и махать плакатиками». Обладая стилистической пестротой, такая речь способствует более яркому выражению своего мнения по поводу ситуации и действующих лиц.

В текстах А.Минкина можно также увидеть активное применение книжной лексики. Как говорилось ранее, его публикации чаще всего затрагивают политическую тематику, что влечёт за собой использование книжных выражений. В тексте «Клятва патриота» об отечественных псевдодостижениях встречаются такие слова как «патриотизм», «высокоинтеллектуальные», «первые лица государства». Конечно, многие приобретают переносное значение («высокоинтеллектуальные» нелепые идеи Госдумы); говоря о руководителях различных организаций, он пишет: «первое лицо — одно. Остальные, даже очень важные, это недопервые, или нижепервые». Как можно заметить, книжная лексика позволяет усилить выразительность и образность речи.

Таким образом, можно сказать что публицистика А.Минкина полностью отвечает функциям публицистического стиля: он приглашает читателей вступить с ним в дискурс, передаёт точную информацию, даёт оценку сложившейся ситуации, имеет влияние на общества, стремится побудить его к сопереживанию и действию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: