Государственная политика при стимулировании экономического роста: опыт Казахстана
Программа экономического развития Казахстана во многом детерминирована в нескольких нормативно-правовых актах, а именно:
1. Стратегия “Казахстан 2030” от 1997 года.
2. Стратегия “Казахстан 2050” от 2012 года.
Финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности
Одним из самых комплексных документов последнего времени для Казахстана стал проект Общенационального плана мероприятий (ОНП) и Антикризисного плана действий Правительства и Национального банка по обеспечению экономической и социальной стабильности. Он подразумевает следующие меры: стабилизацию финансового сектора, оптимизацию бюджета, приватизацию и меры по инвестиционной и социальной политике.
Общенациональный план мероприятий содержит целевые индикаторы на 10 лет и 39 мероприятий по 5 основным направлениям.
Антикризисный план состоит из 2 разделов:
1) формирование новой структурной экономики, в рамках 5 основных направлений, определенных Президентом Казахстана;
2) оперативные меры по стимулированию роста и кредитованию экономики.
В заключение следует отметить, что стабилизация экономики - важная задача государства. От этого зависит и благосостояние граждан, поскольку происходит рост цени, соответственно, снижается покупательная способность. Снижается деловая активность. Разработанные на текущий момент меры по стабилизации банковского сектора нуждаются в корректировке, ввиду постоянно меняющейся внешней среды. Кризисные явления с высокой вероятностью продолжатся - может произойти новый виток ухудшения ситуации на финансовых рынках, в том числе спад нефтяных котировок, с соответствующими последствиями для казахстанской экономики.
Таким образом, можно сделать вывод: финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. В ходе этого, государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти как правительство, президент и др. Также не исключается возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты политического участия и гражданского общества.
В рамках регулирования денежно-кредитной политики предлагается:
1) совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и повышение эффективности процентного канала;
2) уточнение целевого ориентира на денежном рынке при проведении денежно-кредитной политики;
3) следование плавающему обменному курсу;
4) конвергенция официальной ставки рефинансирования и базовой ставки;
5) построение кривой доходности;
6) измерение инфляционных ожиданий;
7) совершенствование коммуникационной политики;
8) восстановление кредитования экономики.
Современное состояние экономики Казахстана
Казахстан занимает примерно 50-ое место в списке стран по номинальному значению валового внутреннего продукта («ВВП»).
В 2018 г. ВВП РК составил 61,8 трлн. тенге (3,4 млн тенге на душу населения, или 9812,5 долларов США).
За 9 месяцев 2019 г. ВВП РК составил 44,3 трлн тенге.
Оценка ВВП РК за полный 2019 год составляет 67,7 трлн. тенге.
В связи с сырьевой направленностью и экспортной ориентированностью экономики Казахстана ее развитие тесно связано с ситуацией на рынке сырьевых товаров, прежде всего нефти и металлов.
В дальнейшем, в 2021-2028 годах, согласно объективным планам Правительства Казахстана и мнениям независимых аналитических агентств, ожидается сохранение реального роста ВВП Казахстана вблизи уровня 4%.
В настоящее время в структуре ВВП Казахстана промышленное производство составляет 44%. Объемы промышленного производства в денежном выражении составили 27,2 трлн. тенге. В структуре промышленного производства лидирующие позиции занимают горнодобывающая и обрабатывающая промышленности – 54% и 38% соответственно.
Объемы промышленного производства с 2000 г. по 2015 г. ежегодно увеличивались в среднем на 20%, однако в 2015 г. наблюдалось резкое снижение на 21% по отношению к 2014 г. Основными причинами снижения стали следующие факторы:
· объемы производства в горнодобывающей промышленности снизились на 33%;
· в обрабатывающей промышленности снизились на 6%;
· в сфере электроснабжения, подачи газа, пара и воздушного кондиционирования производство увеличились на 4%;
· в секторе водоснабжения, канализационной системы, контроля над сбором и распределением отходов производство увеличились на 3%.
· С 2016 г. объем промышленного производства начал восстанавливаться за счет наращивания объемов производства во всех секторах. Так, ежегодный рост с 2016 г. в среднем составляет 22%.
Высокие темпы роста потребления энергоресурсов и металлов в Китае, а также увеличение доли Казахстана в поставках сырьевых товаров в Европу при существенном росте мировых цен обеспечивали источниками для усиления внешнеторговой деятельности страны на протяжении десятилетия.
С 2017 г. наблюдается увеличение объемов экспорта, что обусловлено укрепление цен на экспортируемые минеральные ресурсы, занимающие лидирующие позиции в структуре экспорта страны. При этом стоит отметить небольшое снижение мировых цен на нефть с 2014 г, что также повлияло на совокупный экспорт страны.
Объем импорта Казахстана в период с 2015 г. по 10 мес. 2019 г. показывал в среднем аналогичную динамику в сравнении с объемом экспорта.
В течение периода 2006–2019 гг. Национальный Банк РК регулярно участвует в мероприятиях по пресечению укрепления тенге и в проведении одномоментных девальваций для оживления экономики Казахстана.
В целях защиты национальной экономики в период мирового финансового кризиса, а также в целях исполнения бюджета и реализации заявленных социальных программ внутри страны, Национальный Банк РК в феврале 2009 г. осуществил единовременную девальвацию тенге на 25% и ввел регулируемый коридор колебаний валютного курса тенге по отношению к доллару США.
С 2017 г. курс стабилизировался и гибко менялся под воздействием экспортно-импортных операций Казахстана и внешних рисков, таких как санкционное давление на Россию со стороны западных стран и многочисленных торговых войн в мировой экономике.






