Объект обрезан краем формата

Не определяются края композиции

Прежде чем начать работу, педагог должен объяснить, как важно сначала наметить предполагаемые границы композиции. Это также актуально для уроков рисунка и живописи. Когда размеры композиции не определены на плоскости формата, рисунок легко может выйти за его границы, в этом случае работа будет заведомо испорчена, и рисунок придётся переделывать заново. Следует не только намечать общие границы всей композиции, но и полностью вписывать в неё предполагаемые размеры объектов, это поможет избежать дальнейших ошибок.

Касание предметов друг друга и краёв формата

Касание элементов представляет собой соединение линий, обозначающих какие-либо объекты в пределах одной композиции. Объекты могут быть абсолютно любыми: яблоко зрительно коснулось вазы в натюрморте; изображен человек, а на заднем плане в его голову врезается угол картинной рамы; при изображении пейзажа край облака коснулся контура крыжи, другого облака или кроны дерева и т.д. Такого рода касания создают беспокойство, дискомфорт, хочется что-то изменить. В этом случае можно просто перекрыть один предмет другим или, наоборот, сделать между ними расстояние – посмотреть с другого ракурса или отодвинуть их искусственно. Также частой ошибкой является то, что объекты в законченной композиции находятся слишком близко к краю формата. Если работа будет оформляться в раму, то очень важно соблюсти достаточно расстояние от края, так как рама закрывает от 5 мм композиции. Чтобы этого избежать, нужно изначально предупредить учащихся о том, что так может случиться, назвать им перечень ошибок. Также важно на протяжении построения композиции необходимо консультироваться с педагогом, чтобы избежать ошибок и не переделывать рисунок.

Объекты располагаются ниже средней линии

Если мы из каждого угла формата проведем пересекающие линии, они сойдутся в центре листа. Из точки пересечения мы проводим линию, параллельную нижнему краю формата – мы получили среднюю линию. При построении натюрморта мы имеем полное право располагать объекты чуть выше этой линии, это создаст ощущение воздушности. Если же объект расположен ниже этой линии, то создастся ощущение тяжести, объект будет тянуть лист вниз. Однако, такое расположение будет оправдано, если в конечном итоге мы получим сложную, уравновешенную, динамичную композицию, нагруженную деталями. Всё будет зависеть от изначальной идеи. Обычно стоит оставлять снизу больше места, чем вверху.

Отсутствие равновесия

Ранее мы уже упоминали о том, как важно равновесие. Это то состояние композиции, при котором все включённые в неё элементы сбалансированы между собой, композиция зрительно не распадается. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением объектов и цветовых пятен на плоскости формата. Самым простым примером композиционного равновесия является симметрия, когда одна половина композиции отражает другую половину. Если равновесие в композиции не соблюдено, изображение будет восприниматься смотрящим как незаконченное, ему будет дискомфортно. Чтобы избежать этой ошибки, нужно показывать наглядные пособия с выраженной уравновешенностью и полным отсутствием равновесия, делать упражнения.

Симметрия

Если говорить о не полной симметрии, а только лишь уравновешенной композицией, это не считается ошибкой. Но если композиция будет симметричной, то в ней не будет интереса, не за что будет зацепить взгляд зрителя. Самые интересные композиция – те, в которых половины полностью себя отражают, а те, в которых есть асимметрия, но уравновешенная. Следует избегать таких ракурсов, например, в пейзаже, когда линия горизонта делит лист пополам. Создаётся впечатление, что изображающий не знал, на чём расставить акценты: на верхней части композиции или нижней, на красочном небе или земле. То же самое касается отражения идеи по вертикали или деления на три равных части, будто флаг.

Отсутствие доминанты

Доминанта – главный компонент в композиции. Это может быть самый большой элемент, самый маленький, самый контрастный, самый яркий или сгущение элементов. Наличие доминанты гарантирует, что композиция будет выразительной и интересной. Но чтобы идея выглядела более целой и единой, в доминанте должны находить отголоски окружающих её элементов. Это может быть схожая форма или орнаменты.

Объект обрезан краем формата

Очень частая ошибка в детских рисунках – стоящее с краю дерево, обрезанное пополам. Если в формате находится с первого взгляда уже построенная композиция, но при этом где-то с краю будет виднеться какой-то обрезанный элемент или тень от него, это будет считаться ошибкой. Все элементы должны быть читаемы и подчинены общей идее. Исключением может считаться пейзаж, когда полностью на формат не помещаются зрительно схожие элементы (цветы, облака, дома, деревья), в этом случае мы можем себе позволить не включить объект полностью в формат, так как он подчинён какой-то одной идее и не отвлекает на себя внимание.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Тема: основы композиции

Время урока: 45 мин

Тип урока: получение новых знаний

Ведущие методы: рассказ, беседа, практическая работа

Возраст: 10-12 лет

Цель: научить учащихся основам композиции

Задачи урока:

Образовательные:

· научить строить композицию

· научить анализировать композицию в произведениях искусства

· образовательные:

· получить новые знания

· ознакомить с новой техникой

Развивающие:

· развить чувство гармонии

· развивать аккуратность,

· развивать усидчивость

· развивать внимание, наблюдательность

· развивать чувство эстетики, воображение

· развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

· воспитать трудолюбие

Оборудование для учителя:

· классная доска

· методическое пособие

· иллюстрированная литература

· образцы работ

Для учащихся:

· бумага

· графитный карандаш

· ластик

 

План урока:

1. Организационный момент                                    5 мин

2. Теоретическая часть                                              20 мин

3. Практическая часть                                               13 мин

4. Подведение итогов                                                     5 мин

5. Задание на дом                                                      2 мин

 

Ход урока.

1. Учитель приветствует детей, приглашает занять свои рабочие места, отмечает присутствующих.

2. Изучение композиции всегда остаётся важным для всех людей, которые любым образом связаны с творчеством: художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, фотографы и т.д. Композиция является основой любого произведения искусства. От качества усвоения знаний и понимания композиции зависит, будет ли разбираться и понимать человек в будущем произведения искусства, ведь композиция есть гармония средств выразительности, таких как форма или цвет в любой работе.

Под композицией следует понимать всю систему выразительных средств, всё построение работы, созданное для достижения четкости и выразительности раскрытия идейно-тематического содержания работы. Говоря о художественной составляющей, композицию в рисунке определяет размещение предметов на картинной плоскости, направление происходящего в работе движения, расположение линий, ритм и его повторами, перспектива и пр. Работа над композицией упорядочивает все эти факторы в определенную гармоническую систему.

Составляя грамотно композицию для творческой работы, мы стремимся к гармонии. Гармония – согласованность, взаимное соответствие. Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя цельность, полнота, согласие.

Существуют конкретные художественные средства выражения, которые используются для создания произведений:

· форма;

· цвет;

· фактура и т. д.;

Зная, как правильно и в какой момент применять данные средства, можно сделать работу с наибольшей степенью выразительности.

Разберем основные четыре варианта форм:

Квадрат – зрительно тяжёлая, бездвижная и устойчивая форма.

Треугольник – активная, изменчивая форма, имеющая возможность быть в движении, в положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз –неустойчива настолько, насколько это возможно.

Круг –  форма устойчивая, несмотря на то, что её не на чем «стоять», зрительно имеющая вес.

Форма «амёбы» – текучая и неустойчивая форма.

Однако, линии также могут создавать образы. Замкнутая линия зависит от восприятия формы этого пятна. Это могут быть линии округлые, ближе к форме эллипса или амёбы, могут быть ломаными, напоминающими треугольник или квадрат. Внутри одной замкнутой линии можно поместить ещё одну или несколько, что будет усиливать ощущения от движения линии.

Точка – так же, как пятна и линии, относятся к элементам композиции. Она может существовать отдельно от других элементов, а может заполнять собой целое пространство (дотворк). Точка в движении есть не что иное, как линия.

Стилизация – нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля в художественном произведении.

Трансформация – это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д. При разработке композиции обычно стилизацию и трансформацию применяют одновременно, эти приёмы удачно дополняют друг друга.

Выделение цветом так же является композиционным приёмом, который помогает сделать идею выразительнее, как и выделение размером.

Правило третей – э то композиционное построение, где за основу взято упрощенное золотое сечение. Суть его заключается в том, чтобы разбить изобразительное пространство на три равныечасти по вертикали, и три - по горизонтали, а на пересечении линий, которые разделили пространство, поместить элемент, на котором мы хотим акцентировать внимание зрителя. Однако, лучше всего разместить не более двух объектов на этих пересечениях, иначе у зрителя будут разбегаться глаза, а свободное пространство будет создавать ощущение воздуха и глубины.

3. Выполним упражнения на понимание композиции. Для этого нам понадобятся бумага, карандаш и ластик. Выполняем не менее 5 вариантов композиции из геометрических фигур.

4. Давайте проведём проверку итогов. Задавайте ваши вопросы. Также ответьте на следующие вопросы:

· Что собой представляет композиция?

· Где может применяться композиция?

· Какие художественные средства выражения используются для создания композиций?

· Основные четыре варианта форм в композициях?

· Что такое правило третей?

5. Запишите домашнее задание.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — М.: Изд. Дом «Искусство», 2004 — 120 с: ил.

2. Жилинский Д. Разговор о картине/ Д. Жилинский// Юный художник. 2006. — № 4. — с. 36-39

3. Логвиненко Г.М., Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. — М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2005 — 144 с: ил.

4. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р.В. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005 — 79, [4] с.: ил.

5. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе — М.: Просвещение, 1977 — 112 с.: ил.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: