Средства выразительности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

 

Методическое пособие по теме

«Образ слова – тематическая композиция»

3 класс ДХШ,

количество часов 6

предмет «декоративно-прикладная композиция»              

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Группы 4Б

Фролова

Елена

Викторовна

 

 

ВОРОНЕЖ 2020

«Образ слова – тематическая композиция»

Тема: «Кухня», предлагаемые темы: «Соль», «Часы».

Класс: 3

Количество часов по учебному плану: 6

Цель методического пособия:

Научить плоскостно стилизовать предметы, объяснить базовые понятия шрифта, научить строить шрифт, научить рисовать декоративную композицию с использованием шрифта, выявив его содержание.

Задачи:

Образовательные: обучить детей стилизации предметного мира, грамотно использовать знания законов композиции, познакомить с базовыми понятиями шрифта, дать основы построения шрифта.

Развивающие: развить творческие способности, художественный вкус, чувство цвета, гармонии и равновесия композиции.

Воспитательные: воспитать интерес к работе, аккуратность в работе, внимание, наблюдательность и усидчивость.

Оборудование и материалы:

Для учителя: методическое пособие, план-конспект урока, репродукции аналогичных работ, таблица по теории цвета.

Для учащихся: гуашь, кисти, бумага, карандаш, ластик, палитра, линейка.

Литература:

1. Голубева О. Н. Основы композиции: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. – 120 с: илл.

2. Иохханнес Иттен Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах Перевод с немецкого и предисловие Л. Монаховой Художник издания Д. Аронов.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013. – 496 с.

4. Гордон Ю. М. Книга про буквы от Аа до Яя / Издательство Студии Артемия Лебедева - 2017

Ход выполнения пособия

Методическое пособие разработано для третьего класса художественной школы, содержит примеры законов композиции, готовых работ и альтернативных вариантов, поэтапную разработку.

Методическое пособие состоит из 10 листов.

 

Оглавление

1. Аналоги. 4

2. Законы композиции. 7

3. Средства выразительности. 12

4. Цвет. 15

5. Построение шрифта. 17

6. Эскизы и стилизация. 19

7. Эскизы в цвете. 22

8. Этап 1. Перенос эскиза на оригинал. 26

9. Этап 2. Построение букв на кальке. 28

10. Этап 3. Перенос букв с кальки на работу. 30

11. Этап 4. Начало работы в цвете. 32

12. Этап 5. Завершение работы.. 33

 



Аналоги

 

Включение шрифта в изобразительную композицию - очень частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт - это очень своеобразное искусство.

Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо. Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.

Всё это делает композицию шрифта с изображением очень специфичной, отличает её от большинства видов декоративного и изобразительного искусства. А между тем эти искусства постоянно сталкиваются, соединяются в композициях синтетического характера, где шрифт, орнамент и предметное изображение оказываются частями одного целого, живут вместе и не мешают друг другу.

Ученик должен хорошо уметь связать шрифт с орнаментом или изображением самого разного характера. А для этого одного лишь владения принципами шрифтовой, орнаментальной и изобразительной композиции, взятыми по отдельности, будет явно недостаточно.

У изобразительной и шрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогают приводить их к "единому знаменателю". Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. В распоряжении ученика есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению или наоборот изображения - шрифту. Построение цельной орнаментально-шрифтовой композиции облегчается тем, что шрифт и орнамент носят двухмерный, плоскостной характер и предполагают ясную ритмическую организацию. Найдя для букв и узоров общий ритм, сходную пластику, близкую насыщенность цветом, дизайнер может добиться слияния шрифта с орнаментом в единый образ.

Выразительная пластика шрифта, его ритм могут использоваться в чисто декоративных композициях. Иногда шрифт при этом сохраняет и значение, как бы, зашифрованного текста, подобно древнерусской вязи.

Самый распространенный способ сочетания шрифта с изображением в единой композиции состоит в том, что рисунку и надписи отводятся самостоятельные, чётко разделенные части плоскости. И тут тоже есть нюансы: изображение заполняет всю плоскость листа, а рамкой, как бы наложенной на него, выделена надпись или изображение занимает некоторую часть на нейтральной поверхности и отделено от текста рамкой и т.д.

Основная причина этого в том, что учащиеся неправильно понимают природу связи надписи и рисунка. Привязывание одного элемента к другому приблизительной и чисто внешней подгонкой стилевых и масштабных признаков — это неверная установка, от которой следует отказаться навсегда. Шрифт и изображение должны составлять единую композицию.

Что же такое единство шрифта и изображения в композиции? В чем оно должно выражаться?

Во-первых, конечно, в единстве стиля и в общих признаках. Если взять, к примеру, русскую рукопись или фрески древних храмов, то нельзя не обратить внимание на то, что уже в давние времена шрифт осознавался как выразительный элемент изобразительного искусства. Вспомните, насколько естественно и в то же время изобретательно вплетается шрифт в общий стиль и характер изображения в книжной миниатюре! Буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало.

Вторым признаком единства можно считать единство смысловой логики изображения и надписи. К шутливой картинке больше всего подходит такой же «шутливый» шрифт. Шрифт должен соответствовать стилю и смыслу изображения. Торжественность, праздничность, лирический или героический мотив — всё это должно находить своё отражение и в шрифте.

 

В подобных работах не стоит к уже готовой графике «пришивать» шрифт. В этом случае шрифт всегда будет «чужим». Если композиция в сознании автора представляется разделенной на две части — одного этого достаточно для минимального, но все же заметного искусственного разъединения надписи и изображения. Поэтому работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, следует обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение — это составляющие единого целого.

Изображение и шрифт обязательно должны находиться в исторической соподчиненности, и их стиль должен соответствовать той или иной эпохе. Это касается не только исторической тематики, но и современной. Ведь современность — лишь звено в непрерывном историческом процессе. Как правильно скомпоновать надпись и рисунок в композицию? В соответствии с пластикой рисунка (первый признак единства). Ведь рисунок на какую-либо историческую тему может быть выполнен по-разному. И шрифт должен соответствовать этому рисунку. Но помните: не рекомендуется просто реставрировать тот или иной исторический шрифт. Не следует забывать, что при всём своём историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком, то есть черты современности непременно должны присутствовать в работе

Есть ещё один признак, помогающий найти решение сочетания шрифта и рисунка — масштабное единство композиции. В чём оно заключается? Ученик должен сразу, ещё на первой стадии работы, представлять себе, что главенствует в композиции — шрифтовые или изобразительные элементы, как они будут соотноситься между собой, и какую эмоциональную нагрузку будет нести это соотношение.

Однако единство шрифта и изображения не исчерпывается только количественным соотношением того и другого. Большое значение здесь имеет и степень цветовой насыщенности элементов. Например, если изображение выполнено пером в эскизной манере, а шрифт к нему подобран сочный и жирный, то текст, естественно, будет главенствовать над изображением.

Мы не ставим своей задачей перечислить все возможные способы связи изображения со шрифтом, потому, что все случаи перечислить невозможно — их очень много, к тому же постоянно появляются новые, но эти важные моменты стоит обозначить.



Законы композиции

 

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Симметрия — это эмоционально воспринимаемое и оцениваемое свойство расположения одинаковых форм зеркальное отражение изобразительной формы относительно определённой оси или плоскости. Симметрия выражает совершенство природных и рукотворных творений, проявляемое в ее статическом равновесии, стройности, единстве. В произведениях изобразительного искусства встречаются композиции как с полной симметрией, так и с неполной (дисимметрические композиции). Изобразительная форма может включать в себя симметрию основных своих свойств: структуры - плоскостной или объемно-пространственной, геометрических параметров, цвета, декора и т.д., которые обеспечивают упорядоченность композиции. Строгая симметрия создает впечатление устойчивости, монументальности, статичности композиции. Довольно часто она применяется в плоскостных композициях и является непременным условием начального этапа в обучении. Нестрогая симметрия, или диссимметрия, которая также может быть в Композиции, рассматривается как нюансное изменение в деталях формы или расположении формы относительно оси симметрии. Другим примером может служить лицо человека, левая и правая части которого при внешней симметрии могут иметь некоторые различия.

Асимметрические построения присущи динамическим композициям. Большую роль играют все композиционные средства, каждое из которых вносит свою лепту в достижение единства решения всех взаимосвязанных и соподчиненных частей изобразительной плоскости. Основным условием создания такой композиции является (как и в случае симметрической композиции) равновесие всех частей композиции. Достигнуть равновесия в этом случае значительно труднее; способствует этому цвет, тональный контраст, конфигурация элементов форм, их расположение, плотность (сгущение или разрежение) структуры композиции, ее насыщенность деталями, фактура. Причем в некоторых случаях наблюдается преобладание фона над элементами композиции, а в других — его минимальное присутствие или полное отсутствие. В асимметрической композиции может иметь место и одновременное использование принципа сгущения и разрежения элементов форм, что усиливает их динамические свойства. Асимметрическое построение композиции в сфере искусства связывается с индивидуальностью мастера, сознательно отходящего от жесткого порядка симметрии. Асимметрия изобразительной формы привносит в композицию пространственную динамику.

Модуль (от лат. modulus - мера) ‑ исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов изображения. Применение модуля придаёт комплексам, сооружениям и их частям соизмеримость, приводит к гармоническому соответствию размеры целого и его частей (золотое сечение), помогает поискам выразительности сооружений, облегчает унификацию и стандартизацию строительства.

Ритм – это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Для архитектуры ритм – средство выражения динамики процессов, которые организованы с её помощью, и средство выражения динамических закономерностей образования самой формы. Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин, называется метром. Примерами использования метра являются колоннады древнегреческих храмов – периптеров, современные городские дома, корпуса которых складываются из одинаковых секций, гостиницы, школы и т. п., где расчленение внутреннего пространства на одинаковые помещения выражается одинаковостью окон и простенков между ними на фасадах. Метрическому порядку может быть подчинена и организация обширных городских пространств. Типичный пример его – так называемая «строчная застройка» – повторение одинаковых домов на равном расстоянии, повторение одинаковых кварталов, образуемых прямоугольной сеткой (современные города США). Наиболее употребительна в архитектурной композиции разновидность ритма – чередование элементов, ритмический ряд. Он может быть прерывным, состоящим из активных элементов, перемежающихся интервалами, или образованным элементами, которые непосредственно примыкают один к другому.

Статика — качество покоя, равновесия зрительных сил. В большинстве случаев соответствует симметричным композициям с метрической структурой, свойственным искусству Классицизма. Противоположные качества — динамичность, асимметрия, ритмичность, свойственные стилю Барокко (сравн. экспрессия).

По схемам построения и характеру трактовки композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. Композиции, построенные в ритмичном сочетании, основой служат цвет и линия, соотношение ширины и расстояний между ними. Такие работы можно отнести к статичным композициям. Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее, тем статичнее. Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и т. д. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. Композиция, которая стремится к изменению со-расположения своих элементов, является динамичной.

Динамика — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным. К динамичным фигурам относятся: треугольники и параллелограммы, стоящие на короткой стороне, эллипсы, шары, пирамиды, параллелепипеды, стоящиу на своей узкой грани и т. д.

Доминанта (от лат. dominantis - господствующий) - главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. В художественном произведении (в картине) смысловым центром могут являться главные герои картины, в пейзаже – мотив (то, на что больше художник обращает внимание зрителя, то, что более тщательно прописано, выделено). В произведениях батального жанра доминанта – это один главный герой в толпе врагов, либо целая группа победителей, которые показаны ярче, крупнее, более внимательно. Уже в этом описании видно, с помощью каких средств художник выделяет главный смысл картины.

Для контраста по форме среди прочих однородных элементов один из них нужно выделить его размером - сделать больше либо меньше остальных. Более крупные объекты воспринимаются пользователями лучше, они привлекают больше внимания, чем маленькие. Сложные объекты вызывают больше нашей реакции, чем простые. Если нужно сконцентрировать внимание на объекте можно сделать его сложнее других, и его обязательно заметят! На сложных объектах мы дольше фокусируем свой взгляд.



Средства выразительности

 

В основе любого понятия лежит абстракция, отвлечение конкретных интересующих признаков с отстранением других. «Здесь надо отличать основные элементы, без которых произведение вообще не может быть создано. В отдельном от прочих виде искусства. Все другие элементы должны быть обозначены как второстепенные».

Точка, круг — это замкнутая, зрительно законченная геометрическая форма. Точка прочно держится на плоскости, не имея склонности к динамическому движению. Пятно — это изобразительный след на поверхности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет. Пятном может быть живописный мазок, линия, штриховка, оттиск и т.д. Винсент Ван Гог, наделяя точку и линию цветом, использовал их в живописи. Развитием точки является круг. Как отмечал В. Кандинский, он может иметь тысячу разных значений. Точка встречается во всех видах искусства.

Линия – это цепочка точек. Линия начинается с точки и ею заканчивается. Как отмечал художник А. Самохвалов, линия «есть одно из основных профессиональных действий с самых первичных изображений, существующих в истории, и должна, как утвержденная в составе профессиональных

По расположению на плоскости диагональные (наклонные) линии называются свободными прямыми и делятся на центральные и находящиеся вне зон равновесия. По современной терминологии это линии, расположенные асимметрично относительно центра симметрии плоскости изображения.

Наклонные линии и правильные кривые обладают динамическими свойствами. Они придают пространственную легкость положением одного из своих концов. Пространственное положение наклонных линий неустойчиво; для преодоления неустойчивости необходимы композиционные вариации с горизонтальными и вертикальными линиями. Ритмика параллельных наклонных и кривых линий и линий, контрастных по начертанию, воспринимается в движении; соответственно речь здесь идет о трехмерном начертании.

Для линии или линейной формы характерно преобладание длины над Шириной. Линия является частью плоскостной формы в виде очертания (границы) различных по цвету и тону плоскостей. Среди прямых линий различают три Вида: горизонталь, вертикаль и диагональ, а все другие линии являются. Их разновидностью и отличаются по начертанию: прямые, кривые, зигзагообразные, дугообразные, комбинированные.

Вертикали, направленные вниз, вызывают ощущение устойчивости, снизу вверх - ощущение подъема, роста, преодоления. Названное эмоциональное воздействие линий на человека относят к привычным, устойчивым ассоциациям.

Разберем три варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим трём основным.

Квадрат

Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более полет.

Треугольник

Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной верх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг

В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как добро, жизнь, счастье, в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.



Цвет

 

Благодаря кругу мы узнаем о трёх основных цветах – синем, красном, жёлтом. В смешении этих трёх цветов мы получаем все остальные, включая чёрный. Существуют более тёплые, и более холодные версии одного цвета. Кадмий желтый – тёплый жёлтый, а лимонный жёлтый - чуть холоднее. Алая краска – тёплый красный, и есть чуть холоднее – карминовая. И, конечно, синий. Голубая – самая холодная, ультрамарин – теплее. Если мы смешиваем тёплые версии цветов, то получаем в сумме более коричневые оттенки, а если холодные – серые.

Для человека сочетание трёх основных цветов является самым гармоничным. Когда наш глаз видит жёлтый и красный, ему хочется синего. Вместо открытого синего может появится зелёный или фиолетовый. Потому что в этих цветах содержится синий. А дальше у этих трех цветов появляются дополнительные цвета – пары. Жёлтый – фиолетовый, красный – зелёный, синий – оранжевый. Сочетания этих цветов тоже смотрятся гармонично. Потому что здесь сохраняется триада. Красный – зеленый (синий + желтый).

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: