Гидрологические исследования в походе

Каждый поход становится особенно интересным, когда на пути встречается река или озеро. В таких местах нужно провести разнообразные наблюдения и описать само озеро или реку, их режим; можно исследовать прибрежную и водную растительность, животный мир на берегу и в водоеме.

Юных географов — исследователей рек, озер, ручьев и болот — обычно называют гидрологами.

Бригада гидрологов запасается для своих наблюдений некоторыми самодельными приборами. Прежде всего, у них должен быть мерный шнур, сделанный из крепкого витого шпагата, в который вплетают через каждый метр кусочки цветной тесьмы. При помощи этого шнура гидрологи определяют ширину и глубину реки.

Описание водоема начинается с общей характеристики окружающей местности и составления глазомерного плана реки. Знание геологического строения и рельефа района поможет определить форму долины реки и озерной котловины. Тут же надо описать растительность на берегах водоема и на водоразделе. При изучении реки нужно в первую очередь точно измерить ширину и глубину речной долины и самого русла. Для этого пользуются мерным шнуром, если река неширокая. Когда же переправиться через реку трудно, ее ширину определяют геометрическим построением. Измерив ширину реки в разных местах, записывают, что она колеблется в пределах от стольких-то до стольких-то метров.

Три способа измерения ширины реки.На рис. 1 использованы свойства прямоугольного треугольника с углом в 30°. Строится треугольник ABC. Сторона, лежащая против угла в 30°, составляет половину гипотенузы ВС. Сторону АС легко измерить и, удвоив эту величину, легко определить гипотенузу ВС. Определив отрезок CD. следует вычесть полученное число из общей величины гипотенузы ВС. Наблюдатель определяет отрезок гипотенузы BD, который и является шириной реки. На рис. 2 ширину реки измеряют, используя признаки равенства треугольников. Став в точку А, наблюдатель замечает на противоположном берегу точку Е. Затем он проектирует при помощи компаса или эклиметра линию АС, перпендикулярную к АЕ, т. е. угол САЕ будет равен 90°. Отмерив шагами расстояние АВ, наблюдатель ставит шест в точке В,а затем отмеряет такое же расстояние ВС, равное АВ. От точки С наблюдатель идет по линии CD, перпендикулярной к АС, до тех пор, попа не увидит, что шест и точка Е лежат на одной линии — ED. В результате получаются два треугольника — АЕВ и CDB, равные между собой, потому что у них стороны АВ и ВС равны, углы ВАЕ и BCD прямые, а углы ЕВА и CBD равны, как вертикальные. Из равенства треугольников следует, что искомая сторона АЕ равна стороне CD, которую легко измерить. На рис. з наблюдатель из точки А замечает точку В, идет по линии АС, перпендикулярной к линии АВ, и доходит до точки, из которой линии АС и ВС образуют угол в 45°. Получается равнобедренный треугольник ABC; искомая сторона АВ равна стороне АС, которую легко измерить.

Глубину реки определяют рейкой (палка с делениями, нанесенными масляной краской) или лотом (мерный шнур с грузом на конце).

Шнур протягивают точно поперек русла реки или мысленно проводят линию между шестами, установленными на обоих берегах. Эта линия называется поперечным створом. Лот или водомерную рейку опускают в воду вдоль по створу, через равные промежутки. Если цифры глубин сложить и сумму разделить на число промеров, то и получится средняя глубина реки.

Частые промеры помогают определить рельеф дна; а если величину этих промеров отложить в масштабе от прямой линии — поверхности воды — на миллиметровке, то получится чертеж поперечного сечения, или, как его называют, живого сечения, русла реки.

Произведя простой расчет, можно получить площадь живого сечения, а она, в свою очередь, необходима для определения расхода воды в реке. Это очень важно для характеристики реки. Расход реки учитывают при строительстве различных гидросооружений, мельниц, электростанций, при использовании воды для орошения.

Чтобы определить расход реки, необходимо узнать скорость ее течения. Для этого выбирают прямой, чистый от растительности участок русла. На берегу отмеряют 50—100 м, но не менее тройной ширины реки. Это расстояние ограничивают створами — верхним и нижним. Несколько выше верхнего створа в воду бросают деревянные поплавки. Наблюдатель с помощью секундомера или часов с секундной стрелкой определяет, за сколько секунд поплавок проходит расстояние между створами. Зная расстояние и время, нетрудно высчитать скорость течения реки, разделив расстояние в метрах на время в секундах.

Описание реки будет полным лишь в том случае, если в нем укажут, каков ее режим весь год. У местных жителей можно узнать, как падает уровень реки летом, но пересыхает ли она, как широко она разливается весной, долго ли держится на высоком уровне после ливневых дождей. Обязательно надо расспросить, как используется эта река.

План описания озера похож на план описания реки. Форма озера обычно требует пересечения его несколькими створами, по которым и промеряют глубины.

Описывая озеро, дают характеристику воды: определяют ее вкус (пресная, соленая и т. п.), температуру, цвет и прозрачность. Опуская в воду на мерном шнуре круг Секки из жести, окрашенной белой масляной краской, надо заметить, на какой глубине он начнет исчезать, а потом и вовсе не будет виден. Эта глубина в метрах называется прозрачностью воды данного озера.

ПЛАН ОПИСАНИЯ РЕКИ

1. Название.

2. Происхождение названия.

3. Бассейн (к какой речной системе относится, к морю, океану).

4. Местоположение истоков и устья (определяется с помощью карты).

5. Направление течения (определяется с помощью компаса).

6. Морфологические данные реки и отдельных ее отрезков: длина, ширина, глубина, какими породами сложены берега и русло. (Ширину и глубину у небольшой речки измеряют, если через нее есть мост. Ширину измеряют с помощью размеченной веревки, глубину – водомерной рейкой в разных частях русла – у берегов и посередине реки.)

7. Гидрологические показатели: скорость течения, падение и уклон. (Для измерения скорости поверхностного течения надо выбрать прямолинейный участок реки, бросить поплавок, отметив место и время. Затем с часами в руке идти вдоль берега. Расстояние, которое поплавок проплыл за 1 минуту, измеряют с помощью рулетки (или с помощью размеченной веревки) или шагами. Расстояние, разделенное на 60 секунд, даст скорость поверхностного течения в м/с. Падение и уклон определяется с помощью карты).

8. Источники питания и режим (колебания уровня воды по сезонам года).

9. Время ледостава и ледохода.

10. Характер русла. Описание поверхностного потока. (Для описания русла и берегов определяют характер и извилистость русла, размыв берегов, отложения водой пород и образование отмелей, наличие притоков, перекатов, порогов, водопадов, плесов, омутов. При описании поверхностного потока (гладкий, рябь, волны) необходимо учитывать силу ветра и его направление. Сделать вывод о зависимости направления и характера течения реки от рельефа).

11. Свойства воды. (Определить цвет и запах. Проверьте наличие пленки на поверхности воды, которая может говорить о наличие металлов. Определите мутность воды следующим образом. Налейте воду в бутылку, закройте пробкой, посмотрите на свет – мутная она или нет. Для определения прозрачности воды в реке можно использовать диск. Диск опускают на веревке, имеющий на конце груз. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды.)

12. Животный мир (рыбные богатства, редкие и особо ценные охраняемые животные в бассейне реки).

13. растительность водная и припойменная, выделить растения охраняемые.

14. Хозяйственное использование в прошлом, настоящем и планы на будущее по использованию реки (ваши предложения).

15. Охрана и рациональное использование ресурсов реки. Проблемы экологии.

16. Составить картосхему изучаемой реки и ее бассейна.

 

 

ПЛАН ОПИСАНИЯ ОЗЕРА

 

 

1. Название озера.

2. Топонимика

3. Географическое положение.

4. Величина (протяженность с севера на юг и с запада на восток, площадь, глубина, объем воды).

5. Происхождение котловины.

6. Рельеф берега, какими горными породами они сложены.

7. Питание и режим вод (родники, сточное или бессточное – какие реки, ручьи впадают и вытекают, проточное).

8. Колебания уровня воды по сезонам.

9. Время ледостава и вскрытия ото льда.

10. Свойства воды: температурный режим, соленость, прозрачность, цвет. (методику определения см. в описании реки).

11. Описание водной растительности, животного мира и его прибрежной зоны.

12. Оценка хозяйственного использования озера и его ресурсов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: