Еще раз о способностях

ГЛАВА 5. ВЕДУЩИЙ КАК ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ

Профессиональный ведущий должен не просто предъявить себя зрителю, но предъявить себя так, как он считает нужным. При этом, естественно, надо учитывать страну, в которой мы живем, аудиторию, для которой мы работаем, жанр программы и даже модные тенденции, которые касаются не только стиля одежды, но и времени в целом. Мне кажется, если вы поставите перед собой такую задачу и только «через голову» постараетесь ее решить, то вряд ли получится что-либо хорошее. Профессиональный ведущий эфира во многом руководствуется чутьем, интуицией. Иногда бывают такие ситуации, когда ведущий эфира, главный редактор программы или шеф-редактор по-разному представляют роль и стиль ведущего. Если совершать насилие над человеком, который работает перед камерой, вряд ли получится хороший результат. Публичность –это не только радость и почет, но и тяжелый крест. Вы не имеете права вести себя как обычный человек, став публичным. Вы не можете появляться на людях пьяным и посещать заведения с плохой репутацией. В некотором смысле вы себе уже не принадлежите. Вы не только лицо компании, которую представляете на экране, вы пленник того образа, к которому привыкли зрители. Надо соответствовать. Кстати, в последнее время мне доводилось слышать мнение, что работа телеведущего – это непременно та планка, до которой нельзя дотянуться сразу. Требуется время, опыт, непрерывная работа над самим собой. Хорошо сказал Савик Шустер: «На телевидении как в армии. Надо сначала стать рядовым, потом лейтенантом, и лишь после этого можно претендовать на то, чтобы стать генералом». Телеведущий – это не профессия, это награда за труд и индивидуальность. И еще – это всегда удача для тех, кто умеет. И испытание для тех, кто не готов.

Капризы ведущих. Капризы ли это.
Я много раз наблюдала в гримерке, как перед эфиром разные телеведущие «вываливали» на гримеров и парикмахеров огромное количество довольно интимной информации. Иногда перед эфиром ведущий никого не способен замечать и ни на что не может реагировать. Надо понимать, что капризы ведущих делятся на капризы как таковые и на капризы, которые имеют отношение к профессии. К ним надо относиться серьезно и внимательно, потому что работа на общий успех – непременное условие профессиональной работы. Часто вокруг ведущего и его обоснованных и необоснованных требований создается атмосфера нервозности.

Ошибаются те, кто думает, что роль ведущего – это всего-навсего обязанность произносить слова, которые, к тому же за него пишут. Профессиональный ведущий является не только лицом программы, но и автором этой программы. Он держит в руках все ниточки разговора. Он одновременно общается с залом, с гостями и ни на секунду не забывает о зрителе. Ему в наушник сообщают время и требуют задать тот или иной вопрос, в этот же момент он должен суметь быстро среагировать на любую реплику. Рядом с хорошим ведущим должны быть такие люди, которые умеют ценить его работу, но при этом понимают собственную значимость, то есть не унижаются и не льстят.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ И РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕЛЕКОМПАНИИ С ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЙ УЖЕ ПРИОБРЕЛ СТАТУС ЗВЕЗДЫ
- Надо добиваться от команды понимания особой роли звезды в общем успехе.
- Надо разделять требования ведущего, которые действительно правомерны для выполнения им своей профессиональной задачи, и капризы ведущего, которые совсем не обязательно выполнять.
- Нужно пресекать попытки ведущего переносить принципы особого отношения к нему самому на выполнение им его профессиональных обязанностей.
- Нельзя критиковать ведущего во время эфира. После эфира «разбор полетов» может быть вполне жестким, если ведущий не справился со своей задачей.  

Прямой эфир и видеозапись
Прямой эфир дает необыкновенное чувство сопричастности ко всем событиям, которые происходят в данный момент в мире, к тем людям, которые смотрят программу в этот момент. Это качество отличает телевидение от кино. Что касается видеозаписи, то это особый вид телевидения, который, кстати, часто имитирует прямой эфир.
Профессиональный ведущий отличается от непрофессионального умением спокойно и уверенно общаться со зрителем напрямую в режиме реального времени. Ваша обязанность – донести до зрителя информацию и сделать это так, чтобы вас легко и приятно было слушать. Если у вас появилась проблема во время ведения эфира, поделитесь этой проблемой со зрителем – и вы выиграете.  Привычка к видеозаписи – плохая привычка. Профессиональный ведущий старается в момент видеозаписи вести себя и общаться со зрителем так, как будто это прямой эфир. И наоборот, во время прямого эфира профессиональный ведущий спокоен и уверен настолько, как будто есть возможность в любой момент остановить видеозапись.

Интонация
Интонация ведущего должна соответствовать:

- личности ведущего;

- теме программы;

- менталитету его зрителей;

- времени выхода в эфир;

- общему стилю канала-вещателя.

Сначала интонация – потом желание вслушаться – потом содержание. Интонация – это постоянно действующая реклама программы. Или антиреклама.

СОВЕТЫ КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С ИНТОНАЦИЕЙ?
Не стремитесь с экрана - говорить так, как вы говорите в обычной жизни. Иногда это даже вредит. На экране вы в некоторой степени уже не принадлежите себе. Вы некоторая модель, образ, лицо программы. Если интонация найдена правильно, то вы чувствуете себя комфортно.  Прислушивайтесь к разговорам - вокруг себя: как люди говорят, как слушают, какие словечки стали модными в вашем городе в последнее время? кто из публичных людей региона считается хорошим оратором? Все это надо собирать и анализировать. Успех ведущего невозможен сам по себе, в отрыве от зрителя. Стройте программу с учетом - времени ее выхода в эфир. Подбирайте свою интонацию с - учетом общего стиля канала. Иначе программа выпадет из общей сетки и не найдет своего зрителя. Встречается такая ошибка: ведущий эксплуатирует однажды найденную удачную интонацию. Надо помнить, что интонация, безусловно, должна являться определенным брендом ведущего, частью его образа. Именно по интонации узнают ведущего и начинают внимательно слушать или, наоборот, выключают телевизор. Но, оставаясь узнаваемой, интонация ведущего должна меняться в зависимости от меняющихся обстоятельств.










Дистанция общения

Любой ведущий, прежде чем выходит в эфир, должен определиться, какую дистанцию он устанавливает между собой и зрителем. От этого зависит его интонация и в конечном счете успех или неуспех программы.

Иногда дистанцию легко определить. Например, новости – это, скорее, официальная дистанция. Интимная, или личностная, дистанция наиболее близкая к зрителю, используется в программах о людях. Это может быть документальный фильм или исповедальное интервью. Понятие дистанции очень тесно связано с интонацией как ведущего, так и программы в целом. Плохо, когда внутри одной программы смешивается воедино официоз и сухость, с одной стороны, и бесшабашная откровенность – с другой.

Телесуфлер
Всем известно, что общение ведущего со зрителями – это общение глаза в глаза. Реально в студии или на точке съемки ведущий смотрит и говорит слова в объектив камеры. Как только он опускает глаза, контакт со зрителем прерывается. Более того, в этот момент зритель ощущает беспокойство и неудобство – лицо с закрытыми глазами крупным планом выглядит странно и неприятно.

Секреты, как работать с телесуфлером:
- Не читать все подряд, а делать паузы.
- Мысленно переставлять в голове те фразы, которые выдает телесуфлер.
- Главное – несколько раз внимательно прочитать текст перед эфиром и ВДУМАТЬСЯ в смысл каждой фразы.
- Очень важно, чтобы ведущий принимал активное участие в написании «подводок».

Время – царь и бог на телевидении
Тот, кто работает на телевидении, очень четко понимает, что такое время. Время – это деньги в прямом смысле слова, потому что рекламодатель платит за рекламный ролик протяженностью 20 секунд одни деньги, а за минуту – совсем другие. Грамотно работать со временем не означает говорить как можно короче. Иногда ведущий говорит не торопясь, со знанием дела, и его слушают открыв рот.  Интересно, что психологическое восприятие времени на телевидении часто расходится со временем реальным. Плохо, когда и гости, и ведущие во время записи программы или прямого эфира теряют чувство реальности. Им кажется, что все разговоры интересны и программа замечательная, а зрители по другую сторону экрана вообще не понимают, о чем разговор и почему все так долго длится.

Великая роль паузы
Есть интонация, и это очень важно. Но есть и паузы. Иногда одна пауза стоит интонации и содержания вместе взятых. Удивительно, но паузы имеют свое собственное содержание. Хуже всего, когда пауза становится паузой растерянности. Нелепо и комично выглядит ведущий, которому не включили объявленный сюжет, если он растерян, разозлен и совсем не знает, что ему делать. Иногда паузу ведущий держит специально, особенно если эта пауза на самом деле не пауза как таковая, а вопрос. Это прекрасный прием, так как гость в студии ожидает каких-то словесных конструкций, вполне к ним готов. Отсутствие ожидаемого вопроса есть недоверие к ответу, сомнение в том, был ли ответ полным и искренним. Конечно, бывает чрезвычайно обидно, когда такие моменты пропускают операторы, режиссеры, главные редакторы. Паузу надо уметь показать. Здесь важны детали, крупные планы, и это задача всей команды.

Как стать рассказчиком?
Напомню, телевизионная речь – это процесс литературного говорения. Важны оба понятия, так как обычная, бытовая, сленговая речь не годится для произношения с экрана. Это засоряет экран и дурно влияет на зрителя. Хороший ведущий эфира упивается речью, смакует ее, пробует ее на вкус, подбирает точные слова и при этом пользуется большим словарным запасом.

СОВЕТЫ КАК СТАТЬ ХОРОШИМ РАССКАЗЧИКОМ?

Читайте хорошие книги в - разных жанрах.
Практикуйте упражнение
Слушайте признанных мастеров - устных рассказов.

Конечно, есть разница между умением рассказывать в быту в компании и умением говорить с экрана. Эта разница заключается в степени ответственности ведущего, продуманности каждого слова и в том необыкновенном особом чувстве времени и чувстве зрителя, о котором мы говорили выше.

Способность меняться в зависимости от обстоятельств – это важная черта любого умного человека и профессиональная необходимость для хорошего телеведущего. Я условно разделила работу ведущего в кадре на ситуации:

- когда в студии нет людей и ведущий работает непосредственно на камеру;

- когда рядом с ведущим оказывается еще один человек – гость в студии;

- когда в студии много людей.

 

Один на один с камерой
Я заметила, что профессионалы-ведущие каждый по-своему решают проблему общения на камеру. Трудно только в самый первый момент. Как только хоть однажды получилась спокойная, уверенная интонация, – считайте, вам все удалось, потому что камера перестает быть пугалом, а становится другом. Очень большое значение имеет, кто стоит за камерой и какова общая атмосфера в студии.

Ведущий новостей
Считается, что ведущий новостей должен быть серьезен, строг, официален.
Действительно, новости предполагают информацию разного рода, в том числе сообщение о смерти, несчастных случаях и т. д. В этот момент улыбка на устах ведущего будет выглядеть странно. Тем не менее при общей строгости и официальности стиля, имиджа ведущего новостей надо всегда работать в рамках своей концепции.
Считается, что ведущий новостей не должен жестикулировать и вообще бурно проявлять свои эмоции. Конечно, жанр накладывает свои ограничения. Но опять напомню о том, что новости бывают разными, и если, например, ведущий проводит интерактивный опрос населения, он вполне может выразить свое удивление и радость по поводу прошедшего голосования. Что касается жестикуляции, то, на мой взгляд, жесты помогают воспринимать слова и часто смотрятся очень органично, в том числе и у ведущих новостей.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: