I. Фирменное наименование

Признаки фирменного наименования:

1. Критерий творчества не является необходимым в отношении фирменного наименования.

2. Главное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации юридического лица.

3. Фирменное наименование является олицетворением деловой репутации предприятия и тем самым представляет личную и имущественную ценность.

4. Фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным.

5. Название фирмы должно давать правдивую характеристику о ней.

6. Право на фирменное наименование, как правило, носит бессрочный характер.

7. Регистрация фирменного наименования может быть осуществлена только в отношении юридического лица – коммерческой организации.

8. Юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием.

Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка».

Согласно ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1. полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2. полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3. полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4. полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5. обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Субъектами прав на фирменное наименование могут выступать лишь коммерческие организации. Не могут быть самостоятельными субъектами прав на фирменное наименование структурные подразделения юридических лиц, в частности, филиалы, представительства и т.п.

Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации в соответствии с федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сущность исключительного права на фирменное наименование состоит в юридически обеспеченной возможности хозяйствующему субъекту выступать в гражданском обороте под собственным наименованием и запрещать иным лицам использовать принадлежащее ему фирменное наименование. Под использованием фирменного наименования понимают воспроизведение названия на всех предметах и во всех случаях, касающихся дел данного предприятия.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Прекращение права на соответствующее фирменное наименование возможно в случае:

· ликвидации юридического лица;

· реорганизации в виде слияния, разделения, преобразования, когда вновь возникшие юридические лица не сохраняют права на фирменное наименование ранее существовавшего юридического лица;

· перерегистрации юридического лица под новым фирменным наименованием, в результате которого прекращаются права на прежнее.

Согласно п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Судебная форма защиты осуществляется путем обращения в арбитражный суд с требованием о запрете использования повторяющегося фирменного наименования, изменения фирменного наименования и возмещения причиненный убытков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: