«Дегуманизация искусства» – это книга, т.е. философский труд по эстетике испанского социолога Хосе Ортега-и-Гассета, вышедший в 1925 году.
Согласно определению, данному им в 1925 г., дегуманизация - это устранение из искусства всего "слишком человеческого", всего, что имеет эстетическую красоту. Предполагается воспроизведение жизни в "формах самой жизни".
Главная идея – повсеместное падение духовной культуры, замена элитарной культуры массовой, замена духовных потребностей человека на товарно-денежные и материальные ценности.
XX век поставил перед творческими людьми задачу обновления искусства, и они создают новый тип художественности – модернизм. Новое искусство – непопулярное, принципиально не принимаемое в современном обществе. Раньше искусство могло быть непопулярным, но оно было народным. Его не принимала скорее образованная, даже аристократическая часть общества, и именно потому, что слишком хорошо его понимала. В XX веке, напротив, новое искусство создается как будто специально только для «избранных», для образованного меньшинства. Масса чувствует себя униженной, а свои права – попранными. Значительный отрезок времени перед массой заискивала интеллигенция, в итоге масса привыкла к тому, что она может диктовать условия и направления развития искусства и культуры и что это будет выполняться. А новое искусство не собирается учитывать «человека массы».
Дегуманизация - это также один из способов ведения информационной войны, суть которого заключается в формировании образа человека ничтожного существа, паразита недостойного существовать. Использование этого способа строится на человеческих страхах перед опасным и неизведанным. Дегуманизация - это один из самых жестоких способов войны СМИ, так как нацелена на искоренение гуманности, сплоченности людей и провоцирует безграничное превосходство, вседозволенность дегуманизаторов над теми, на кого она направлена.
Классический пример, где наблюдалась дегуманизация - это идеология нацистской Германии, которая распространяла идеи о превосходстве арийцев над всеми остальными народами.
Вопрос 3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века. Социализм в Западном полушарии.
Борьба за независимость.
Своеобразным катализатором крушения колониализма выступала борьба против него освободившихся стран. Обретя собственную независимость и вступив в ООН, они самым решительным образом включались в борьбу за свободу остальных народов. И чем больше становилось таких стран, тем эффективнее была деятельность ООН в этом направлении. Эти страны оказывали и прямую поддержку национально-освободительным движениям, помогали молодым государствам вставать на ноги. Так закладывался фундамент будущих объединений независимых стран.
Национально-освободительное движение, и ранее существовавшее в ряде колоний, получило в годы второй мировой войны мощный импульс к дальнейшему развитию. Это было связано с огромной помощью, предоставленной колониальными народами метрополиям в их войне с Германией. Из колоний поступало пополнение для армии, продовольствие, сырье для военной промышленности и даже некоторые военные материалы. Главным получателем была Англия (даже от французских колоний). Ближний Восток (прежде всего Иран, Ирак, Саудовская Аравия) снабжал английскую армию нефтью. Именно в Африке формировались французские воинские части генерала де Голля. Колонии продемонстрировали свою ответственность за судьбу метрополий, выступили по сути их союзниками и вправе были ожидать от них встречных шагов после войны.
Со своей стороны СССР активно выступал за «ликвидацию колониальной системы империализма» в расчете на общее ослабление позиции Запада на Востоке и приобретение там собственного влияния. Это отвечало его концепции «развития мирового революционного процесса и углубления всеобщего кризиса капитализма». СССР стал открыто поддерживать многие бывшие колонии в их борьбе за независимость, особенно Индию, Вьетнам, Анголу, Северную Корею, Египет и Кубу.
Движение неприсоединения. Доктрины «третьего пути».
Страны «третьего мира».
Изначально странами третьего мира называли те государства, которые не приняли ничью сторону в холодной войне. Это были страны Центральной и Южной Америк, Африки, Индия, островные государства Индонезии и другие. Сегодня ту же территорию называют третьим миром, подразумевая их экономическую отсталость.
Деление всех стран на группы по политико-экономическому признаку было предложено также лидером коммунистического Китая Мао Цзэдуном. К первому миру он относил сверхдержавы — СССР и США, второй мир представляли промежуточные силы — Европа, Канада, Япония. Третий мир — это вся Африка, Латинская Америка и Азия.
В 1961 году в Белграде страны «третьего мира», т.е. бывшие колонии создали Движение неприсоединения (118 государств).
Самые известные лидеры стран «третьего мира»:
- Джавахарлал Неру; Махатма, Индира и Раджив Ганди (Индия);
- Гамаль Абдель Насер (Египет);
- Хо Ши Мин (Вьетнам);
- Мао Дзедун (Китай);
- Ким Ир Сен (Северная Корея);
- Патрис Лумумба (Конго);
- Фидель Кастро (Куба).
Доктрины «третьего пути».
«Третий путь» - это концепция экономического и военно-политического развития страны, которая идет ни по капиталистическому, ни по социалистическому пути. У этих стран «свой, особый путь». Страны «третьего мира» не участвовали в «холодной войне».
Основоположником термина доктрина «третьего пути» считается Президент Аргентины Хуан Доминго Перон в 1946-1955 гг.