Финансовый кризис 1998 г. и его последствия

В начале 1998 г. указом Президента В. С. Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С. В. Кириенко.

17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменён валютный коридор, удерживавший в 1995—1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в 4 раза.Денежные вклады населения второй раз за 7 лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Новым главой Кабинета министров был утверждён Е. М. Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль подешевел, импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам.

В августе 1999 г. новым председателем правительства был утверждён В. В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.

Результаты политического развития в 90-е гг. XX в.

Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей.

Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм.

Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления.

Государственные и местные органы власти впервые избирались путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.

Формирование новой государственности проходило на фоне усиливающихся националистических настроений в республиках РФ. В канун президентских выборов 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Это заявление дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем усилило национальные движения.

Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни и др. на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Перестали действовать конституционные органы власти, а Верховный Совет был распущен. В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России.

Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Руководство Чечни отказалось от заключения любых договорённостей с Центром. Отношения с ней приобрели крайне напряжённый, драматический характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню. К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице города Будённовска (Ставропольский край). В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет.

Геополитическое положение и внешняя политика России

С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако её военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооружённых сил в первую очередь на западном направлении.

К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. стало 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

Россия и Запад

У российского руководства в начале 90-х гг. не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана декларация о прекращении состояния «холодной войны»: «Россия и Соединённые Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнёрством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».

В январе 1993 г. был заключён Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семёрка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмёрки» — в неё была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик. Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

 

Контрольные  вопросы:

1. С какими сложностями столкнулось Российское государство в 90-е годы?

2. В чем суть экономических реформ, получивших название «шоковая терапия»? К каким последствиям они привели?

3. Чем было вызвано противостояние Верховного Совета РФ и президента страны? Итоги противостояния.

4. Расскажите о приватизации государственного имущества. Были ли выполнены цели приватизации?

5. Назовите причины экономического кризиса и дефолта 1998 г.

6. Расскажите об угрозе распада РФ, причинах и ходе Первой Чеченской войны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: