double arrow

Удмурты:Язык,традиции,верования-https://nazaccent.ru/content/22364-lyudi-s-vyatki.html

Удмуртский фольклор - https://student.zoomru.ru/muzika/udmurtskij-folklor/249493.2017441.s1.html

Удмуртская музыка- https://zvooq.pro/collections/nationals/%D1%83%D0%B4%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-8529

Удмуртский фольклор - http://goldmuseum.ru/narody-rossii/udmurti/folklor-udm/

Частушки удмуртов - https://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%A2%D3%A7%D0%B4%D1%8C%D1%8B_%D0%BA%D1%8B%D0%B7%D1%8C%D0%BF%D1%83_%D0%B2%D0%BE%D0%B6_%D0%BA%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%BE_%D0%BD%D0%BE

Ӝакапай (Соловьева Ольга Николаевна) – Быӟӟыннал гур (Напев обряда Великий день) -https://www.youtube.com/watch?v=6X9tPj5T4-M

Географическое положение Удмуртии-https://mirznanii.com/a/304261/geograficheskoe-polozhenie-udmurtii/

Удмурты:Язык,традиции,верования-https://nazaccent.ru/content/22364-lyudi-s-vyatki.html

__________________________________________________________________

Удмуртская Республика расположена на материке Евразия, в восточной части Европы, к западу от Уральского горного массива.

Площадь территории составляет 42,06 тыс. км2. По этому показателю она превосходит такие государства Европы, как Бельгия (30,5 тыс.км2), Нидерланды (32,5 тыс. км2), Швейцария (41 тыс. км2) и приближается по размерам к Дании (43 тыс. км2). Среди республик Российской Федерации по площади Удмуртия занимает одиннадцатое место.

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.

Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".

 

Что же касается вопроса о том, какую религию исповедуют удмурты, то здесь есть несколько разветвлений, большая часть народа исповедует православную веру, но есть и те, кто исповедует ислам. Более того, стоит обратить внимание, что здесь достаточно длительное время было распространено язычество.

Удмуртия, как и другие финно-угорские республики, была предрасположена к язычеству. Христианство начало проникать еще в XIII веке в северные районы Удмуртии. Однако оно не было до конца принято местным населением из-за непонятных им ритуалов крещения, чтения достаточно длинных и сложных молитв, незнания языка богослужения. Поэтому большая часть населения достаточно долгий период времени оставались язычниками. Но это все было в северной части, где было влияние Руси. Южная часть Удмуртии очень долго находилась под тюркским давлением, вплоть до разгрома Казанского ханства. Особенное давление на религию ощущали удмурты, которые находились в составе Волжской Булгарии, а немного позже они были в составе Золотой Орды. Но удмурты настолько были преданы язычеству, что даже при сильном давлении ислама большая часть населения не изменила веры.

Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Она состоит из огромного количества легенд и сказаний. И точно так же удмуртская мифология — это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами.

Ведущее место в удмуртском фольклоре занимает песня. Об устойчивых традициях песенного творчества говорит их многоголосие. Петь, по представлениям удмуртов, должен уметь каждый, кто научился говорить. Человека, не умеющего петь, насмешливо называют паллян кырӟась, т.е. поющий влево, уводящий мелодию. Но в то же время человек, выделяющийся искусством пения, по народным представлениям, не может быть счастливым. "С детства в пении искусен, видно, буду несчастливым" — поется в одной из песен.

Песня сопровождала удмурта всю жизнь, от рождения до смерти. Их складывали по разным поводам. Фольклористами зафиксированы свадебные, рекрутские и солдатские, лирические, озорные игровые и плясовые, сиротские и песни о несчастной доле, ныне забытые охотничьи и песни пчеловода, календарно-обрядовые, песни о гражданской и Великой Отечественной войнах и колхозной жизни[1].

Сопровождавшие календарные и семейные праздники, они отразили в себе магическое отношение людей не только к слову, но и к мелодии, что нашло отражение даже в соответствующих названиях: в северной удмуртской традиции – крезь и мадь, в южной – гур и кырӟан. Крезь или гур – напев, мелодия, мотив, песня без слов – является составной частью обрядов, помогающей осмыслить и прочувствовать происходящие события. Мадь или кырӟан – песня со словами. Под этим термином объединяются песни более позднего происхождения, исполнявшиеся повседневно вне связи с обрядами, а также современные сюжетные и русские заимствованные песни[2].

К указанным различиям северных и южных песенных традиций можно присовокупить также различия структур песенных напевов, строений поэтических текстов, особенностей певческой манеры и мн. др. Более детальное, углублённое изучение музыкальных традиций показывает, что наряду с северной и южной выделяется центральная зона, имеющая отличительные черты в западной и восточной частях. Музыкальный фольклор удмуртов, живущих за пределами Удмуртии - на территориях Татарстана, Башкортостана, Кировской и Пермской областей, - также имеет свои стилевые особенности[3].

В удмуртской песенной системе существует значительный слой песен, которые можно обозначить как "музыкальные знаки" определенной местности. Основная их особенность заключается в узколокальности: каждая деревня или группа родственных деревень обладает своим "музыкальным символом" – напевом, который должен исполняться в строго определенное время и только жителями этой деревни. Сами носители традиции отчетливо осознают эту особенность, объясняя свое стремление к "музыкальному" обособлению краткой фразой: "Акашку поем своим родом (аслаз ӵыжы-выжыёсыныз), чужих не пускаем" (Кукморский р-н Татарстана, д. Нижний Кумор).

Корни этого уникального в культуре финно-угорских народов явления восходят, очевидно, к принципу родовой экзогамии, доминировавшему в институте воршуда - родственном объединении, имеющем одного покровителя. Вполне очевидно, что в песенной системе древних удмуртов могли существовать "родовые" напевы, призванные отличить один род от другого.

Эта "песенная стихия" подчиняется строгим законам пространственно-временной организации. Ритм окружающей природы, космоса влияет на ритм "песенного времени", чутко улавливающего спады и подъемы в годовом цикле. Наибольшей интенсивностью озвучены края годового цикла: начала весенне-летней и осенне-зимней половины года. Начало "летнего" года знаменуется проведением обряда Акашка с "многоканальным" звучанием узколокальных напевов в замкнутом кругу близких родственников, не принимающих в этот день "чужих". Осенний пир Сӥзьыл юон, обряды осеннего ряженья пӧртмаськон открывают другую – зимнюю – половину года с празднованиями родни из соседних, часто далеких деревень. Акустический код священного времени зимних и летних святок вожо дыр и инвожо дыр (букв, "священное время", "небесное священное время"), напротив, исключал громкое обрядовое пение, дабы не тревожить землю, природу, когда она набирается новой силы. 

 

Обрядовые песни

Система песенных жанров удмуртов опирается на обрядовый фольклор. Календарные и семейно-бытовые обрядовые песни - фундамент, на котором вырастают остальные виды традиционных песен. Ещё до Великой Отечественной войны жизнь деревни регламентировалась в основном последовательностью земледельческих праздников, обрядов, повторяемых из года в год.

Обрядовые песни - как календарные, так и семейные - составляют наиболее архаичный пласт музыкального фольклора. Они относятся к разряду так называемых приуроченных песен, которые не принято было петь вне времени праздника или обряда. У удмуртов некоторых регионов сохранилась идущая с более глубокой древности приуроченность напева к определённому периоду года. Не отделяя себя от мира природы, люди в прошлом внимательно наблюдали её жизнь и особо отмечали переломные моменты расцвета и угасания.

А сейчас я расскажу немного о некоторых обычаях и обрядах удмуртов.

1.Гостевание

Одним из развернутых обрядов являлся обряд принятия гостей, которому удмурты придавали большое значение. Гостевые церемонии сопровождали все семейно-бытовые и календарные праздники (кроме похоронно-поминального и родинного обрядов).

У удмуртов бытовали многочисленные напевы, связанные с гостеванием: песни встречи гостей - куно пумитан мадь, напев угощения гостей - куно сектан крезь, напев проводов гостей - куно келян крезь.

В песнях встречи гостей обычно расспрашивают, из каких мест приехали, каков был путь, с какими намерениями приехали. Такова популярная песня северных удмуртов «Кызьы меда лыктӥды». Во время застолья звучат песни, в которых восхваляется угощенье, вино, хозяин, хозяйка, их гостеприимство, как в песне «Пичи бекчеын».

Гостевой обряд являлся творческим актом. Каждая хозяйка могла иметь свой любимый напев, который она каждый раз исполняла во время угощения гостей. Порой напевы сочинялись непосредственно в ходе обряда.

Проводы гостей также сопровождаются особым ритуальным действием: усевшись кружочком, они запевают песню, выражая сожаление о предстоящей разлуке ("Бертон нуналъёс луытозь")

 

2.Похороны

 

Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - куректон мадь, шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения. Для севера республики характерен богатый репертуар похоронно-поминальных песен в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны.

 

3.Проводы в армию

 

К песням семейных обрядов относятся рекрутские: лекрут гур, некрут гур, солдат пи келян гур. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды.

Старинный рекрутский обряд был полон драматизма: парень, уходя на службу сроком в 25 лет, проводил лучшую, наиболее активную часть своей жизни вдали от родных мест, а пожилые родственники понимали, что могут уже больше не встретиться с ним.

Как только становилась известной дата призыва юноши на службу, родственники начинали приглашать его к себе на прощальное гостевание. Новобранец в течение нескольких дней или даже недель обходил родственников и друзей вместе с родителями, с несколькими друзьями-сверстниками. В каждом доме их ожидал накрытый стол. Хозяева дарили рекруту на прощанье полотенце, повесив его на шею, как шарф. В назначенный день родственники и друзья собирались в доме новобранца, чтобы проводить, попрощаться с ним. Начиналось застольное гостевание, сопровождаемое пением. Гости запевают ещё у ворот, до входа в избу:

Пырыны яра меда, кырӟаны яра меда? / Войти можно ли, запеть можно ли?

Расставаясь с роднёй, друзьями и деревней, рекрут исполнял прощальный танец, пел прощальную песню. Иногда это была народная обрядовая песня, а зачастую стилизованная или авторская, специально сочинённая на этот случай. Впоследствии эта песня становится личной и поётся как именная в течение многих лет.

__________________________________________________________________

 

В заключении хочется сказать,что удмуртская музыкальная культура ещё жива и её поддерживают в отдельных регионах России и не только. Я думаю,что есть перспектива у народных песен,танцев Удмуртии,ведь они очень по своему уникальны и интересны. Из года в год, на протяжении многих лет, традиции вотяков поддерживают. Устраивают национальные праздники с частушками и танцами и тд. Эта культура безусловно заслуживает внимание!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: