4. Политическая деятельность, П. А. Столыпина, его программа
преобразований. Изменения в программе:
-Аграрная политика.
-Рабочая политика.
-Национальная политика.
5. Столыпинские преобразования в оценке современников и исторической науке.
6. Партии и III Государственная Дума
Литература: Программа реформирования России П. А. Столыпина П.С. Кабытов https://cyberleninka.ru/article/n/programma-reformirovaniya-rossii-p-a-stolypina/viewer
РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА: НАПРАВЛЕНИЕ, ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ Д. С. Теряков, Н. В. Володина https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-stolypina-napravlenie-itogi-i-znachenie/viewer
Практическое задание:
Задание 1. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Документ Указ правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования. 9 ноября 1906 г.
Указ положил начало аграрной реформе, вошедшей в историю как "столыпинская". Документ подготавливался с мая 1906 г., после того как первый съезд дворянских обществ рекомендовал правительству разрешить крестьянам свободно выходить из общины и переселяться на окраины.
Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. <...>
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. <...>
12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности к одному месту.
Российское законодательство Х - ХХ вв.: В 9 т. - М.: Юридическая литература, 1994. - Т. 9. -С. 234 - 240.
1. Почему данный указ был принят по настоянию П.А. Столыпина в порядке ст. 87 Основных законов, во время роспуска Государственной думы?
Ответ: Указ от 9 ноября 1906 года был актом мужества П. А. Столыпина, который полагал, что отсутствие «собственности на землю у крестьян создаёт всё наше неустройство». В письме Л. Н. Толстому он отмечал, что «искусственное оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нём врожденного чувства собственности ведёт ко многому дурному, и главное, к бедности». Современники часто порицали Столыпина за широкое пользован е статей 87, скопированной с 14 статьи австрийской конституции. Сам же Столыпин расценивал внедумское законодательство как действенный инструмент, с помощью которого можно вопреки правой оппозиции провести необходимые законы.
2. Столыпинская аграрная реформа проводилась в жизнь целым рядом законодательных актов. Перечислите их. Когда закон, закреплявший основные положения аграрной реформы, был принят Государственной думой?
Ответ: Основными нормативно-правовые акты являются: Указ от 9 ноября 1906 г. (впоследствии изданный как Закон от 14 июня 1910 г.), Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. (изданный в 1912 г. в качестве Положения о землеустройстве), Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г.
Закон Государственной Думой был принят 14 июня 1910 г.
3. В чем состояла сущность аграрного вопроса до реформы Столыпина и как она изменилась после?
Ответ: Сущность аграрного вопроса до реформы Столыпина: В начале ХX века Россия являлась cреднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал ранне-капиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, в следствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия. Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 г., но и другие законы 1909-1911 гг., предусматривавшие роспуск общин, с 1861 г. не подвергавшихся разделу, и возможность его проведения решением простого большинства, а не двух третей членов общины, как было раньше. Власти всячески способствовали дроблению и обособлению крестьянских хозяйств.
Главная и основная задача в аграрной политике состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. Монарх давно уже видел пагубность существования общины, где существовало стремление всех уравнять, всех привести к одному уровню, а так как массу нельзя поднять до уровня самого способного, самого деятельного и умного, то лучшие элементы должны быть принижены к пониманию, к устремлению худшего, инертного большинства. Это виделось и в трудности привить к общинному хозяйству сельскохозяйственные улучшения и в трудности часто наладить приобретение всем обществом земли при помощи Крестьянского банка, так что часто расстраивались выгодные для крестьян сделки. Неблагоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило Николая II. Когда осенью 1905 г. возник кабинет С.Ю. Витте, император поставил перед ним главную задачу: улучшить положение крестьян. На заседании Совета министров 3 ноября 1905 г. глава правительства предложил избавить крестьян от выкупных платежей. Царь заявил, «что находит меру совершенно недостаточною” и решительно высказался за переход от слов и обещаний к крупным мерам «по улучшению положения крестьян, не теряя времени, так, чтобы крестьянство убедилось, что о нем правительство фактически заботится, и призвал для дости-жения этой цели «не стесняться жертвами и не останавливаться перед самыми сильными мерами. Кабинету С.Ю.Витте не удалось принять никаких «сильных мер», хотя предварительная работа в этой области велась и в 1905 г., и в начале 1906 г. Когда же собралась Первая Государственная дума, то сразу выяснилось, что резерва времени у власти уже больше нет. Ношу трудоемкого реформирования крестьянского землеустройства принял на себя кабинет П.А. Столыпина и особенно его глава. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.
Сущность аграрного вопроса после реформы Столыпина: Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики. Реформа подразумевала огромную техническую работу по развертыванию тысяч деревень, что могло привести к огромному числу спорных ситуаций. Нужны были детальные инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных землемеров. Штат землемерной части землеустроительных комиссий, например, вырос с 650 человек в 1907 г. до 7000 человек к 1914 г. Бюджет земельного ведомства непрерывно увеличивался: с 46 млн руб. в 1907 г. до 157 млн руб. в 1914 г. (ведомство стало одним из ведущих по этому показателю). В 1908 г. число укрепившихся крестьян выросло в 10 раз по сравнению с 1907 г. (свыше 500 тыс. человек), а в 1909 г. был достигнут абсолютный рекорд – 579 тыс. крестьян, покинувших общину. В целом из общины за период реформы выделились миллионы домохозяев. К 1 января 1916 г. из 9,2 млн общинных дворов вышло 2,5 млн крестьян-общинников (более четверти) и почти 15 % общинных земель (17 млн десятин). В том числе на отруба и хутора вышло более 1,3 млн домохозяев (2,7 млн десятин), что также было несомненным успехом, хотя и не решило всех проблем российского сельского хозяйства. Всего за годы реформы из общины вышло около 3 млн человек – около трети домохозяев. Вместе с ними из общины вышло 22 % всей земли. Реформа качественно меняла и саму общину, повышая эффективность ее функционирования. Все эти изменения, безусловно, сказались на состоянии сельского хозяйства, которое постепенно начало трансформироваться. Например, сбор хлеба вырос в 1913 г. до 5,6 млрд пудов (86 млн тонн) или 550 кг на человека, против 4 млрд пудов в начале века (400 кг на душу). Посевные площади с начала века (до 1914 г.) выросли на 10,6 млн десятин, или на 14 %; в том числе в черноземной полосе – на 8 %, в Сибири – на 71 %, на Северном Кавказе – на 47 %. Одновременно выросли экспорт и урожайность многих сельскохозяйственных культур. В 1906–1912 гг. на 342 % выросли производство и импорт сельскохозяйственных машин. В Сибири и других местах переселения вооруженность сельского хозяйства машинами и собственным инвентарем была выше, чем в Европейской России. В некоторых южных районах крестьянская община почти полностью исчезла (например, в Бессарабской и Полтавской губерниях). В других регионах (Курская губерния) община утратила главенствующее положение. Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 г. количество таких учреждений превысило 13 тысяч. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масляные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы. В начале XX в. за счет средств земств, государства, частных лиц и капиталистических объединений в России была создана сеть опытных полей, выяснены в зональном масштабе особенности обработки почвы, накоплены опытные данные по агротехнике возделывания основных культур. Появились агрономические журналы, сформировались новые научные направления. В силу экономических причин большинство усовершенствований не находило применения в крестьянских хозяйствах. Они частично использовались в крупных помещичьих имениях. В начале ХХ в. происходило увеличение посевных площадей всех групп сельскохозяйственных культур, за исключением крупяных.
Задание 2
Поразмышляйте, что, по вашему мнению, общего в реформаторских судьбах Витте и Столыпина?
· По политическим взглядам были убежденными монархистами, считали самодержавие лучшей формой правления для России, но были готовы пойти на некоторые уступки демократии ради сохранения самодержавия;
· Как Витте, так и Столыпин были крайне негативно настроены против революции;
· Сходились во мнениях относительно того, что крестьянская община - пережиток крепостнической России;
· Оба деятеля достигли вершины власти благодаря внезапной головокружительной карьере;
· Как Витте, так и Столыпин были убеждёнными монархистами, считали самодержавие лучшей формой правления для России и были готовы пойти на некоторые уступки демократии ради сохранения самодержавия;
· С.Ю. Витте и П.А. Столыпин многие реформаторские идеи унаследовали от своих предшественников. Витте многое заимствовал из наработок Н.Х. Бунге, а Столыпин - из наработок Витте, Святополк-Мирского, Вышнеградского и других. В частности, отдельные элементы аграрной реформы задумывались ещё Витте;
· Витте и Столыпин занимали схожую позицию касательно государственных займов. Они единогласно были за политику постепенного отказа от них;
· У Витте и у Столыпина были схожие позиции относительно железнодорожного строительства. При Витте в стране начался железнодорожный бум, что касается я Столыпина, то он ни в коем случае не умалял роли железных дорог в развитие страны. При Столыпине продолжалось строительство Транссиба;
Задание 3
В виде схемы оформите основные мероприятия аграрной реформы Столыпина.







