Рассказ о летательных аппаратах, планер и планирование

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Приемы: разъяснения, рассуждения.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Объект труда: простейшая модель планера из бумаги.

Оборудование: доска и мел; карточки с тестом; чертеж планера, ножницы по бумаге. Межпредметные связи:

черчение - чертеж изделия;

русский язык - написание слов аэростат, стратостат, дирижабли, прототип, фюзеляж, киль, стабилизатор.

Литература для учителя:

1. Карабанов. И.А. Трудовое обучение. Технический труд., учебное пособие для 8 класса – М., 2005.

2. Лагутин, О.В. Самолет на столе. - М., 1988.

3. Техническое моделирование и конструирование / под редакцией. В.В. Колотилова. - М.,1983.

Ход урока:

Организационная часть

1.1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

1.3. Назначение дежурных.

1.4. Объявление темы урока: Авиамоделирование. Классификация и устройство авиамоде­лей. Простейшая модель планера из бумаги (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

1.5. Объявление цели урока: расширение и обобщение представлений о летательных аппаратах и технологических процессах изготовления простейшей модели планера из бумаги.

2. Объяснение нового материала.

Рассказ о летательных аппаратах, планер и планирование.

Летательные аппараты — это технические ус­тройства, предназначенные для решения определен­ных задач при полете в воздушном пространстве. Они бывают легче и тяжелее воздуха.

На все типы летательных аппаратов действует сила земного притяжения (сила тяжести), для преодоления которой создается подъемная сила. Способы ее создания определяют принципы поле­тов летательных аппаратов и их классифика­цию.

  Классификация по принципу полета.

1.Летательные аппараты с аэростатическим принципом полета. К ним относятся аэростаты, которые, в отличие от других летательных аппара­тов, легче воздуха, находящегося внутри их объем­ного пространства.

Аэростаты летательные аппараты, у которых подъемная сила создается благодаря выталкивающей (архимедовой) силе действующей на тело.

Аэростаты свободной сферической формы назы­вают воздушными шарами. Аэроста­ты, снабженные герметичной кабиной (от холода, недостатка кислорода и уменьшения атмосферного давления) и предназначенные для полетов в стра­тосферу, называют стратостатами. Управляемые аэростаты, оборудованные двигателя­ми, называют дирижаблями.

         
   

 


                                                        а                                  б                                                   в     

 

  Летательные аппараты с аэростатическим принципом полета — аэростаты:

а — воздушный шар; б — стратостат; в — дирижабль.

Основные достоинства аэростатов в том, что они более экономичные и грузоподъемные, могут вер­тикально подниматься и спускаться без дополни­тельных затрат энергии, а также неподвижно на­ходиться в воздушном пространстве. К недостаткам относятся плохая маневренность, низкая скорость полета, а также необходимость в надежных сред­ствах для крепления на стоянке.

 

2. Летательные аппараты с аэродинамическим принципом полета. Подъемная сила создается в результате силового воздействия воздуха на движу­щееся в нем тело. К ним относятся планеры, са­молеты и вертолеты.

Подъемная сила планера создает­ся несущими поверхностями, в основном крылья­ми, при планирующем полете в воздушных пото­ках. У самолетов  она также созда­ется с помощью крыльев при перемещении их от­носительно воздушных потоков с помощью двига­телей. У вертолетов  подъемная сила появляется от работы несущих винтов, которые получают вращательное движение от двигателей.

         
 

 


                                                           

 

      а                                                         б                                                     в

Рис. 104. Летательные аппараты с аэродинамическим принципом полета:

а — планер; б — самолет; в — вертолет

3. Летательные аппараты с ракетодинамическим принципом полета. Подъемная сила создает­ся благодаря силам реакции, возникающим при выбросе наружу с большой скоростью газов (про­дуктов сгорания) через реактивное сопло ракетного двигателя.

                        Авиационные модели.

Авиационные модели — это тоже летательные аппараты. В уменьшенном виде они или копируют прототип, или схематически воспроизводят его. По характеру полета авиамодели разделяются на следу­ющие классы: свободнолетающие, кордо­вые  и радиоуправляемые.

         
 
 
 
 

 

 


     

 

 

 

 


  Радиоуправляе­мые модели: а - планера; б - самолета; в – вертолета.

3. Закрепление пройденного материала.   

Фронтальный опрос:

1. Для чего предназначены летательные аппараты?

2. Какие существуют основные принципы полетов ле­тательных аппаратов?

3. Как создается подъемная сила у аэростатов?

4. В результате чего возникает подъемная сила у самолетов?

5. К каким летатель­ным аппаратам относятся ракеты?

6. Чем отличаются классы авиамоделей по характеру полета?






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow