Воронежское художественное училище (техникум)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

                        Методическое пособие по теме «Цирк»

4 класс ДХШ,

количество часов 9

предмет «Композиция»              

 

 

                                                                                                  

 

 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      Студентка 4 курса

                                                                                      Группы 4 пед в

                                                                                      Клещевниковой

                                                                                      Елизаветы Олеговны

 

 

 

                                      ВОРОНЕЖ 2020

 

 

Вид занятия: Станковая композиция.

Тема методического пособия: «Цирк».

Количество часов по учебному плану: 9 часов.

 

Цели урока: Создать композицию, учитывая основные законы композиции. Используя смысловой центр, сохраняя единство и целостность. Применять знания о цветовых гармониях для передачи атмосферы цирка.

 

Задачи методического пособия:

1. Образовательная: Расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка, раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм, декорации). Формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа. Закрепить понятия об основных правилах композиции.

 

2. Развивающие: Развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению. Учить компоновать крупное изображение на листе бумаги, начиняя с обобщенного рисунка, учитывая плановость изображения.

 

 

3. Воспитательные: Сформировать эстетическое чувство к прекрасному, привить ученикам стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитание художественного вкуса, трудолюбия, упорства и достижения цели, наблюдательности, фантазии.

 

Оборудование:

Для ученика: Мольберт, бумага, набор кистей, краски акриловые, карандаш, ластик, баночка, салфетка.

Для учителя: Методическое пособие, план конспект урока, доска, мел

                                                Литература:

 

1. Буймистру Т. А. Колористка: цвет - ключ к красоте и гармонии. - М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2013 г.

2. Волков Н. Н. Композиция в живописи. Москва, "Искусство" 1977 г.   

3. Гавриляченко С. А. Композиция в учебном рисунке. Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова – М.: Издательство СканРус,2010 г.

4. Котляров А.С. Композиционная структура изображения.

Учебное пособие. — М.: Университетская книга, 2008 г.

5. Шорохов Е. В. «Основы композиции» учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2003 «Преподавание черчения и рисования» – М. Просвещение, 1979 г.

 

 

                                       Электронные ресурсы:

 

1. Композиция картины. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://oformitelblok.ru/kompozitsiya-kartiny.html

2. Осьминина О.В. Методическая разработка на тему: «Создание художественного образа на уроках по композиции в ДХШ». [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://schoolfiles.net/1959897

3. Рябова. В. Станковая композиция. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://smalti.ru/artclass/uroki-izo/stankovaya-kompoziciya/

4. Цветоведение. Введение в цветовой круг.[Электронный ресурс] //Режим доступа:http://oformitelblok.ru/tsvetovedenie.html

5. Цирковое искусство. [Электронный ресурс] //Режим

доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5bd61413844db800aa5b639a/istoriia-cirka-5bd70b64a6560100aaad57a9

 

1. Первый лист «Аналоги»

 

На первом демонстрационном листе представлены «Аналоги»

В основном это работы профессионалов. Художники используют различные методы работы цветом, дабы передать удивительную атмосферу цирка.

                                                                                           

 

 

2. Второй лист «Законы построения композиции»

 

На втором демонстрационном листе представлены «Законы построения композиции».

 

Композиция - организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.

Формальная композиция - это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов (точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания. 

 

Закон целостности - объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение - это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов.

Закон равновесия - это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия- неравномерное размещение.

Закон соподчинения - это подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

 

 

3. Третий лист «Цветовые гармонии»

 

На третьем демонстрационном листе представлены «Цветовые гармонии»

 

Контрастная гармония. В ней, точка дополнительного цвета, на цветовом круге, находится напротив ключевого цвета. Триадная цветовая гармония - это гармония, в которой три ключевых цвета равноудалены на цветовом круге образуя равносторонний треугольник.

Гармония аналогичных цветов или Родственная триада. В этой цветовой схеме используются смежные цвета цветового круга и их смешение.

Монохромные цветовые гармонии – это использование нескольких оттенков одного цвета.

Гармония дополнительных цветов (комплементарная). Комплементарной цветовой схеме используются цвета, которые расположены, напротив.

Разбитые дополнительные - это опять комплементарная схема. Но с одного конца она делится надвое, разбиваясь на два родственных цвета дополнительных к третьему.

Двухцветная гармония цветовая. Она предполагает сочетаемость пар цветов. Это могут быть как смежные, так и противоположные секторы круга Иттена.

Трехцветная гармония. Классической схемой является применение треугольников (равнобедренный и равносторонний).

Четырехцветная гармония. Ее цветовая схема определяется вписанием в круг     

Иттена простых геометрических фигур, таких как квадрат и прямоугольник.

Гармония шести цветов. Образуется посредством включения в пространство круга равностороннего шестиугольника.

Аналоговая гармония – цвета, расположенные рядом друг с другом.

Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония). В этой модели также участвуют три цвета, после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

                           

Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония). Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

Монохроматическая цветовая схема. В такой схеме используется цвет одного тона, но с разными значениями насыщенности и яркости.

 

 

   

 

 

4. Четвертый лист «Средства выразительности»

 

На четвертом демонстрационном листе представлены «Средства выразительности»

 

Центр композиции редко совпадает с геометрическим центром картины. Чаще всего это происходит в декоративном искусстве или в классической архитектуре.

 

Контраст - это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

 Нюанс - это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество - это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).

Требования к тождественной композиции:

1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый.

2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Симметрия - это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная симметрия, в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая - это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. ( В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)

Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии:

1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии.

2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)

Асимметрия - это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

 

 

5. Пятый лист «Законы композиции»

 

 

 

На пятом демонстрационном листе представлены «Законы композиции»

Они выполнены по законам композиции.

 

Законы композиции:

 

Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали.

Закон равновесия. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Доминанта - это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

 

 

6. Шестой лист «Эскизы»

 

На шестом демонстрационном листе представлены «Эскизы»

 

Композиционные наброски необходимо делать мягкой и плавной линией не давя на карандаш, что бы избежать порчи бумаги. Затем они прорисовываются, видеться тональный поиск.

 

7. Седьмой лист 1 Этап: «Композиционный набросок»

 

На седьмом демонстрационном листе представлен «Композиционный набросок».

 

Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

 

Композиционные приемы:

1.Центр (смысловой, композиционный)

2.Применение золотого сечения.

3.Ритм.

4.Статика и динамика.

5.Симетрия и асимметрия.

 

Типы композиции:

 Членение на слои. Факторами, строящими «глубину» пространства являются заслонение и соответствующее ему расположение предметов и фигур выше и ниже по плоскости. Пространство такого типа ещё не имеет меры в глубину.

 

 Деление на планы – на картине предусмотрено два плана (действие и пейзаж), реже три или четыре плана.

 

 

8. Восьмой лист  2 Этап: «Работа над деталями наброска»

 

На восьмом демонстрационном листе представлена «Работа над деталями наброска».

Более детальная прорисовка рисунка и уточнение деталей композиции.

 

9. Девятый лист 3 Этап: «Начало работы c больших цветовых отношений»

 

На девятом демонстрационном листе представлена «Начало работы c больших цветовых отношений»

 

Работу над цветом следует начинать с теней видя ее от самого темного к светлому.

 

Работа над композицией связана с определением общего цветового тона. Дальнейшая разработка композиции предполагает нахож­дение более точных тональных и цветовых отношений, уси­ление выразительности композиционного центра. Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов.

 

10. Десятый лист  4 Этап: «Работа над первым планом».

 

На десятом демонстрационном листе представлено «Работа над первым планом».

 

Обобщаем композицию. Выделяем главное и второстепенное. Предметы подчиняем, друг другу тонально и по цвету. Добавляем настроение в композицию, оживляем его.

 

 

11. Одиннадцатый лист 5 Этап: «Обобщение и завершение работы».

 

На одиннадцатом  демонстрационном листе представлено «Обобщение и завершение работы».

 

Работа на данном этапе заключается в том, что бы поработать над деталями и обобщить рисунок.

Довести композицию до состояния готовности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: