Становление казначейской системы, ее

Обзор лекций по казначейству

история:

Казначейство – специальный гос. фин. орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящей в состав МФ РФ.

В 15 веке были организованы так называемые казённые палаты – губернский орган, который был учреждён 7 ноября 1775 года императорским указом Екатерины 2. В подчинении КП находились все казённое имущество: денежная казна, гербовая бумага, наличные вино и соль, а также губернские казначеи (самая низшая должность в 3 года).

В 1780 году были созданы два главных казначейства в Москве и Петербурге, в которые поступали все доходы государства.

В 19 веке были прописаны новые функции казначейства: все статьи казначейских. доходов, в котором бы отдельные управлении не состояли и из каких бы источников не поступали, считать принадлежащим казначейству точно так же, как бы и действительно там они находились.

В 1821 году в составе МФ был учреждён Департамент гос. казначейства до 1 ноября 1918 года.

В 1992 году было введено казначейское исполнение федерального бюджета, ставшее для Правительства приоритетным.

Структура и организация органов ФК:

Структура состоит из 3 уровней:

1. Главное управление ФК, Артюхин

2. Управление ФК по субъектам РФ

3. Отдельные ФК по городам

Полномочия ГУФК:

1. Осуществление сводного учёта доходов и расходов ФБ

2. Управление движением средств на счетах казначейства

3. Доведение информации о результатах исполнения бюджета

Полномочия УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений об формировании доходной и расходной части ФБ

Полномочия ОФК:

1. Формирование доходной части ФБ на соответствующей территории

2. Обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям

3. Предоставление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении ФБ

Действия по исполнению бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения ФБ.

Организация фин. контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления:

БК РФ определяет основные формы фин. контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджетов.

Фин. кон. может быть предварительным, текущим и последовательным за ведением операций с бюджетных средств главных распорядителей и получателей бюджетных средств.

Фин. кон., осуществляемый МФ: организует проверки и ревизии бюджетных учреждений и организаций, контроль за исполнением бюджетных средств распорядителей и получателей.

Фин. кон., осуществляемый главными распорядителями за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств.

Фин. кон., осуществляемый финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов.

Цели исполнения бюджетных средств утверждаются бюджетом, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.

Исполнение бюджета по доходам:

Доходы – денежные средства, поступающие в бюджет налоговыми и неналоговыми путями, а также безвозмездными поступлениями, за исключением средств, являющихся источником покрытия дефицита бюджета.

Этапы исполнения бюджета по доходам:

1. Зачисление на единый счёт бюджетных доходов от распределённых налогов и иных поступлений в бюджет

2. Перечисление излишне распределённых сумм, возврат излишне уплаченных или взысканных сумм

3. Перечисление ФК излишне распределённых сумм, необходимых для осуществления излишне уплаченных или взысканных сумм в порядке, установленном МФ РФ

Задачей исполнения бюджета по доходам является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов в виде налогов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Исполнение бюджета по расходам:

Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год.

Расходы ФБ сформированы, исходя из потребительского содержания и развитии экономики по следующим принципам:

1. Территориальный – расходы для субъектов РФ

2. Отраслевой – расходы министерств и ведомств

3. Функциональный – расходы на социальные нужды и другие целевые программы

4. Обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня и территориальных органов

5. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах

Этапы исполнения бюджета по расходам:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи МФ РФ и доведение годового объёма бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств

2. Утверждение и доведение до главных распорядителей смет доходов и расходов

3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств

4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств

Орган казначейства может отказать подтверждать денежные обязательства в следующих случаях:

1. При блокировке расходов в случае нецелевого исполнениях средств или из-за невыполнения бюджетных обязательств

2. При несоответствии принятых бюджетных обязательств закона о бюджете, а также о утверждённой смете доходов и расходов

3. При образовании в ходе исполнения ФБ экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов ФБ

4. При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявленные к документам для совершения расходования средств

Казначейство на современном этапе в РФ:

Казначейство – специальный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфин РФ.

В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ, включающая Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.

Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами, органы казначейства не имеют права. Федеральное казначейство в процессе исполнения федерального бюджета, выполняя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет обязано соблюдать все бюджетные требования, которые распространяются и на всех других участников бюджетного процесса.

Основными функциями органов ФК РФ являются:

1. обеспечение кассового обслуживания исполнения федерального бюджета;

2. предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;

3. осуществление распределения доходов между бюджетами бюджетной системы;

4. кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы;

5. составление отчётности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.

 

В части контрольных функций Федерального казначейства следует отметить, что они реализуются посредством предварительного и текущего контроля за участниками бюджетного процесса. В этом направлении задача состоит в максимальном применении технических средств контроля на стадии принятия от главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств расходных расписаний в части контроля за непревышение доведённых до них от Минфина РФ лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования.

За решение этой проблемы и целого ряда других проблем, в том числе, связанных с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов федерального уровня, отвечает формирование единообразного подхода к казначейским процедурам исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны

 

Лицевые счета бюджетополучателей органов казначейства:

Исполнение ФБ по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств. Лицевые счета – регистры аналитического учёта органа казначейства, предназначенные для отражения в учёте лимитов бюджетных обязательств бюджетополучателей, созданные для учёта операций по финансированию расходов на содержание учреждений и организаций, а также по федеральным программам, дотациям, компенсациям, субвенциям, субсидиям и ссудам.

При открытии лицевых счетов, орган федерального казначейства присваивает им в установленном порядке номер. Каждому виду лицевого счета присваивается один из следующих кодов:

01 – лицевой счёт распорядителя средств;

03 – лицевой счёт получателя средств;

09 – лицевой счёт иного получателя средств.

Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов:
1 и 2 разряды – код лицевого счета;
с 3 по 10 разряд – учётный номер клиента;
11 разряд – резервный разряд.

Для открытия лицевого счета получателя средств получателем средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы:

заявление на открытие лицевого счета;

копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;

копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию и другие.

Орган федерального казначейства отказывает в приёме платёжного документа, если:

форма платёжного документа, подписи или надписи на документе будут признаны им не соответствующими образцам;

показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платёжном документе, не соответствуют проводимой операции;

суммы, указанные в расчётно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отражённых на его лицевом счёте получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования;

получателем средств нарушены требования.

При оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключённый в любой предусмотренной для совершения сделок форме.

Ежемесячно, не позднее третьего числа месяца, следующего за отчётным, органы федерального казначейства осуществляют сверку операций по движению лимитов бюджетных обязательств, объёмов финансирования и кассовых расходов, учтённых на лицевых счетах получателей средств и лицевых счетах иного получателя средств.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: