Методическиерекомендации
По выполнению контрольной работы
МДК.01.01 Электрические машины и аппараты
Для специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2019
Введение
Изучение предмета «Электрические машины и аппараты» предусматривается изучение устройства, принципа действия, характеристики, режима работы и области применения электрических машин и аппаратов сельскохозяйственного назначения.
Электрические машины и аппараты являются одной из основных дисциплин, на которой базируются профилирующие предметы по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». На основе законов и положений электрических машин решаются многие техническиезадачи и осуществляются проектирование различных электротехнических устройств и установок. Знания по электрическим машинам, которые студенты должны приобрести в результате изучения данного предмета, являются определяющими в получении квалификации техника-электрика.
При изложенииучебного материала следует раскрывать сущность изучаемых явлений и закономерностей, соблюдать единство терминологии и обозначений физических и технических величин согласно требованиям действующих государственных стандартов, а также следует освещать вопросы безопасности труда, пожарной безопасности и охраны окружающей природной среды.
В целях закрепления теоретического материала программой предусмотрено выполнение практических занятий, которые необходимо проводить в учебных кабинетах, оснащенных соответствующим оборудованием.
При необходимости отдельные теоретические и практические занятия рекомендуется проводить в производственных условиях.
Данный предмет объединяет теорию и методику электротехнических расчетов. Чтобы хорошо усвоить предмет, нужно не только глубоко изучить материал предмета, но и получить твердые навыки в решении задач.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- назначение, устройство, принцип работы машин постоянного тока,трансформаторов, асинхронных машин и машин специального назначения.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
- разбираться в классификационной особенности двигателей;
- подключать электрический двигатель к сети с аппаратурой управления и защиты;
- выбирать для соответствующего механизма электропривод.
Практические работы выполняются в отдельной тетради, аккуратно.
На обложке тетради необходимо четко написать фамилию, имя, отчество, шифр, вариант.
Варианты задач определяются по последней цифре шифра зачетки.
Рекомендуемая литература:
1. Кацман М.М. Электрические машины – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1990
2. Кацман М.М. «Электрические машины», Москва, FCADEMA, 2003
3. Копылов И.П. «Электрические машины»- М.Логос,2000
4. Шичков Л.П., Коломиец А.П. «Электрооборудование и средства автоматизации сельскохозяйственной техники» – М.Колос,1995
5. Интернет – ресурс:
1. ElektrikLine. Ru
2. Elecab. ru
3. Electric. org
4. Energomir. net
5. Elektroceh. ru
Методические указания
Трансформаторы.
Трансформатором называется статический электромагнитный аппарат, преобразующий переменный ток одного напряжения в переменный ток той же частоты, но другого напряжения. Трансформаторы получили очень широкое практическое применение при передаче электрической энергии на большие расстояния, для распределения энергии между ее приёмниками и в различных выпрямительных, сигнальных, усилительных и других устройствах.
Любой трансформатор может быть использован и как повышающий, и как понижающий.
Для их решения необходимо знать устройство, принцип действия и зависимости между электрическими величинами однофазных и трехфазных трансформаторов, уметь определять по их паспортным данным технические характеристики.
Пример №1. Трехфазный трансформатор имеет следующие номинальные характеристики: Sном = 1000 кВ·А, Uном1 = 10 кВ, Uном2 = 400В. Потери в стали Рст = 2,45 кВт, потери в обмотках Ро.ном = 12,2 кВт. Первичные обмотки соединены в треугольник, вторичные – в звезду. Сечение магнитопровода Q = 450см2, амплитуда магнитной индукции в нем Bm = 1,5 Тл. Частота тока в сети f = 50Гц. От трансформатора потребляется активная мощность Р2 = 810 кВт при коэффициенте cosφ2 = 0,9. Определить: 1) номинальные токи в обмотках и токи при фактической нагрузке; 2) числа витков обмоток; 3) к.п.д. трансформатора при номинальной и фактической нагрузках.
Решение.
1. Номинальные токи в обмотках:
Sном 1000
Iном1 = ----------------- = ---------------- = 58 (А);
√3Uном1 1,73 ∙ 10
Sном 1000
Iном2 = ----------------- = ----------------- = 1445(А);
√3Uном2 1,73 ∙ 0,4
2. Коэффициент нагрузки трансформатора:
kн = Р2 /(Sном∙ cosφ2) = 810/(1000 ∙ 0,9) = 0,9
3. Токи в обмотках при фактической нагрузке:
I1 = kнIном1 = 0,9 ∙ 58 = 52 (А); I2 = kнIном2 = 0,9 ∙ 1445 = 1300 (А)
4. Фазные э.д.с. наводимые в обмотках. Первичные обмотки соединены в треугольник, а вторичные - в звезду, поэтому пренебрегая падением напряжения в первичной обмотке, считаем:
Е1ф ≈ Uном1 = 10000В; Е1ф = Uном2/√3 = 400/√3 = 230В.
5. Числа витков обеих обмоток находим из формулы:
Е1ф = 4,44fω1Фm = 4,44fω1ВmQ, откуда
ω1 = Е1ф/(4,44fВmQ) = 10000/(4,44 ∙ 50 ∙ 1,5 ∙ 0,045) = 667.
Здесь Q = 450 см2 = 0,045 м2.
ω2 = ω1Е2ф/Е1ф = 667 ∙ 230/10000 = 15,3
6. К.п.д. трансформатора при номинальной нагрузке:
kнSномcosφ2
η = ----------------------------------------100 =
kнSномcosφ2 + Рст + kн2Ро.ном
0,9 ∙ 1000 ∙ 0,9
= ------------------------------------------------- 100 = 98,5 (%)
0,9 ∙ 1000 ∙ 0,9 + 2,45 + 0,92∙ 12,2
Пример 2. Однофазный понижающий трансформатор номинальной мощностью Sном = 500В.А служит для питания ламп местного освещения металлорежущих станков. Номинальные напряжения обмоток Uном1 = 380В; Uном2 = 24В. К трансформатору присоединены десять ламп накаливания мощность 40Вт каждая, их коэффициент мощности cosφ2 = 1,0. Магнитный поток в магнитопроводе Фm = 0,005Вб. Частота тока в сети f = 50Гц. Потерями в трансформаторе пренебречь. Определить: 1) номинальные токи в обмотках; 2) коэффициент нагрузки трансформатора; 3) токи в обмотках при действительной нагрузке; 4) числа витков обмоток; 5) коэффициент трансформации.
Решение.
1. Номинальные токи в обмотках:
Iном1 = Sном/Uном1 = 500/380 = 1,32 (А)
Iном2 =Sном/Uном2 = 500/24 = 20,8 (А)
2. Коэффициент нагрузки трансформатора:
kн = Р2/(Sном∙ cosφ2) = 10 ∙ 40/(500 ∙ 1,0) = 0,8
3. Токи в обмотках при действительной нагрузке:
I1 = kнIном1 = 0,8 ∙ 1,32 = 1,06 (А); I2 = kнIном2 = 0,8 ∙ 20,8 = 16,6 (А)
4. При холостом ходе Е1ф ≈ Uном1; Е1ф = Uном2. Числа витков обмоток находим из формулы:
Е = 4,44fωФm.
Тогда ω1 = Е1/(4,44fФm) = 380/(4,44 ∙ 50 ∙ 0,005) = 340 витков; ω2 = Е2/(4,44fФm) = 24/(4,44 ∙ 50 ∙ 0,005) = 22 витка.
5. Коэффициент трансформации:
К = Е1/Е2 = ω1/ω2 = 340/22 = 15,5
Асинхронные машины.
Наибольшее распространение среди электрических двигателей получил трехфазный асинхронный двигатель, впервые сконструированный известным русским электриком М. О. Доливо-Добровольским. Асинхронный двигатель отличается простотой конструкции и несложностью обслуживания. Как и любая машина переменного тока, асинхронный двигатель состоит из двух основных частей: статора и ротора. Статором называется неподвижная часть машины, ротором - ее вращающаяся часть. Асинхронная машина обладает свойством обратимости, т. е. может быть использована как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Из-за ряда существенных недостатков асинхронные генераторы практически почти не применяются, тогда как асинхронные двигатели получили очень широкое распространение. Реверсивные двигатели снабжаются переключателями, при помощи которых можно изменять чередование фаз обмоток статора, а следовательно, и направление вращения ротора. Вне зависимости от направления вращения ротора его частота n2, как уже указывалось, всегда меньше частоты вращения магнитного поля статора.
Для решения этих задач необходимо знать устройство и принцип действия асинхронного двигателя и зависимости между электрическими величинами, характеризующими его работу.
В настоящее время промышленность выпускает асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором серии 4А мощностью от 0,06 до 400 кВт. Обозначение типа электродвигателя расшифровывается так: 4 – порядковый номер серии; А – асинхронный; Х –алюминиевая оболочка и чугунные щиты(отсутствие буквы Х означает, что корпус полностью выполнен из чугуна); В – двигатель встроен в оборудование; Н – исполнение защищенное 1Р23, для закрытых двигателей исполнения 1Р44 обозначение защиты не приводится; Р – двигатель с повышенным пусковым моментом; С – сельскохозяйственного назначения; цифра после буквенного обозначения показывает высоту оси вращения в мм (100, 112 и т.д.); буквы S, M, L – после цифр – установочные размеры по длине корпуса (S – станина самая короткая; M – промежуточная; L – самая длинная); цифра после установочного размера – число полюсов; буква У – климатическое исполнение (для умеренного климата); последняя цифра – категория размещения; 1 – для работы на открытом воздухе, 3 – для закрытых неотапливаемых помещений.
В обозначениях типов двухскоростных двигателей после установочного размера указывают через дробь оба числа полюсов, например 4А160S4/2У3. Здесь цифры 4 и 2 обозначают, что обмотки статора могут переключаться так, что в двигателе образуются 4 или 2 полюса.
Пример 3. Расшифровать условное обозначение двигателя 4А250S4У3.
Это двигатель четвертой серии, асинхронный, корпус полностью чугунный (нет буквы Х), высота оси вращения 250 мм, размеры корпуса по длине S (самый короткий), четырехполюсный, для умеренного климата, третья категория размещения.
Пример 4. Трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа 4АР160S6У3 имеет номинальные данные: мощность Рном = 11 кВт; Uном = 380 В; частота вращения ротора n2 = 975 об/мин; к.п.д. ηном = 0,855; коэффициент мощности cosφном = 0,83; кратность пускового тока Iп/Iном = 7; кратность пускового момента Мп/Мном = 2,0; способность к перегрузке Мmax/Мном = 2,2. Частота тока в сети f1 = 50 Гц.
Определить: 1) потребляемую мощность; 2) номинальный, пусковой и максимальный моменты; 3) номинальные и пусковые токи; 4) номинальное скольжение; 5) частоту тока в роторе; 6) суммарные потери в двигателе.
Можно ли осуществить пуск двигателя при номинальной нагрузке, если напряжение в сети при пуске снизилось на 20%?
Решение.
6. Мощность, потребляемая из сети.
Р1 = Рном/ηном = 11/0,855 = 12,86 кВт.
7. Номинальный момент, развиваемый двигателем.
М = 9,55Рном/n2 = 9,55 · 11 · 1000/975 = 107,7 Н·м
8. Максимальный и пусковой моменты.
Мmax = 2,2Мном = 2,2 · 107,7 = 237 Н·м
Мп= 2Мном = 2 · 107,7 = 215,4 Н·м
9. Номинальныйи пусковой токи.
Рном· 1000 11· 1000
Iном = --------------------------------- = -------------------------------- = 23,6 А.
√3Uном·ηном·cosφном 1,73 · 380 0,855 · 0,83
Iп = 7,0Iном = 7,0 · 23,6 = 165 А.
10. Номинальное скольжение.
n1 -n2 1000 - 975
sном = ------------------- = ----------------------- = 0,025 или 2,5%
n1 1000
11. Частота тока в роторе.
f2 =f1·s = 50 · 0,025 = 1,25 Гц.
7. При снижении напряжения в сети на 20% на выводах двигателя остается напряжение 0,8Uном. Так как момент двигателя пропорционален квадрату напряжения, то
М'п ( 0,8Uном)2
---- = --------------------- = 0,64
Мп U2ном
Отсюда
М'п = 0,64Мп = 0,64 · 215,4 = 138 Н·м
что больше Мном = 107,7 Н·м. Таким образом, пуск двигателя возможен.
Пример 5. Каждая фаза обмотки статора трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором имеет число витков ω1 = 150 и обмоточный коэффициент К01 = 0,97. Амплитуда вращающегося магнитного потока Фm = 0,006 Вб. Частота тока в сети f1 = 50 Гц. Активное сопротивление фазы ротора R2 = 0,4 Ом, индуктивное сопротивление фазы неподвижного ротора Х2 = 4,2 Ом. При вращении ротора с частотой n2 = 980 об/мин.
Определить: 1) э.д.с. Е1 в фазе обмотке статора; 2) э.д.с. Е2 в фазе неподвижного ротора; 3) ток в фазе ротора при номинальной работе I2 и при пуске I2п.
Решение.
1. Э.д.с. в фазе статора:
Е1 = 4,44К01ω1f1Фm = 4,44 · 0,97 · 150 · 50 · 0,006 = 194 В.
2. При n2 = 980об/мин частота вращения поля n1 может быть только 1000 об/мин и скольжение ротора:
n1 -n2 1000 - 980
s = ------------------- = ----------------------- = 0,02
n1 1000
3. Э.д.с. в фазе неподвижного ротора определяем из формулы Е2S = Е2S, откуда Е2 = Е2S/S = 10/0,02 = 500 В.
4. Ток в фазе ротора при пуске:
Е2 500
I2п = ------------------------ = ------------------ = 119 А.
√R22 + Х22 √0,42 + 4,22
5. Индуктивное сопротивление фазы ротора при скольжении S = 0,02:
Х2S = Х2·s = 4,2 · 0,02 = 0,084 Ом.
6. Ток в фазе вращающегося ротора:
Е2S 10
I2 = ------------------------ = ------------------ = 24,4 А.
√R22 + Х22S √0,42 + 0,0842
Электрические машины постоянного тока.
После изучения данного раздела студент должен:
- знать основные конструктивные элементы машин постоянного тока: статор, обмотка статора, якорь, обмотка якоря; термины: щеточно-коллекторный узел, геометрическая и физическая нейтрали, реакция якоря, коммутация. Классификацию машин постоянного тока по способу возбуждения, внешние характеристики генераторов постоянного тока; механические характеристики двигателей постоянного тока; способы куска двигателей постоянного тока; способы регулирования системы вращения двигателей постоянного тока;
- понимать назначения основных конструктивных элементов машин постоянного тока; принцип действия генератора и двигателя постоянного тока; уравнения электрического состояния генератора и двигателя постоянного тока; назначение кусковых и регулировочных сопротивлений; электрические диаграммы генератора и двигателя постоянного тока;
- уметь включать в сеть, регулировать скорость и реверсировать двигатель постоянного тока, отличать по внешнему виду машину постоянного тока от других видов электрических машин, ориентироваться в паспортных данных машины и определять номинальный момент, выбирать двигатель применительно к заданным техническим условиям.
Изучение электрических машин постоянного тока нужно начинать с их принципа работы и устройства. Учитывая, что машина постоянного тока обратима, т.е. может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Изучение таких вопросов, как коллектор, реакция якоря, электромагнитный момент, возбуждение и ряд других, необходимо рассматривать в сопоставлении для обоих режимов. Очень важно правильно понимать связь между напряжением на зажимах машины, ее э.д.с. и падением напряжения в обмотке якоря для генераторного и двигательного режимов.
Изучая работу машин постоянного тока в режиме двигателя надо обратить особое внимание на пуск, регулирования частоты вращения и вращающий момент двигателя, а в режиме генератора – на самовозбуждение.
Характеристики генераторов и двигателей дают наглядное представление об эксплуатационных свойствах электрических машин.
Основные формулы по разделу «Машины постоянного тока» (МПТ).
1. Уравнения напряжения
для генератора:
для двигателя:
где Е – электродвижущая сила обмотки якоря, В;
IЯ – ток якоря, А;
∑ RЯ – сумма сопротивлений всех участков якоря, Ом;
2. Электродвижущая сила обмотки якоря:
где Р – число пар полюсов,
N – число пазовых проводников,
а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря,
ф – магнитный поток, Вб,
n – частота вращения якоря, об/мин,
Се – постоянная величина эдс:
3. Электромагнитный момент
где СМ - постоянная величина момента:
ф – магнитный поток, Вб,
IЯ – ток якоря, А,
4. Электромагнитная мощность:
5. Электромагнитный момент через электромагнитную мощность:
где ω – угловая частота вращения, рад/с,
РЭМ – электромагнитная мощность, Вт,
n– частота вращения якоря, об/мин.
Пример 6: Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением развивает на выводах номинальное напряжение UНОМ = 220 В и нагружен на сопротивление RH – 2,2 Ом. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,1 Ом, обмотки возбуждения RВ = 110 Ом. КПД генератора ηг = 0,88.
Определить: 1) токи в нагрузке IH, обмотках якоря IЯ возбуждения IВ; 2) ЭДС генератора Е; 3) полезную мощность Р2 и потребляемую Р1: суммарные потери в генераторе ∑Р, 5) электромагнитную мощность РЭМ, 6) электрические потери в обмотках якоря РЯ и возбуждения Рв.
Решение: 1) токи в нагрузке, обмотках возбуждения и якоря:
; ;
2) ЭДС генератора:
3) Полезная и потребляемая мощности:
;
4) Суммарные потери в генераторе:
5) Электромагнитная мощность:
6) Электрические потери в обмотках якоря и возбуждения:
;
Пример 7: электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением работает от сети с Uном = 440 В. Частота вращения n = 1000 об/мин. Полезный момент М = 200 Н∙м. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,5 Ом, обмотки возбуждения RВ = 0,4 Ом. КПД двигателя ηдв= 0,86.
Определить: 1) полезную мощность двигателя, 2) мощность потребляемую из сети, 3) ток двигателя, 4) сопротивление пускового реостата, при котором пусковой ток превышает номинальный в 2 раза.
Решение: 1. Полезная мощность двигателя:
2. Потребляемая мощность:
3. Потребляемый ток (он же ток возбуждения):
4. Сопротивления пускового реостата:
.