Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов с покупателями и заказчиками, кратко говоря, характеризует эффективность применяемой расчетно-кредитной политики с контрагентами предприятия. Это отгрузка по предоплате и по факту, с рассрочкой платежа или по бартеру. Многообразие вариантов неденежных форм, а также наличных и безналичных расчетов с покупателями автоматически закладывает в себе определенные риски по нарушению сроков оплаты, возникновению просроченных и безнадежных долгов. В некоторых случаях это допустимо, и требует соответствующего платежно-финансового контроля, в некоторых – неизбежно, и приводит к негативным последствиям в виде судебных исков к недобросовестным партнерам.

Финансовое положение и стабильность компании напрямую зависят от величины дебиторских и кредиторских обязательств, а совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками является неотъемлемой частью управленческих задач. Постоянный мониторинг долгов необходим для наличия ясной картины о положении дел в организации:

1. Наличие большой величины дебиторки ведет к неразумному кредитованию покупателей и может стать причиной оттока средств. Это в свою очередь обуславливает невозможность предприятия вовремя рассчитываться перед кредиторами и погашать собственные долги.

2. Наличие высокой доли кредиторки говорит о регулярном невыполнении поставщиком своих обязательств по отгрузке товаров/продукции, выполнению услуг или показывает правовые особенности по переходу права собственности, закрепленные в договоре.

3.Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками включает формирование достоверной и своевременной информации; соблюдение общепринятых форм договоров, первичной документации по совершаемым сделкам; контроль по имеющимся обязательствам; выполнение регулярной сверки с контрагентами. Задача бухгалтера – отражать все хозяйственные операции в соответствии с нормативной базой РФ: Федеральным законом № 402-ФЗ, ГК РФ, НК РФ, КоАП, приказом № 34н, приказом о Плане счетов № 94н, ПБУ 5/01, другими документами. Кроме того, следует соблюдать принципы рабочей учетной политики организации в отношении признания доходов, расходов, принятия на учет ТМЦ.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Обобщение данных по расчетам с покупателями производится с помощью активно-пассивного счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитика ведется в разрезе каждого контрагента, договора, сделки. Дополнительно возможна классификация по форме оплаты, сроку платежа, наличию вексельных обязательств, другому критерию, существенному для предприятия.

Отражение расчетов с покупателями в активе или пассиве баланса зависит от вида задолженности – дебиторской (подлежит внесению в актив) или кредиторской (необходимо записать в пассив). Записи по дебету счета 62 производятся в корреспонденции со счетами продаж – 90, 91 на суммы выручки и показывают факт перехода права собственности к контрагенту, формируя дебиторскую задолженность. Записи по кредиту счета 62 производятся в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения денежных средств, – 50, 51, 52, 55, 60 и образуют кредиторскую задолженность, отображая размер оплаты.

Счет 62 может иметь следующие субсчета:

· По расчетам в общем порядке – 62.1.

· По расчетам с предприятиями в части авансов – 62.2.

· По расчетам в части векселей – 62.3.

· По расчетам в части валюты/у.е. – 62.21-62.22, 62.31-62.32.

· По розничным расчетам – 62.Р.

· По прочим расчетам – устанавливаются компанией самостоятельно.

4.Правила расчетов с покупателями   и заказчиками требуют, чтобы аналитический учет велся в разрезе:

· Расчетных документов, сроки исполнения которых пока не наступил.

· Расчетных документов, сроки исполнения которых просрочены.

· Полученных авансов.

· Векселей – с ненаступившим сроком погашения; дисконтированным в банковском учреждении; не оплаченным в срок.

5.Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками ведется на основании оправдательных первичных документов.

 Заключение сделки подтверждается:

- договорами,

-гарантийными письмами,

- прочей деловой перепиской;

- факт отгрузки – актами, накладными,

-счетами-фактурами;

- факт оплаты – расчетными документами (платежными требованиями/поручениями, кассовыми ордерами, чеками), актами взаимозачета, векселями, договорами переуступки/мены и пр.

Технология расчетов с покупателями

Методика учета зависит от того, является ли сделка разовым доходом или постоянным. Первый требует отражения выручки в составе прочих доходов на счете 91, второй формирует проводки по счету 90. При этом средства, поступившие по текущим отгрузкам, – отражаются на счете 62.1; по авансам в части предоплаты – на счете 62.2. Отдельно следует выделять полученные в счет долгов векселя – на счете 62.3, а в случае отражения процентов следует задействовать счет 91 для процентных выплат.

7.Учет расчетов с покупателями и заказчиками – проводки:

· Отгружены товары покупателю – Д62.1. К90.1.

· Выделен НДС – Д90.3 К68.

· Поступили деньги в оплату за товары на расчетный счет – Д51 К 62.

· Поступила предоплата в счет будущей поставки товара – Д51 К62.2.

· Поступила на расчетный валютный счет оплата за экспортную отгрузку – Д52 К62.

· Рассчитан НДС с предоплаты – Д76.АВ К 68.2.

· Выполнена реализация имущества – Д62 К91.1.

· Зачтена в оплату полученная ранее предоплата – Д62.2 К62.1.

· Погашение долга покупателя в счет созданного резерва по сомнительным долгам – Д63 К62.

· Проведен зачет встречных требований по договору – Д60 К62.

· Возвращен излишний аванс покупателю – Д62.2 К51.

· Начислены положительные/отрицательные курсовые разницы – Д62 К91.1, Д91.2 К62.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: