Этикетные нормы поведения на официальных приемах

Лекция 7. Официальные приемы

1. Виды приемов

2. Организация официальных приемов

Этикетные нормы поведения на официальных приемах

4. Дресс-код официальных приемов

 

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, который соблюдается всеми участниками независимо от уровня поведения приема. Протокольная практика каждой страны обладает некоторыми особенностями в организации приемов, но в целом она совпадает с международной. Общепринятые правила организации и проведения дипломатических приемов полностью относятся к приемам, широко организуемым в настоящее время в практике делового общения.

 

Виды приемов

Официальные приемы подразделяются на дневные и вечерние; приемы с рассадкой и без рассадки за столом. В международной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

К дневным приемам относятся «бокал шампанского», «бокал вина», завтрак.

«Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Поводом для организации такого приема может быть годовщина национального праздника, отъезд посла, пребывание в стране делегации, открытие выставки, фестиваля и т.д. Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вина, соки, минеральная вода). Напитки и закуски разносят официанты. С точки зрения организации – это наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки. Форма одежды – повседневный костюм или платье. прием проходит стоя.

Аналогичным является прием типа «бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.

«Завтрак» устраивается в промежутке между 12.00 и 15.00 часами.

Наиболее распространенное время начала завтрака от 12 до 13 часов. Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций и обычаев. Как правило, меню включает одну-две холодные закуски, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо и десерт. Подавать на завтрак первые блюда (супы) не принято, хотя подача их не исключается.

Перед завтраком гостям предлагают соки, напитки. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение, шампанского, кофе, чая.

Продолжительность завтрака – 1 – 1,5 часа, из них около часа – за столом и примерно 30 минут – за кофе, чаем (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной).

Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если форма одежды не оговорена в приглашении.

Вечерние приемы. Прием типа «Коктейль» начинается в период между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Во время приема официанты разносят напитки и холодные закуски (в виде канапе – небольших бутербродов). Возможна подача горячих блюд. Иногда устраивается буфет, где желающим официанты предлагают напитки.

Прием типа «а ля фуршет» проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако на фуршетном приеме, как правило, накрываются столы с закусками, включая горячие блюда. Гости сами подходят к столам, набирают закуски в свои тарелки и отходят от столов, чтобы дать возможность подойти к ним другим присутствующим.

Приемы типа «коктейль» и «а ля фуршет» проводятся стоя. В обоих случаях, чтобы подчеркнуть особую торжественность, возможна подача шампанского, мороженого, кофе. Торжественность приема может быть подчеркнута и указанием в приглашении особой формы одежды («Black tie»).

«Обед» считается наиболее почетным видом приема. Обычно он начинается в промежутке от 20 до 21 часа. В протокольной практике нашей страны обед может начинаться и в более раннее время.

Меню обеда по сравнению с завтраком более обильно. В соответствии с традициями оно включает две-три холодные закуски, первое блюдо (суп), горячее рыбное, горячее мясное и десерт. Подача вин та же, что и на завтраке. Меню обеда отличается от меню завтрака и тем, что после холодных закусок подается суп. Как правило, к супу подается херес.

Во время обеда к холодным закускам, как правило, предлагают водку, к рыбному горячему – сухое белое вино, к мясному горячему – сухое красное вино комнатной температуры, к десерту – охлажденное шампанское, к кофе – коньяк или ликер. Минеральная вода, соки подаются во время всего обеда.

Обед обычно длится 2 – 2,5 часа, при этом за столом – примерно час, затем все переходят в гостиные, где подаются кофе, чай. В некоторых случаях кофе и чай могут быть поданы и за обеденным столом.

Форма одежды: костюм темного цвета, смокинг или фрак, в зависимости от указания в приглашении; для женщин – вечернее платье.

В особо торжественных случаях сразу же после обеда для высокопоставленных гостей проводится прием типа «коктейль» или «а ля фуршет» уже с более широким кругом участников.

Такое сочетание двух приемов организуется преимущественно в связи с пребыванием в стране иностранного государственного деятеля или иностранной делегации, в честь которых дается обед.

Форма одежды такая же, как на обеде.

«Ужин» отличается от обеда только временем начала – не ранее 21 часа.

Меню ужина и вина такие же, как на обеде.

Форма одежды: костюм темного цвета, смокинг или фрак; для женщин – вечернее платье.

Вечерний прием типа «а ля фуршет» устраивается в особо торжественных случаях. Начинается в 20.00 и позднее. Угощение такое, же как на обычном фуршете, но разнообразнее и обильнее.

Форма одежды: костюм темного цвета, смокинг или фрак; для женщин – вечернее платье.

«Обед-буфет» предполагает свободную рассадку за небольшими столиками по четыре-шесть человек. Так же, как на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. Такого рода прием часто организуется после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера. В тропических странах такого рода прием нередко проводится на открытом воздухе – на веранде или в саду. Обед-буфет является разновидностью обеда, однако он менее официален, чем обед.

К вечерним приемам относится также «чай». Чай устраивается в период между 16 и 18 часами, как правило, только для женщин. Например, супруга министра иностранных дел приглашает на «чай» жен глав дипломатических представительств, других женщин. Не исключается приглашение на чай также и мужчин.

Для «чая» накрываются один или несколько столов в зависимости от количества приглашенных лиц, подаются кондитерские и булочные изделия, фрукты, десертные и сухие вина, соки, воды. Могут быть поданы небольшие бутерброды (канапе). Продолжительность приема – 1 – 1,5 часа.

Форма одежды: повседневный костюм или платье.

Особой разновидностью официальных приемов является презентация.

Презентация устраивается по поводу открытия новой фирмы, банка, колледжа, представления нового вида товара, услуги, книги, спектакля, выставки и т.д. Она способствует укреплению старых и заведению новых необходимых для работы деловых связей с предпринимателями, банкирами, представителями различных фирм, общественными и политическими деятелями.

Презентация рассматривается как вид протокольного приема, поэтому проводится по правилам официального протокола и предполагает сценарный подход. Этот вид приема включает три основных этапа: встреча и проводы гостей, официальная часть и банкетная часть. На презентацию приглашается определенное количество людей (обычно не более 100 человек). Список гостей должен быть тщательно продуман. Приглашение принято направлять за одну-две недели до приема. В зависимости от конкретных обстоятельств, приглашения рассылаются с курьером или почтой. Приглашения официальным лицам рекомендуется всегда рассылать с курьером. Ответ на этот вид приглашения не требуется.

Презентация проводится, как правило, во второй половине дня, чаще всего начиная с 15 часов. Обычно на весь прием отводится два - три часа, из которых на официальную часть - час - полтора, остальное время - на «фуршет» или «коктейль». Открывает и ведет презентацию один из руководителей фирмы. По окончании выступлений могут быть показаны слайды, кино- и видеоматериалы. Оставшееся время отводится ответам на вопросы.

Банкетная часть презентации проводится после завершения официальных мероприятий. Для создания более уютной и непринужденной обстановки играет живая музыка. Главная цель – общение, новые знакомства, поддержание старых и установление новых деловых контактов.

К разновидностям официальных приемов относятся также киносеансы, музыкальные и литературные вечера, вечера дружбы, встречи для игры в гольф, теннис, шахматы, другие спортивные игры или соревнования. Как правило, все они сопровождаются легким угощением. Форма одежды для таких мероприятий – повседневный костюм, для женщин – костюм или платье.

Следует еще раз подчеркнуть, что приемы носят, прежде всего, деловой характер, так как они проводятся с конкретными целями: углубления и расширения контактов, сбора необходимой информации, разъяснения внешней и внутренней политики страны (организации, фирмы).

 

Организация приемов

Проведению каждого приема предшествует тщательная подготовка, которая включает:

- выбор вида приема с учетом цели, ради которой он организуется;

- выбор места проведения приема;

- составление списка приглашенных лиц;

- заблаговременную рассылку приглашений;

- составление плана рассадки за столом, если речь идет о завтраке, обеде или ужине;

- составление меню;

- сервировку стола и обслуживание гостей;

- подготовку тостов и речей;

- составление сценария (порядка проведения) приема.

При определении даты приема следует исходить из того, что приемы не проводятся в праздничные и нерабочие дни, а в мусульманских странах – в религиозный праздник Рамадан. Не проводятся приемы и в дни национального траура, а намеченные ранее отменяются.

Выбор вида приема. При выборе вида приема следует учитывать международную дипломатическую практику, согласно которой наиболее торжественными, а следовательно, и наиболее почетными видами приемов являются обед или вечерний прием. В менее важных случаях возможна организация других видов приемов. При этом всегда учитываются протокольные традиции и обычаи, установившиеся в стране пребывания. Так, в нашей стране при приеме иностранной делегации наиболее распространенными видами приемов являются «завтрак» и «обед».

Место проведения приема. Как правило, выбирается ресторан с хорошей кухней, хорошей репутацией и высокой культурой обслуживания.

Составление списка приглашенных. Одним из важных моментов организации приема является составление списка гостей.

Прежде всего необходимо определить общее количество гостей, которое предполагается пригласить на прием. Это количество не должно превышать нормальных возможностей обслуживания, учитывать наличие соответствующего персонала и помещений. Следует избегать тесноты на приеме, которая приводит к большим неудобствам как для гостей, так и для обслуживающего персонала.

Даже при самой тщательной проработке списка нельзя избежать того, что кто-то из приглашенных по различным причинам не сможет присутствовать на приеме. Этот так называемый «процент отсева» учитывается и при составлении сметы расходов на прием.

Если прием проводится на высоком уровне, то в список гостей с иностранной стороны, прежде всего, включаются представители официальных властей, дипломатического корпуса, если он приглашается, и представители общественности.

На приемы, проводимые в узком составе, не рекомендуется приглашать лиц с резко противоположными взглядами и позициями, представителей конкурирующих фирм и т.д.

Чтобы прием прошел успешно, целесообразно приглашение лиц одинаковой партийной принадлежности или связанных партнерскими отношениями, дружбой, взаимным интересом.

Исходя из необходимости учета названных причин, а также множества других сопутствующих факторов составление списка приглашенных должно поручаться опытному сотруднику и утверждаться непосредственно руководителем, устраивающим прием.

Приглашения и их рассылка. На прием гости приглашаются при помощи письменных приглашений. Бланки приглашений печатаются типографским способом. Имя, фамилия приглашенного, его должность, а также вид приема, день, час и место проведения вписываются от руки. Все эти данные могут быть напечатаны на машинке, но в прошлом это считалось менее вежливым.

Если прием устраивается по случаю пребывания в стране высокого гостя, юбилейной даты, национального праздника, заказываются специальные бланки, на которых указывается, по какому случаю проводится прием.

При организации приемов, предусматривающих рассадку, следует заранее выяснить, сможет ли гость принять приглашение. В этом случае в правом нижнем углу бланка приглашения ставят буквы RSVP (repondez s'il vous plait – просьба ответить). О приглашении главного высокого гостя на прием договариваются предварительно. Приглашение ему высылается только после того, как сделано устное предложение и оно принято. В этом случае буквы RSVP зачеркивают и над ними пишут буквы «p. m.» (pour memory – для памяти) или «to remind».

На приглашение, где стоят буквы RSVP и они не зачеркнуты, ответ следует давать без промедления. Задержка ответа или тем более его отсутствие рассматривается как проявление неучтивости. В неясных случаях лучше вежливо отказаться заранее, чем затягивать ответ или вообще не давать его.

Если под буквами RSVP (просьба ответить) написано regrets only (только в случае отказа), то ответ следует давать только в том случае, если вы по каким-либо причинам не можете присутствовать на приеме.

На приглашение с «просьбой ответить» принято давать письменные ответы независимо от их характера – положительный или отрицательный. Ответ составляется от имени получивших приглашение в третьем лице, без подписи. Не будет ошибкой, если ответ будет дан по телефону.

После того, как был дан положительный ответ на приглашение, посещение приема является обязательным. Только в самых крайних случаях, если возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства, препятствующие посещению приема, можно отказаться, заблаговременно известив об этом хозяина приема.

Если в приглашении буквы RSVP зачеркнуты или отсутствуют (это имеет место главным образом в приглашениях на приемы, проводимые стоя), давать тот или иной ответ не нужно.

Приглашения принято направлять в зависимости от местной практики не позднее, чем за одну-две недели до приема. Это позволяет надеяться, что гости сумеют спланировать свое время и получат возможность прибыть на прием. Для рассылки приглашений используются нарочные или курьеры, реже приглашения рассылаются почтой. Приглашения официальным лицам и видным деятелям рекомендуется всегда рассылать с курьером.

Рассадка за столом. На приемах типа «завтрак», «обед», «ужин» гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке в соответствии с общепринятыми протокольными правилами.

Рассадка требует строгого соблюдения признанного служебного или общественного положения гостей. Нарушение основного правила рассадки может быть истолковано как сознательное нанесение ущерба престижу гостя и страны, им представляемой, что может привести к осложнению отношений. Трудностей при рассадке не возникает в том случае, если при составлении списка приглашенных лиц прикидывается и примерная рассадка за столом. При этом соблюдаются следующие правила рассадки гостей:

- первым самым главным местом считается место справа от хозяйки дома, вторым – слева от хозяина дома (если хозяин и хозяйка сидят за столом рядом друг с другом). По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными;

- в отсутствие женщин первым считается место справа от хозяина, вторым – слева от него;

- особо почетный гость может быть посажен напротив хозяина дома, в этом случае вторым будет место справа от хозяина дома;

- если хозяйка дома отсутствует, на ее место может быть посажена одна из приглашенных женщин (с ее согласия) или самый почетный гость;

- женщину не сажают рядом с женщиной, мужа – рядом с женой;

- женщин не сажают в конце стола, если на его торце не сидят мужчины;

- учитывается знание языков рядом сидящих гостей;

- если требуется переводчик, в нашей стране переводчика сажают рядом с гостями. В других странах переводчик может быть помещен позади кресел хозяина и главного гостя;

- после или во время какого-либо двустороннего совещания или конференции возможна рассадка на завтраке, обеде или ужине одной делегации напротив другой. В данном случае почетным является место напротив входной двери, если дверь находится сбоку, почетной считается сторона, обращенная к окнам, выходящим на улицу.

Не исключено, что составление такой предварительной рассадки может внести изменения и дополнения в первоначальный список приглашенных. Поэтому, исходя из главного правила рассадки – на самых почетных местах сидят самые почетные гости – необходимо прежде всего определить старшинство среди гостей. Следует помнить, что супруге присваивается старшинство супруга. Это правило помогает правильно сделать рассадку на приеме, где присутствуют женщины или на чисто женском приеме.

Рассадка уточняется по мере поступления ответов на приглашения.

В день приема или накануне составляется общий список участников приема.

 

Приведенные схемы рассадки за разными столами используются как в российской, так и в международной практике.

В частности, в России при официальном визите главы государства (правительства) завтрак (обед) устраивается в Грановитой палате Большого Кремлевского дворца. В зависимости от числа участников избирается тот или иной вид стола.

Составление меню. При составлении меню рекомендуется учитывать вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции, а также другие моменты. Заранее следует подумать о тех, кто употребляет только вегетарианскую пищу. На приеме не подается дичь в период, когда охота на нее в стране запрещена, или мясо в постные дни, или свинина, когда на приеме среди гостей находятся мусульмане и др.

Меню на приеме должно иметь национальный, специфический для принимающей стороны колорит. Будут ли поданы пироги, блины, мясо или рыба, приготовленные особым способом, или десерт, которым славится страна – это зависит от вкуса и возможностей хозяев приема.

Сервировка стола и обслуживание гостей. На приемах принято использовать посуду хорошего качества: хрусталь, фарфор, серебро. Живые цветы на столах и в гостиной придают помещениям праздничность и уют. В особо торжественных случаях цветы могут подбираться таким образом, чтобы они соответствовали цветам флага гостя.

Все блюда должны быть вкусно приготовлены и красиво поданы.

Хорошо подготовленный и в деталях продуманный прием может быть омрачен неквалифицированным обслуживанием, поэтому к обслуживанию приема привлекаются опытные метрдотель и официанты. Они без подсказок должны знать, когда, что и как подать, что и когда убирать, с кого начинать подачу блюд, кем заканчивать, как вести себя, когда произносят тосты и т.д., то есть они должны обеспечить безукоризненное проведение приема с точки зрения его обслуживания.

Тосты. На приемах, организуемых по официальному поводу, предусматривается обмен тостами. На завтраках, обедах и ужинах, т.е. на приемах с рассадкой, тосты произносятся, как правило, в конце приема, когда десерт съеден и налито шампанское. На других видах приемов тосты произносятся не раньше, чем через 10 - 15 минут после начала приема.

Первым официальный тост произносит хозяин приема, с ответным тостом выступает главный гость. Остальные присутствующие от каких-либо публичных выступлений на приемах воздерживаются.

Характер тоста, его содержание и стиль зависят от уровня, на котором проводится прием, и от случая, по поводу которого его устраивают. Однако каждый официальный тост подчиняется следующим правилам:

1) начинается тост с приветствия в адрес главного гостя (гостей);

2) далее кратко излагаются главные соображения по поводу события, в связи с которым организован прием;

3) в конце тоста здравица в честь главного гостя, народа, правительства, страны организации или фирмы.

В ответном тосте звучат:

1) благодарность за гостеприимство;

2) что-либо по существу собрания;

3) здравица в честь хозяев, страны, народа и т. д.

Порядок проведения приема. Для того чтобы прием прошел четко и организованно, заранее продумывается сценарий (схема) проведения приема.

Схема или план приема должны предусматривать время и место, где хозяин и хозяйка встречают гостей. Одному из сотрудников необходимо поручить провожать гостей в зал (залы), где с ними должны заниматься другие сотрудники и их жены.

Иногда на больших приемах для наиболее почетных гостей предназначается отдельный зал (или место в зале), однако он не должен быть изолирован от других гостей. Хозяин приема должен найти время, чтобы обойти все залы и оказать внимание всем приглашенным.

Хозяин приема и его сотрудники должны следить за тем, чтобы всем гостям было удобно, чтобы никто не чувствовал себя обделенным или обиженным.

 

Этикетные нормы поведения на официальных приемах

Приход и уход с приема. На прием с полной рассадкой (завтрак, обед, ужин) следует приходить в точно указанное время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято отрицательно. Если все же обстоятельства вынудили гостя немного опоздать и он приезжает, когда прием уже начался, ему следует, подойдя к хозяину и хозяйке, поприветствовать их, объяснить причину своего опоздания, не вдаваясь в подробности, поклониться присутствующим и занять свое место.

На прием с полной рассадкой принято являться первыми младшим сотрудникам, затем старшим сотрудникам. Уход с приема осуществляется в обратном порядке: вначале уходят старшие сотрудники, затем младшие. Инициатива ухода – за главным гостем. Гости расходятся постепенно, таким образом, чтобы ко времени окончания приема, обозначенному в приглашении, с хозяином и хозяйкой прощались последние из присутствующих. Задерживаться на приемах не рекомендуется, так как это может быть обременительно для хозяев.

На приемы, проводимые без рассадки за столом, можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени. Приходить к началу приема необязательно, так же как необязательно находиться на приеме до его конца. Однако считается, что приход на такой прием в назначенное время и уход с приема в конце его являются выражением особо дружественного и уважительного отношения гостя к хозяину приема. И, наоборот, достаточно пробыть на приеме 15 – 20 минут и попрощавшись с хозяином уйти, чтобы подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема.

При приезде на прием и уходе с него не обязательно пожимать руку каждому из присутствующих. Здороваться (или прощаться) за руку следует с хозяином и хозяйкой, остальным можно лишь поклониться.

Поведение на приеме. Прием с полным обслуживанием (завтрак, обед, ужин) состоит из трех частей: аперитива, приема за столом и кофейного стола.

Аперитив проводится перед началом приема. Это время предназначено для сбора и знакомства гостей. В это время подаются напитки, возбуждающие аппетит (вермут, сухие вина, может быть подана водка в маленьких порциях с закуской или могут быть поданы только безалкогольные напитки, может быть проведен смешанный аперитив).

В зале (или перед входом в зал), где собираются гости и подаются напитки, на небольшом столике выставляется план рассадки за столом. Строго в соответствии с планом каждое место за столом обозначено кувертной карточкой (специальные карточки с указанием места за столом используются на приемах с большим количеством приглашенных). Приглашенные на прием знакомятся с планом рассадки, находят свое место, уточняют имена и фамилии соседей справа и слева. Если позволяют обстоятельства, знакомятся предварительно, так как за столом это делать менее удобно.

Затем все гости по приглашению хозяина и хозяйки проходят к столу. Мужчины помогают женщинам занять свои места и садятся за стол после того, как села хозяйка и все приглашенные женщины. За столом ведется легкий непринужденный разговор (светская беседа), не мешающий обеду. Хозяин и хозяйка, уделяя основное внимание главному гостю и его супруге, стремятся вовлечь в разговор всех гостей. Предметом беседы, как правило, являются события, которые представляют интерес для всех гостей: это могут быть новости литературы, искусства, кино, живописи, какие-то события или сообщения прессы, вызвавшие интерес в вашей стране, мире и т.д. За столом стараются избегать спорных проблем и вопросов, которые по различным причинам могут быть неприятными для гостей.

Как только все гости закончили есть (хозяин не должен заканчивать еду первым), хозяйка встает, за ней поднимаются все остальные. Мужчины помогают дамам выйти из-за стола, отодвигая стулья. Все присутствующие на приеме, возглавляемые хозяйкой и главным гостем, переходят из столовой в гостиную, где подается кофе, коньяк, ликеры. В это время на стол (столы) выставляют пепельницы – это означает, что присутствующим можно курить. Курить за главным столом во время завтрака, обеда, ужина не разрешается.

Перед уходом гости прощаются с хозяином и хозяйкой, благодарят за гостеприимство, интересный вечер, но не за угощение.

Сувениры. Вручение памятных сувениров, подарков стало традиционным для многих официальных приемов, деловых встреч, переговоров и т.д.

Этикет предполагает, что во время первой встречи подарки преподносят хозяева, а не гости. При последующих встречах обмен подарками носит взаимный характер.

При выборе подарка всегда следует четко представлять, кому он будет вручен. Подарки, сувениры официальным лицам, деловым партнерам, друзьям, знакомым, родственникам имеют свою специфику. Следует помнить, что только друзьям и близким родственникам можно дарить личные вещи.

В качестве подарка официальным лицам, деловым партнерам можно преподнести хорошо изданную книгу, альбом с репродукциями картин известных художников, авторскую картину и др. При этом всегда следует помнить, что было подарено ранее, так как повторно можно дарить только спиртные напитки: шампанское, набор марочных вин, коньяк и др. Однако дарить бутылку без фирменной коробки считается неприличным. Женщинам спиртные напитки не дарят. Универсальным подарком для женщин считаются цветы. В отличие от других подарков цветы вручают, сняв упаковку. Исключение составляет дорогая целлофановая упаковка, которая сама является частью подарка. Прекрасным подарком на память являются работы палехских мастеров, гжельская керамика, дымковская глиняная игрушка, хохлома и др.

Как правило, памятными сувенирами, подарками во время официальных приемов обмениваются после того, как произнесены торжественные речи (тосты); они могут быть преподнесены также в ходе делового сотрудничества, например, после подписания договора, контракта; или во время прощания сторон.

Памятные сувениры могут быть переданы курьером, в этом случае к сувениру, подарку прилагают визитную карточку.

Этикетные нормы вручения подарков. Этикетные нормы вручения подарков гласят: если вы получили дорогой подарок, в ответ вы должны преподнести равноценный подарок (или дороже). Если вы получили очень дорогой подарок и не в состоянии сделать ответный, равнозначный жест, не следует принимать такой подарок: это определенного рода зависимость.

В дипломатическом этикете существует кодекс чести дипломата. Согласно кодексу дипломат не может позволить себе принять очень дорогой подарок. Дипломатический этикет как норма поведения дипломата имеет особые, специфические черты, по поведению дипломата судят о его народе, о стране, которую он представляет. Это в полной мере относится и к представителям деловых кругов. Поэтому при вручении вам очень дорогого ценного подарка этикетная норма такова: «Благодарю Вас. Я не могу себе этого позволить», не объясняя причин. Вас правильно поймут, на Западе не любят подробностей.

Сервировка стола. На приемах с полной рассадкой место за накрытым столом выглядит следующим образом: на подставочной тарелке стоит тарелка меньшего размера для закуски; на ней лежит салфетка, сложенная вчетверо, треугольником, колпачком или иным образом. Слева от тарелки лежат вилки (в порядке последовательности подачи блюд): малая вилка для закуски, рыбная вилка (фигурная) и большая столовая вилка для основного (мясного горячего) блюда. Справа от тарелки – малый нож для закуски, столовая ложка (если подается суп), нож для рыбы и большой столовый нож. Закуску едят при помощи вилки и малого ножа (так называемый малый прибор); если суп подается в тарелке, его едят суповой ложкой, если в чашке – десертной; рыбное блюдо едят, пользуясь прибором для рыбы или, если нет рыбного ножа, двумя вилками; мясное блюдо (жаркое, бифштекс и т.п.) едят при помощи большого прибора. Пользуются приборами, начиная с внешней стороны, т.е. наиболее удаленными от тарелки, меняя приборы в порядке последовательности подачи блюд. Нож и вилка, лежащие у самой тарелки используются в последнюю очередь.

При сервировке стола принято класть одновременно не более трех вилок и трех ножей. Остальные ножи, вилки и другие дополнительные предметы сервировки подаются в случае необходимости к соответствующим блюдам. Предметы столового прибора кладут один возле другого на расстоянии примерно 1 см и на таком же расстоянии от края стола, вилки изгибом вниз, ножи – острием к тарелке.

Для десерта и фруктов за подставной тарелкой кладут ложку или нож и вилку. Десерт едят, пользуясь десертной или чайной ложкой (может быть подан десертный прибор). Фрукты едят при помощи прибора для фруктов; для ягод (их всегда приносят на тарелках порциями) подаются маленькие ложечки.

К кофе подается кофейная ложка. Сахар в чашке следует помешивать осторожно, не касаясь ее стенок. Ложку, которой размешивали сахар, кладут на блюдце за чашкой ручкой вправо. Этикетное правило: никогда не следует оставлять ложку в чашке или в стакане.

Слева, несколько в стороне от подставной тарелки, находится блюдечко для хлеба. Хлеб всегда берут рукой, а не вилкой. Едят хлеб не с целого куска, а отламывая левой рукой небольшие кусочки по мере надобности.

Справа от подставной тарелки стоят бокалы для напитков: большой бокал для воды, рюмка для водки, цветной бокал для белого вина, одинаковый с ним по размеру бокал для красного вина, высокий узкий бокал для шампанского (на Западе с широким кругом) и рюмка для коньяка или ликера. Такое расположение бокалов объясняется тем, что напитки наливают с правой стороны; это также соответствует порядку подачи напитков к определенным блюдам. Самый большой бокал предназначен для минеральной воды, по время приема ее пьют неограниченно; водку подают к закуске, белое сухое вино – к рыбному блюду, красное сухое – к горячему мясному, шампанское – к десерту, коньяк или ликер – к кофе, чаю. Коньячная рюмка замыкает ряд бокалов в том случае, если кофе подают гостям за столом и в гостиную они не переходят.

Напитки наливают опережающим методом, в первую очередь это касается минеральной воды и водки. Алкогольные и безалкогольные напитки, как правило, наливают на 2/3 объема бокала или рюмки. Если коньяк подается в специальной большой рюмке с широким дном, то коньяк наливают на самое дно рюмки, которую держат не за ножку, а за основание, согревая ладонью содержимое бокала. Пьют коньяк маленькими глотками (к кофе всегда подается марочный коньяк).

Поведение за столом. Существуют следующие правила поведения за столом. Не принято начинать есть до тех пор, пока не приступила к еде хозяйка дома. Мужчины должны также подождать, пока не приступят к еде сидящие рядом дамы.

На приеме с полной рассадкой мужчина должен оказывать внимание женщине, сидящей справа от него, занимать ее разговором, даже если он ей не представлен. Разговаривать с соседом (соседкой) по столу следует не поворачиваясь к нему (к ней) всем корпусом, чтобы не оказаться спиной к другому соседу. С ближайшими соседями по столу разговор всегда должен быть общим.

Не принято просить соседа что-либо подать, так как на приемах с полной рассадкой за столом всегда находится официант.

Если вы случайно уронили нож, вилку или салфетку, вы должны спокойно попросить другую. Окружающие тоже не должны придавать этому какого-либо значения. Это является проявлением такта и деликатности присутствующих.

Салфеткой пользуются следующим образом: салфетку берут с подставной тарелки, разворачивают и кладут на колени изгибом к себе. Во время еды салфеткой промокают уголки губ, вытирают кончики пальцев. Закончив еду, салфетку не сворачивают, а кладут на стол, как правило, с правой стороны.

Сумочку женщины кладут сзади, если позволяет спинка стула, если нет – на колени, сверху салфетку. Сумочку не принято класть на стол. За столом женщина обязательно снимает перчатки.

Есть и пить следует умеренно, беззвучно, не торопясь, но и не отставая от других. Во время еды сидеть нужно прямо, лишь слегка наклонившись вперед. Локти на стол никогда не ставят. Если при еде занята только одна рука, кисть другой непринужденно покоится на краю стола. Нож находится в правой руке, вилка – в левой, при этом пальцы не должны находиться на спинке ножа или зубцах вилки. Нож также никогда не следует подносить ко рту. Разрезая мясо или что-нибудь из поданных блюд, вилку следует держать наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, иначе вилка может соскользнуть с тарелки. Если нож и вилка в данный момент свободны, их опускают так, чтобы концы располагались над серединой тарелки примерно на 2 - 3 см от ее дна.

Во время пауз в еде можно положить вилку и нож на тарелку крест-накрест, или пользоваться наиболее распространенным способом – когда нож и вилку кладут ручками на стол, а другими концами на тарелку.

По окончании еды вилку и нож кладут параллельно друг другу ручками вправо. Столовую ложку всегда оставляют в тарелке.

При смене блюд на приемах с полной рассадкой тарелку с использованным прибором убирают справа, подают же всегда слева. Напитки наливают справа. Еще одно этикетное правило: никогда не следует ни в гостях, ни на приемах отказываться от предлагаемых вин, достаточно поднять бокал и, немного пригубив, поставить его на место. В недопитый бокал не принято доливать, это дает возможность регулировать употребление алкогольных напитков. Повтор предполагает пустой бокал. Однако следует помнить, что официальный прием носит прежде всего деловой характер и ни при каких обстоятельствах не допустимо терять над собой контроль. В конце приема за столом гостям в специальных чашках могут подать чуть подкрашенную теплую воду с ломтиком лимона для обмывания рук. В эту воду окунают кончики пальцев, которые затем вытирают о салфетку.

По окончании приема за столом все гости переходят в гостиную, где организуется кофейный стол. В гостиной обязанности мужчин по отношению к своим соседкам по столу заканчиваются.

На приемах, проводимых стоя, гости, как уже отмечалось, сами подходят к столам, набирают закуски в свои тарелки и отходят от столов, давая возможность подойти к ним другим гостям. Главное правило: мужчины не должны торопиться, пропуская вперед присутствующих на приеме дам. Женщины сами накладывают себе закуски; что касается напитков, то об этом должны позаботиться мужчины - не принято, чтобы в обществе мужчин женщина сама наливала себе вино.

К приведенным здесь правилам поведения во время официальных приемов и за столом можно добавить и другие правила и нормы, не столь строго предписываемые официальным протоколом к исполнению. Этих правил достаточно много, поэтому в неясных случаях лучше оглядеться. И несмотря на то, что некоторые из них могут показаться излишними, другие – банальными, подчиняться правилам этикета должен каждый воспитанный и уважающий себя и других людей человек.

В целом, конкретизация норм и правил организации и проведения переговоров, приемов и других представительских мероприятий предполагает не только соблюдение необходимых норм международной вежливости и такта, но также требует от устроителей:

- тщательной подготовки мероприятия;

- сценарного подхода;

- проработки всех деталей;

- использования современных техник и технологий организации и проведения мероприятий такого уровня;

- неукоснительного соблюдения законов гостеприимства по отношению ко всем приглашенным независимо от рангов и занимаемого положения;

- ответственность за проведение мероприятий представительского значения возлагается на руководство фирмы (организации).

В то же время предполагается, что все участники мероприятий такого уровня как со стороны гостей, так и со стороны устроителей неукоснительно выполняют этикетные правила поведения, принятые в официальной обстановке.

 

4. Одежда для приёмов

На дневные приемы «бокал шампанского» и «завтрак», а также вечерние приемы «а ля фуршет» и «чай» надевают строгое платье, платье-костюм или костюм обычной длины. Англичане на своих приглашениях иногда пишут: «Undress» (буквальный смысл - «без одежды»). Это означает, что надлежит быть в деловом костюме

В особо торжественных случаях, чтобы подчеркнуть значимость события, на дневные приемы рекомендуется вечерняя одежда, об этом специально указывается в приглашении. На «обед», «ужин», все виды приемов, начинающихся в 20.00 часов и позднее (даже если в вашем приглашении не указан dress-code) рекомендуется вечерняя одежда.

«White tie» – самый торжественный вид одежды на официальных и светских мероприятиях. Дресс код «White tie» получил свое название от белого галстука-бабочки, который обычно надевают к фраку.

Фрак – специального покроя костюм: пиджак с фалдами, брюки с нашитой вдоль внешних продольных швов шелковой тесьмой; к фраку надевается белая фрачная рубашка с пристегивающимся жестким воротником (отворотами вверх) и белым галстуком-бабочкой («White tie»), белый жилет, лакированные или черные ботинки.

Для женщин, согласно этому виду дресс-кода, полагается носить длинные платья (длиной, по крайней мере, до щиколотки). Вечерняя одежда шьется из специальных тканей – бархат, панбархат, парча, однотонный крепдешин, шелк, тяжелый шелк и т.д. В то же время ткань и цвет ткани для вечернего платья должны соответствовать времени года и климатическим условиям, а также требованиям моды. В осенне-зимний период обычно используются более плотные нарядные ткани темных тонов, в весенне-летний период – более легкие материалы светлых тонов.

К вечернему платью можно надеть нарядные туфли или любую открытую обувь. Если говорить о фактуре, то предпочтение отдается натуральной коже с гладкой поверхностью, лаку или замше. Вечерние туфли могут быть изготовлены также из плотного шелка, парчи и других материалов на любом удобном каблуке. Сумочка должна быть маленькой из кожи того же цвета, что и туфли, или из бисера, парчи, шелка и т.д.

К декольтированному вечернему платью надевают специальную накидку и перчатки. Чем короче рукав, тем длиннее перчатка. Оптимальная длина перчатки – три четверти рукава. Можно обойтись без перчаток. В перчатках нельзя есть, по крайней мере, перчатка снимается с правой руки во время коктейля. Вечерняя перчатка шьется из шелка, атласа, непрозрачного капрона и т.д.

На вечерние приемы, предполагающие дресс-код «White tie», принято надевать дорогие ювелирные украшения. Однако в этом виде дресс-кода не принято носить наручные часы, даже если они выполнены в виде ювелирного украшения; не принято также надевать кольца и другие ювелирные украшения на перчатки.

 «Black tie» - эта разновидность дресс-кода употребляется для большинства формальных мероприятий. Основным компонентом мужского костюма, согласно этому дресс-коду, является смокинг.

Смокинг - это костюм, представляющий собой: пиджак без фалд с атласными отворотами, брюки – как у фрака; к нему надевают белую рубашку с отложным воротничком и черным галстуком-бабочкой («black tie»), черный жилет, лакированные или черные ботинки.

«Formal», «Black tie invited», «Black tie Optional» – это различные уровни дресс-кода «Black tie» - поэтому в случае Black tie предпочтение отдается смокингу, в остальных допускается темный костюм с галстуком.

Женский вариант «Black tie» довольно гибок и позволяет носить как платья для коктейля, так и длинные платья. Список уже известных материалов дополняет легкий шифон. В отличие от «White tie», «Black tie» не требует от дам носить накидку, если платье декольтировано. В этом варианте дресс-кода разрешены наручные часы, но только на тканевом или кожаном ремешке, или, например, инкрустированные драгоценными камнями и напоминающие браслеты.

Другими распространенными дресс-кодами в деловой среде являются:

«After five» (A5) – коктейль, фуршет, дресс-код официальных мероприятий, которые начинаются после пяти часов.

Для мужчин соблюдение этого дресс-кода означает - костюм и галстук (можно без галстука). Рекомендуется надевать костюмы темных расцветок, белую рубашку, галстук, композиционно сочетающийся с костюмом, и черные ботинки (не лакированные). Откровенно черные костюмы носить уже не принято, кроме как в случаях траурных церемоний. Особую изысканность создают покрой костюма, белизна воротничка и манжетов рубашки, а также уголок носового платка, выступающий из наружного кармана. Украшениями к мужскому костюму служат запонки, заколка для галстука, часы, трубка, мундштук и т.д.

Женский вариант этого дресс-кода – маленькое черное платье – это классика подобных мероприятий. Сегодня не обязательно точное сочетание цвета сумки, пояса, туфель, - они должны подходить по стилю.

Дресс-код «A5» имеет несколько разновидностей:

 «Semi-formal» - «Полуформальный». Допускается свобода выбора гардероба, однако строго в соответствии с мероприятием. Нет необходимости приходить смокинге или вечернем платье. Мужчины могут надеть тёмный деловой костюм, белую рубашку и галстук. Женщины могут выбрать платье для коктейлей или изящную юбку с красивым топом.

Business formal - «Официальная форма одежды». Требования к форме одежды для мужчин такие же, как и у дресс-кода «Semi-formal», а вот для женского гардероба существует несколько отличий. Женщины должны надеть строгий элегантный костюм или же не очень откровенное и не облегающее платье.

«Festival attire» - «Праздничный наряд» — это, в первую очередь, праздничные неформальные вечеринки. Женщины могут надеть платье для коктейлей, изящную юбку с красивым топом или удобный брючный костюм. Мужчинам следует выбирать между спортивным пиджаком и блейзером, любого цвета который нравится. Рубашка может быть с расстегнутой верхней пуговицей, галстук по желанию.

«Dressy casual» - «Непринужденный вечерний стиль» — это дресс-код, допускающий некоторую вольность при выборе гардероба. Мужчины могут надеть нарядный пиджак, модную водолазку или обычный деловой костюм с нарядной рубашкой. Женщинам рекомендуется остановить свой выбор на элегантном женственном костюме или нарядном дневном платье.

«Cocktail Attire» или Бизнес коктейль - облегченный вариант официального дресс-кода.

Для мужчин – костюм и галстук (можно без галстука).

Для женщин этот вид дресс-кода означает, что можно прийти в костюме или в коктейльном платье, оба варианта равноправны.

 И, наконец, «Сasual» (Кэжуал) – самый ненормированный из дресс-кодов, но его соблюдение может оказаться сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обычно его определяют как стиль, позволяющий выглядеть профессионально и в то же время несколько расслабленно в зависимости от ситуации и уровня дневного мероприятия. «Casual» имеет несколько разновидностей, но они в основном касаются повседневной деловой одежды.

Таковы основные правила этикета во внешнем облике, соблюдаемые на официальных и деловых приемах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow