Казначейская система исполнения бюджетов Российской Федерации

СТАНОВЛЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Казначейство – специальный государственный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящее в состав системы Министерства финансов РФ.

В XV веке были созданы казенные палаты – это губернский орган, который был учрежден в 1975 году императорским указом Екатерины II – учреждения для управления губернией Всероссийской империей.

В Санкт-Петербурге и Москве были созданы два главных казначейства, где поступали все доходы государства.

В 1821 году Александр I в составе Министерства финансов был учрежден департамент государственного казначейства, который просуществовал до 1 ноября 1918 года.

В 1992 году №1566 Указа Президента РФ “О Федеральном Казначействе” было введено казначейское исполнение бюджета.

 

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Структура содержит три уровня:

1. ГУФК (г. Москва).

2. УФК по субъектам, краям, областям (г. Уфа по РБ).

3. ОФК по городам (г. Стерлитамак).

ГУФК Минфин РФ возглавляет начальник в ранге зама Минфина РФ.

Функции УФК:

– осущ. сводного учета доходов и расходов ФБ;

– доведение инфы о результатах исполнения ФБ до высших исполнительных и законодательных органов власти;

– обеспечение через ниже стоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходов и расходов ФБ.

Функции ОФК:

– формирование доходной части на соответствующей территории;

– обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетам получателя;

– введение учета операций по движению средств на счетах казны;

– предоставление выше стоящим органом казны инфы об исполнении ФБ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА ВСЕХ УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

БК РФ определяет основные формы финансового контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджета.

Финансовый контроль может быть текущим, предварительным, заведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета.

Финансовый контроль осущ. Минфином РФ в лице контрольных ревизионных органов, который подразумевает последовательный контроль за исполнением бюджетных средств главного распорядителя, распорядителя и получателя Минфин РФ организации, проверки и ревизии бюджетных учреждений и организаций.

Финансовый контроль осуществляется финансовыми органами субъекта Федерации (Курултай) и муниципальным образованием (Стерлитамак) при самостоятельном исполнении бюджета.

Счетная палата – орган государственного финансового контроля, который осуществляет последовательный документационный контроль всех доходов и расходов бюджета, проверяет отчеты министерств о исполнении бюджета и предоставляет свои заключения высшим органам власти.

 

ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от продажи или использования государственного и муниципального имущества; доходы от платных услуг, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы в виде финансовой помощи, бюджетных ссуд и т.д.

Операции по доходам исполнения бюджета является:

– перечисление и начисление доходов на единый бюджетный счет;

– составление учета и отчетности о доходах бюджета;

– возврат суммы налогов, изымаемые участниками в бюджет.

 

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ

Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. Расходы ФБ сформированы, исходя из потребительского содержания и развитии экономики по следующим принципам: 

1. Территориальный – расходы для субъектов РФ.

2. Отраслевой – расходы министерств и ведомств.

3. Функциональный – расходы на социальные нужды и другие целевые программы.

4. Обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня и территориальных органов.

5. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах.

Этапы исполнения бюджета по расходам: 

1. Составление и утверждение бюджетной росписи МФ РФ и доведение годового объема бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств

2. Утверждение и доведение до главных распорядителей смет доходов и расходов 

3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств

4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств

Орган казначейства может отказать подтверждать денежные обязательства в следующих случаях: 

1. При блокировке расходов в случае нецелевого исполнениях средств или из-за невыполнения бюджетных обязательств

2. При несоответствии принятых бюджетных обязательств закона о бюджете, а также о утвержденной смете доходов и расходов

3. При образовании в ходе исполнения ФБ экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов ФБ

4. При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявленные к документам для совершения расходования средств.

 

ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ

Единый казначейский счёт-это счёт Федерального казначейства, где аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти по исполнению федерального бюджета.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые со счетов региональных управлений Федерального казначейства. Единый казначейский счёт открывается в учреждениях Банка России.

Принципы ЕКС: принцип "единства кассы", принцип "общего покрытия".

3 уровня банк.счетов:

1) ЕКС, открытый в Банке России на балансовом счете;

2) счета территориальных управлений ФК, открытые в учр. Банка России на двух баланс. счетах;

3) счета тер. отд. казначейств.

 

КАЗНАЧЕЙСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ

Казначейство – специальный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфин РФ. 

В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ, включающая Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.

Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами, органы казначейства не имеют права. Федеральное казначейство в процессе исполнения федерального бюджета, выполняя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет обязано соблюдать все бюджетные требования, которые распространяются и на всех других участников бюджетного процесса.

Основными функциями органов ФК РФ являются:

1) обеспечение кассового обслуживания исполнения федерального бюджета;

2) предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;

3) осуществление распределения доходов между бюджетами бюджетной системы;

4) кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы;

5) составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.

В части контрольных функций Федерального казначейства следует отметить, что они реализуются посредством предварительного и текущего контроля за участниками бюджетного процесса. В этом направлении задача состоит в максимальном применении технических средств контроля на стадии принятия от главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств расходных расписаний в части контроля за не превышением доведенных до них от Минфина РФ лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. За решение этой проблемы и целого ряда других проблем, в том числе, связанных с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов федерального уровня, отвечает формирование единообразного подхода к казначейским процедурам исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны.

 

ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА

Исполнение ФБ по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств.

Лицевые счета – регистры аналитического учета органа казначейства, предназначенные для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств бюджетополучателей, созданные для учета операций по финансированию расходов на содержание учреждений и организаций, а также по федеральным программам, дотациям, компенсациям, субвенциям, субсидиям и ссудам.

При открытии лицевых счетов, орган федерального казначейства присваивает им в установленном порядке номер.

Каждому виду лицевого счета присваивается один из следующих кодов:

— 01 – лицевой счет распорядителя средств;

— 03 – лицевой счет получателя средств;

— 09 – лицевой счет иного получателя средств.

Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов:

— 1 и 2 разряды – код лицевого счета;

— с 3 по 10 разряд – учетный номер клиента;

— 11 разряд – резервный разряд.

Для открытия лицевого счета получателя средств получателем средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы:

— заявление на открытие лицевого счета;

— копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;

— копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию и другие.

При оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме. Ежемесячно, не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, органы федерального казначейства осуществляют сверку операций по движению лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, учтенных на лицевых счетах получателей средств и лицевых счетах иного получателя средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: