Машины для разбрасывания органических удобрений

Для поверхностного разбрасывания органических удобрений выпускаются разбрасыватели 1-ПТУ4, РОУ-5, ПРТ-10, разбрасыватель удобрений из куч РУН-15Б; для доставки и разлива навозной жижи - жиже-разбрасыватели РЖТ-8, РЖТ4, РЖУ-3,6.

Одноосный полуприцеп 1-ПТУ-4 служит для транспортировки и разбрасывания навоза, компостов, торфа. На кузове 1-ПТУ4 (рис. IV..7) смонтировано разбрасывающее устройство, которое крепится к подшипникам вала транспортера и боковым бортам, присоединенным к раме.

Для перевозки и разбрасывания легковесных материалов с объемной массой до 0,8 т/м3 ставят надставные борта; для перевозки сена и соломы боковые борта наклоняют.

Удобрения подаются цепочно-планчатым транспортером к разбрасывающему устройству, ширина полосы рассева до 6 м.

Транспортер 2 составлен из четырех сварных цепей, соединенных попарно металлическими скребками и образующих две независимые транспортерные ленты. Позади кузова расположен ведущий вал транспортера с закрепленными на нем звездочками, а на передние валы надеты свободно вращающиеся ролики. Цепи натягивают перемещением ведомых валов натяжными болтами.

Удобрения разбрасываются двумя шнековыми барабанами. Нижний измельчающий барабан 3 имеет шнековую ленту с прерывистым зубчатым профилем, витки которой перебрасывают через себя удобрения, разрыхляют и измельчают их. Верхний разбрасывающий барабан 4 принимает удобрения от нижнего барабана, отбрасывает часть удобрений в стороны и распределяет их по полю. Барабаны вращаются в одном направлении, но с разными скоростями.

Рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора через карданный вал и редуктор 1 с парой конических и парой цилиндрических шестерен. На левой стороне кузова от вала редуктора цепной передачей приводится во вращение нижний шнековый барабан. Справа передачей 5 от вала нижнего вращается вал верхнего барабана.

Транспортер приводится в движение от редуктора кривошипно-шатунным 8 и храповым 9 механизмами. Кривошипный вал цепной муфтой соединен с ведомым валом редуктора. Шатун 10 кривошипно-шатунного механизма приводит в колебательное движение подвеску 12 с закрепленной на ней собачкой 11, прижимаемой к зубьям храпового колеса пружиной. Колесо 13 закреплено" на ведущем валу транспортера. При движении шатуна влево (по рисунку) собачка 11 скользит по зубьям; при движении вправо она упирается в зуб храпового колеса и поворачивает его вместе с валом транспортера. От обратного вращения колесо удерживается предохранительной собачкой 14.

Плотность покрытий почвы удобрениями зависит от скорости движения транспортера и поступательной скорости агрегата. Скорость движения транспортера регулируют изменением радиуса кривошипа. На конце кривошипного вала закреплен эксцентричный корпус 15. К корпусу болтом присоединен диск 16 с эксцентрично закрепленным на нем пальцем 17 кривошипа.

Эксцентриситеты корпуса и диска одинаковы. Поворотом диска можно изменять радиус кривошипа. Зубчатые поверхности корпуса и диска удерживают их от взаимного смещения. На диске нанесены деления, а на корпусе отлита риска. Числовой показатель шкалы обозначает количество зубьев, на которое поворачивается храповое колесо за один оборот кривошипного вала.

При установке разбрасывателя на норму внесения удобрений следует пользоваться таблицей примерных норм (на борту машины).

На разбрасывателе установлена гидравлическая тормозная система, управляемая трактористом. Главный тормозной цилиндр во время работы прикрепляют к седлу гидроцилиндра трактора.

В систему электрооборудования входят два указателя поворота и два фонаря с лампами стоп-сигнала и габаритного света. Они получают электроэнергию от электрической сети трактора напряжением 12В.

Грузоподъемность 1-ПТУ-4 составляет 4 т, рабочая ширина разбрасывания до 6 м, рабочая скорость до 10 км/ч, объем кузова с основными бортами 3,1 м3, с надставными 5,1 м3. Обслуживает разбрасыватель тракторист.

Двухосный полуприцеп-разбрасыватель КСО-9 транспортирует, измельчает и разбрасывает по полю навоз и компосты. Технологический процесс, основные рабочие органы и их регулировки аналогичны разбрасывателю 1-ПТУ4. Правая и левая секции транспортера-питателя приводятся в движение двумя кривошипно-шатунными и храповыми механизмами. Разбрасыватель снабжен пневматическими тормозами, включаемыми трактористом тормозной педалью трактора, и ручным тормозом.

Для перевозки грузов с КСО-9 снимают разбрасывающий механизм и устанавливают задний борг, используют как самостоятельный полуприцеп с выгрузкой назад. Емкость кузова увеличивают надставными бортами. КСО-9 агрегатируют с тракторами Т-150К и К-700.

Грузоподъемность КСО-9 9 т, ширина разбрасывания 6 - 12 м, высевают удобрения в количестве 10 - 60 т/га, емкость кузова 8,2 м3, с надставными бортами 11,9 м3, привод рабочих органов от вала отбора мощности трактора, рабочая скорость до 10 км/ч. Обслуживает его тракторист.

Низкорамный прицеп-разбрасыватель РПН-4 имеет опускающийся кузов 4 (рис. IV.8) с правым боковым расположением рабочего органа. Кузов загружают автосамосвалами в поле. Все узлы и механизмы разбрасывателя крепятся к кузову. Цельнометаллические передний и задний борта закреплены жестко, левый загрузочный борт 7 подвешен шарнирно и удерживается двумя гидроцилиндрами; с правой стороны расположен разбрасывающий барабан 5. По деревянному настилу пола движется верхняя ветвь транспортера. Кузов подвешен на четырех гидроцилиндрах 2, которые его поднимают; кузов для загрузки опускается под действием силы тяжести.

Транспортер 9 состоит из четырех цепей с чистиками, попарно соединенных в две ветви. Ведущий вал транспортера с четырьмя звездочками расположен с правой стороны кузова. Цепи каждой ветви транспортера натягиваются перемещением ведомых валов.

Разбрасывающий барабан изготовлен из трубы, к которой приварены лопасти, расположенные по винтовой линии. Высота слоя удобрений, подаваемых транспортером к барабану, выравнивается козырьком.

Рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора. Движение транспортеру передается через одноступенчатый цилиндрический редуктор 10, кривошипно-шатунный механизм, заставляющий колебаться рычаг с закрепленным на нем коромыслом, и храповой механизм. Перемещая головку коромысла вдоль кулисы рычага, изменяют ее расстояние от оси качания, а, следовательно, амплитуду колебания коромысла и собачки, поворачивающей храповое колесо транспортера. Регулируя скорость движения транспортера и поступательную скорость агрегата, можно вносить удобрения в количестве от 10 до 60 т/га.

На валу редуктора закреплен шкив 5, от которого клиноременной передачей вращается разбрасывающий барабан.

Для загрузки кузова тракторист гидросистемой открывает загрузочный борт и опускает кузов на землю. Автосамосвал задним ходом подъезжает к РПН-4 с левой стороны и перегружает удобрения в его кузов. Тракторист поднимает кузов, наполовину закрывает загрузочный борт и начинает разбрасывание удобрений.

Транспортер подает удобрения к разбрасывающему барабану, который лопастями захватывает их, измельчает и верхней подачей выбрасывает в сторону, распределяя полосой шириной до 11 м. По мере освобождения кузова тракторист закрывает загрузочный борт, перегружая удобрения на транспортер.

Разбрасыватель агрегатируют с тракторами класса 14 и 30 кН, его грузоподъемность 4 т, рабочая скорость до 10 км/ч, рабочая ширина захвата до 11м, производительность за рабочий день до 500 т, емкость кузова 6 м3, частота вращения барабана 500 об/мин. Обслуживает его тракторист.

Навесной разбрасыватель удобрений РУН-15Б распределяет удобрения из куч, сброшенных автосамосвалами на поле в шахматном порядке. Его комплектуют приспособлениями для навешивания на гусеничные тракторы класса 30 кН

На механизм передней навески трактора монтируют валкообразовагель, на механизм задней навески - разбрасыватель. Валкообразователь захватывает кучи удобрений и растягивает их в непрерывный валок, конце сходящихся боковин его расположено дозирующее окно для расхода удобрений. Ширину и высоту окна регулируют двумя горизонтальными и двумя вертикальными заслонками, позволяющими формировать равномерный валок для следующей кучи. Для принудительного проталкивания удобрений при заклинивании над окном расположен толкатель, работающий от гидропривода. Опускаясь в полость окна, он выталкивает из окна удобрения и разрушает крупные комья; если валкообразование протекает нормально без проталкивания, толкатель выключают. Валкообразователь опирается на два регулируемых по высоте катка.

По полю удобрения распределяются двумя четырехлопастными роторами разбрасывателя. Валы роторов приводятся во вращение от вала отбора мощности трактора через карданную передачу, одноступенчатый редуктор и две цепные передачи. Частоту вращения роторов изменяют звездочками на валу роторов (z = 12 и 2 = 18 зубьев). Высоту подъема роторов регулируют опорными катками.

В рабочее и транспортное положение валкообразователь и разбрасыватель переводятся гидроцилиндрами передней и задней навески.

Валкообразователь перемещает кучу навоза. Проходя через дозирующее окно, удобрения образуют валок. Делитель разбрасывателя делит валок на две части, лемех поднимает, а боковые отвалы удерживают его. Лопасти роторов захватывают, измельчают и разбрасывают удобрения в обе стороны.

Для раскладки куч поле предварительно размечают. Расстояние между рядами принимают 30 - 35 м, между кучами в ряду - 14 - 66 м.

Норма внесения удобрений 15 - 60 т/га, рабочая скорость 3,1 - 7,5 км/ч. Обслуживает разбрасыватель тракторист.

4.6. Машины для внесения жидких удобрений

Жижеразбрасыватель РЖТ-8 применяют для разлива жидких 4 органических удобрений по полю, мойки машин, тушения пожаров. Агрегатируют его с трактором Т-150К.

Цистерна-полуприцеп (рис. IV.9) спереди дышлом 14 опирается на гидрокрюк трактора, а сзади через кронштейн и ось балансиров - на ходовые колеса. Внутри цистерны удары жидкости гасятся перегородкой. Погрузочными средствами цистерна заполняется через люк 2

Разбрасыватель оборудован самозагружающим вакуумным устройством, заборной штангой 4, напорно-переключающим и распределительным устройствами.

Для самозагрузки жидкостью в цистерне создается вакуум двумя насосами. Вакуум-насос 18 ротационного типа с текстолитовыми лопатками. Всасывающее окно насоса трубопроводом 20 соединено с внутренней частью цистерны, к выхлопному окну прикреплен отвод отработанного масла. Чтобы жидкость не попадала в вакуум-насосы, в отсасывающей горловине расположено предохранительное устройство, выполненное в виде патрубка с двумя алюминиевыми полыми шарами. Отверстие отсасывающего трубопровода 20 перекрывается всплывающим верхним шаром. Рабочий вакуум в цистерне 0,035 - 0,055 МПа. Предохранительный шариковый клапан 3 не допускает повышения вакуума более 0,06 МПа. Время заполнения составляет 5 - 8 мин.

Заправочная штанга состоит из рукава 5, вертикальной и наклонной несущей стоек. Рукав соединен с загрузочным патрубком и хомутами скреплен с несущей стойкой. Поворот рукава на 90° и опускание на глубину 2,5 м обеспечиваются двумя гидроцилиндрами.

Напорно-переключающее устройство включает центробежный насос 12, рукав 11 и заслонку 9. Насос производительностью до 400 т/ч может подавать жидкое удобрение влажностью не ниже 85%.

Переключающим устройством направляют жидкость через насадку 8 на вылив или по рукаву 6 в цистерну для перемешивания. Входной патрубок приварен к заслонке, скользящей по неподвижной пластине с двумя отверстиями. Заслонка с рукавом, закрепленным на патрубке, перемещается гидроцилиндром и может быть совмещена с раструбом разлива или перемешивания. Точное совмещение отверстия ограничивается упорами на заслонке. К пластине заслонка, снабженная уплотнительными устройствами, прижимается рычажным механизмом 10.

Внесение удобрения от 10 до 40 т/га регулируют сменой насадков 8 и изменением рабочей скорости агрегата в пределах 8,5-11,5 км/ч. Разбрасыватель комплектуется насадками диаметром 50, 80, 100 и 130 мм. По поверхности поля удобрения распределяются щитком 7, который обеспечивает при установке его под углом 27° ширину захвата 8-10 м.

Уменьшения ширины захвата щиток устанавливают под углом 17°. Рукав для мойки машин и тушения пожаров присоединяют к распределительному патрубку, предварительно сняв насадок 8.

На валу контрпривода на шарикоподшипниках установлены две полумуфты, между которыми шпонкой закреплена ступица. Передняя полумуфта жестко укреплена со шкивом, вращающим вакуум-насосы, а задняя полумуфта передает вращение подающему насосу. На ступице шарнирно крепятся кулачки, соединенные между собой двумя пружинами. Гидроцилиндр механизма переключения рамкой поворачивает кулачки и вводит их в зацепление с зубьями полумуфт. Пружины прижимают кулачки к полумуфте, обеспечивая надежность зацепления.

Разбрасыватель оборудован пневматическим и ручным тормозами. Пневмотормоз действует о педали тормоза трактора, и его используют для торможения во время движения. Ручным механическим тормозом затормаживают разбрасыватель на стоянке. Разбрасыватель снабжен приборами освещения и световой сигнализации.

Емкость цистерны 8100 л; потребная мощность на привод вакуум-насосов 6,25 кВт, центробежного насоса до 22 кВт; обслуживает РЖТ-8 тракторист.

Разбрасыватель РЖУ-3,6 (рис. IV. 10) используют для внесения жидких удобрений, заправки опрыскивателей ядохимикатами, полива сада, мойки машин, тушения пожара. Его монтируют на шасси автомобиля ГАЗ-53А.

Съемная цистерна емкостью 3,4 м3 для лучшего опоражнивания наклонена на 4° назад; внутри она снабжена лопастной мешалкой 5. Спереди на рамке цистерны крепятся масляный бак, двухступенчатый редуктор с гидромотором и вакуумный насос. На коробке передач автомобиля установлена коробка отбора мощности 16 с шестеренчатым насосом. Насос 15 через гидрораспределитель подает масло из бака разбрасывателя в гидромотор и гидроцилиндры. Редуктор вращается от гидромотора, приводит вакуум-насос и через цепную передачу мешалку.

На крыше горловины расположены заливной лючок 3 и предохранительное устройство 4, состоящее из предохранительного клапана, запорного устройства и переключателя. Предохранительный клапан отрегулирован на избыточное давление 0,07 МПа. Поплавок запорного устройства при наполненной цистерне всплывает и перекрывает отверстие отсасывающего воздух трубопровода; одновременно шток поплавка в переключателе выключает зажигание, и двигатель останавливается.

Забор удобрений и розлив их осуществляются насосом, создающим в цистерне вакуум или избыточное давление. Работа насоса на «забор» или «вылив» переключается трехходовым краном.

Заправочная штанга 8 состоит из стойки, трубы, заборного рукава 13 с фильтром и рукава, соединяющего трубу с всасывающим затвором 12. Она обеспечивает глубину забора до 3,5 м; механизмом поворота 7, состоящим из сектора и шестерни, ее поворачивают на угол 160°. Управляют штангой гидроцилиндрами из кабины водителя.

Разливочное устройство включает затвор 11 и щиток-отражатель 10. Струя, выходящая из насадка, разбивается отражателем, образуя жидкостный веер. Ширину распределения удобрений регулируют изменением наклона отражателя, перемещая крепежные болты в прорезях щек.

Вылив 5 - 10 т/га регулируют сменой насадков (диаметром 40, 65, 85 мм) и изменением скорости автомобиля (8 - 15 км/ч).

Всасывающий 12 и выливной II затворы открываются и закрываются гидроцилиндрами. Пожарный рукав присоединяют к крану, который ставят на место выливного затвора.

Рабочая ширина захвата 8 м, рабочий вакуум 0,05 МПа, избыточное давление 0,07 МПа, обслуживает РЖУ-3,6 водитель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: