ДОКЛАД
«ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Алина Хазыровна Иргалеева
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.
Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Педагогические условияформирования исследовательских умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1. формулирование темы
2. формулирование цели и задач исследования
3. теоретические исследования;
4. экспериментальные исследования;
5. анализ и оформление научных исследований;
6. внедрение и эффективность научных исследований;
7. публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.
Методы формирования исследовательских умений младших школьников
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
1. Возникновение познавательной потребности, значимой для учащихся и локализуемой в определенном учебном материале;
2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.
Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.
Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, выводов; применение заключений, выводов.
Специфика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Интегрированный курс «Русский язык» представляет ученикам широкую целостную картину богатство и насыщенность нашего родного языка, с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания. Более того, учитывает современные особенности учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию.
Развитие исследовательских умений обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
На уроках русского языка мы можем организовать три вида исследования:
· Исследование словарного слова;
· Исследование текста;
· Исследование фразеологизмов.
Критерии оценивания работ учащихся
· 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
· 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
· 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
· 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
· 5. Степень осмысления использованной информации;
· 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
· 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
· 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
· 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
· 10. Владение рефлексией;
· 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
· 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определенному плану:
Первый этап – подготовительный.
· Выбор темы;
· формулирование целей;
· составление плана исследования.
Второй этап – основной.
· Сбор материала;
· обобщение полученных данных.
Третий этап – заключительный.
· Представление результатов исследования;
· обмен мнениями.
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слова, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: сравнивание, сравнение, выделение главного, анализ, синтез.
Исследование проводится по плану:
1. Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
2. Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравниваю с определением мастеров слова (С.И Ожегов, В.И Даля, М.Л Безруковой)
4. Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.
5. Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.
7. Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.
8. Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.
9. Краеведение.
Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова, Н.Ю Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В Лопатина.
Третий этап – это заключительный.
Представление результатов исследования или этап защиты проекта.
Второй вид – это исследование текста.
Для анализа берут художественные тексты, стихотворения. Затем проводят лингвистический, грамматический, синтаксический анализ, выявление значений слов и выражений, подбор синонимов и выяснение смысловых различий, анализ изобразительных средств языка, определение различных форм слова. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.
Исследование отрывков проводятся по плану:
1. Прочитать текст до определенных слов, затем самому продолжить слова автора;
2. Обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;
3. Определить вид текста;
4. Придумать заголовок;
5. Зачитывание стилистически – окрашенных предложений и словосочетаний;
6. Нахождение сравнений, олицетворений;
7. Угадывание словарного слова, выполнив задания (1 – зачеркни буквы через одну; 2 – из данных слов, выбрать подходящее по смыслу; 3 – разложить по порядку математические выражения.)
8. Представление учащимся ранее исследуемого слова и обмен мнениями;
9. Работа над правописанием слов с парными согласными в корне;
10. Обсуждение образования сложных слов;
11. Нахождение фразеологизмов в тексте по данным определениям;
12. Чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;
13. Запись антонимов;
14. Дополнительные словосочетания;
15. Запись однокоренных слов и дополнить другими.
Такая форма работы создает особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.
Рассмотрим на примере исследование слова «фигура»






