Критерии оценивания работ учащихся

ДОКЛАД

«ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Алина Хазыровна Иргалеева

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.

Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.

Педагогические условияформирования исследовательских умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;

3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1. формулирование темы

2. формулирование цели и задач исследования

3. теоретические исследования;

4. экспериментальные исследования;

5. анализ и оформление научных исследований;

6. внедрение и эффективность научных исследований;

7. публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.

Методы формирования исследовательских умений младших школьников

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:

1. Возникновение познавательной потребности, значимой для учащихся и локализуемой в определенном учебном материале;

2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, выводов; применение заключений, выводов.

Специфика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка

Интегрированный курс «Русский язык» представляет ученикам широкую целостную картину богатство и насыщенность нашего родного языка, с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания. Более того, учитывает современные особенности учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию.

Развитие исследовательских умений обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

На уроках русского языка мы можем организовать три вида исследования:

· Исследование словарного слова;

· Исследование текста;

· Исследование фразеологизмов.

Критерии оценивания работ учащихся

· 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

· 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

· 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

· 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

· 5. Степень осмысления использованной информации;

· 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

· 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

· 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

· 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

· 10. Владение рефлексией;

· 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

· 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определенному плану:

Первый этап – подготовительный.

· Выбор темы;

· формулирование целей;

· составление плана исследования.

Второй этап – основной.

· Сбор материала;

· обобщение полученных данных.

Третий этап – заключительный.

· Представление результатов исследования;

· обмен мнениями.

На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слова, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: сравнивание, сравнение, выделение главного, анализ, синтез.

Исследование проводится по плану:

1. Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка.

Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравниваю с определением мастеров слова (С.И Ожегов, В.И Даля, М.Л Безруковой)

4. Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.

5. Пословицы, поговорки и загадки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.

7. Словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.

8. Предложения, тексты.

Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.

9. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова, Н.Ю Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В Лопатина.

Третий этап – это заключительный.

Представление результатов исследования или этап защиты проекта.

Второй вид – это исследование текста.

Для анализа берут художественные тексты, стихотворения. Затем проводят лингвистический, грамматический, синтаксический анализ, выявление значений слов и выражений, подбор синонимов и выяснение смысловых различий, анализ изобразительных средств языка, определение различных форм слова. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.

Исследование отрывков проводятся по плану:

1. Прочитать текст до определенных слов, затем самому продолжить слова автора;

2. Обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;

3. Определить вид текста;

4. Придумать заголовок;

5. Зачитывание стилистически – окрашенных предложений и словосочетаний;

6. Нахождение сравнений, олицетворений;

7. Угадывание словарного слова, выполнив задания (1 – зачеркни буквы через одну; 2 – из данных слов, выбрать подходящее по смыслу; 3 – разложить по порядку математические выражения.)

8. Представление учащимся ранее исследуемого слова и обмен мнениями;

9. Работа над правописанием слов с парными согласными в корне;

10. Обсуждение образования сложных слов;

11. Нахождение фразеологизмов в тексте по данным определениям;

12. Чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;

13. Запись антонимов;

14. Дополнительные словосочетания;

15. Запись однокоренных слов и дополнить другими.

Такая форма работы создает особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.

Рассмотрим на примере исследование слова «фигура»




double arrow
Сейчас читают про: