Решение родительского собрания

1. Часы семейных увлечений, игр и затей превратить в часы сказки, радости, счастливые мгновения, чтобы душа еще и еще раз

■ 12


рвалась к детям, а дети не представляли бы себе прожитой недели в группе без родительских затей.

Сроки и темы встреч с детьми определяются до 20 сентября.

2. Создать живой уголок в группе.

3. Своими силами, умом и талантом создать для детей ска­зочный, спортивный и игровой уголки в группе и на участке. Каж­дой семье - дело по душе (перечень сооружений).

4. Начать ведение дневников наблюдений, раздумий, интерес­ных находок или неудачных моментов. Они будут передаваться из одной семьи в другую, для того, чтобы каждый обогащался наход­ками, опытом других. В конце года собрание провести в виде твор­ческих отчетов.

5. Обсудить вопросы подготовки к следующему собранию и ближайшему мероприятию.

(Звучит песня «Настоящий друг» ел. Пляцковского, муз Са­вельева.

Входят дети, в руках у них конверты с правилами, которые они вручают родителям и садятся на свободные стулья рядом с ро­дителями).

Дети, вам интересно узнать, о чем мы говорили с вашими ро­дителями? Я открою для вас маленький секрет. Мы думали, что бы нам сделать для вас такое, чтобы вам было интересно жить в нашей группе. Думали, думали и придумали... Взрослые решили прихо­дить к вам в гости, о чем вы просили их. Помните? А что сказать вашим родителям, у которых нет времени, но они согласились с вами заниматься, вы подумайте и как вежливые волшебники шеп­ните на ушко такое слово, от которого у ваших родителей появится хорошее настроение и они улыбнуться.

Дети, покажите свои микрофоны. Значит, вы готовы взять ин­тервью у родителей и познакомиться с ними. Пожалуйста, коррес­понденты, задавайте вопросы взрослым, мы готовы на них отве­тить.

Влетает Карлсон (несет мешок и ковер, расстилает и ставит на него мешок): - Сюда ли я прилетел, по тому ли адресу привез меня ковер-самолет? От тяжести мешка с сюрпризами у меня сломался пропеллер, пришлось воспользоваться таким транспортом. Ребята, вы хотите убедиться, что это волшебный ковер? Я хочу с вами по­знакомиться, поэтому кого коснусь, тот должен выбежать, встать на волшебный ковер, который поможет громко сказать имя и фа­милию.

13


■■


Дети по очереди выходят.

Карлсон: - Ребята, как вы думаете, что в этом мешке? Конечно, сюрпризы. Но сначала я хочу узнать, есть ли у вас для меня сюр­призы. Знаю, что есть, мне сорока на хвосте принесла вести, что дома вы подготовили концерт. Приглашаю желающих на волшеб­ный ковер. А вы любите петь? Тогда давайте с родителями посо­ревнуемся на знание детских песен. Как музыка заиграет, так надо вступать, кто первый запоет? А хотите поплясать на волшебном ковре?

Пора и мне свой секрет показывать. А где же он? Сначала от­гадайте загадку: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархат­ный».

Сегодня ночью я прилетел к вам и оставил арбузы, но не пом­ню, куда их положил. (Дети ищут арбузы.)

Педагог приглашает Карлсона есть арбузы.

Карлсон: - Я не могу принять приглашение, вам-то хорошо, вы дома живете, все правила поведения за столом знаете, а я на крыше, кто меня научит, как правильно есть арбуз.

Входит Незнайка и говорит: - Карлсон, это ты не знаешь, как арбузы есть? Давай тебя научу! Как только сел за стол, так сразу выбирай самый большой кусок. Как узнать? А выбирай вот так, пока не найдешь. Правильно я говорю, дети? Тогда я тебя научу, как надо есть. Я знаю. Кусок бери весь, пополам делить не надо, и большим куском откусывай, чтоб быстрее съесть и другой взять, пока все не съели, а семечки - на стол.

Карлсон: - А для чего на столах ножи, тарелки?

Незнайка: - Для красоты, конечно.

Педагог: - Дети, правильные ли советы дает Незнайка Карлсо­ну? Какие правила вы знаете? Садитесь за стол, а дети вам пока­жут, как нужно, вести себя за столом.

Игры и аттракционы с участием героев.

Звучит музыка.

Карлсон и Незнайка благодарят детей и взрослых и раздают приглашения на первое мероприятие: экскурсию, день открытых дверей, трудовой десант.

Карлсон: - Дети, я кажется забыл еще про один сюрприз. (Просит одного из детей посмотреть что там в мешке.) Яблоки ка­кие-то необычные с секретом. Это вам прислал Буратино и просил передать, что сразу есть их нельзя, секрет в яблоке открыть только дома, в листке волшебного яблока - письмо для родителей, которое


можно прочитать дома.

Примерный план работы с семьей

1. Родительские собрания по темам на год.

2. Ярмарки-распродажи детских вещей, игрушек, поделок.

3. Дни открытых дверей.

4. Экскурсии.

 

 

 


 


14


     
 


О ЗДОРОВЬЕ ВСЕРЬЕЗ

(младшая группа)

Подготовка.

Роль мед. персонала детского сада в ходе подготовки собрания заключается в следующем:

1. Оформление красочной ширмы или памяток с соответст­вующими схемами и рисунками для родителей с тем, чтобы до соб­рания каждая семья имела возможность в домашней обстановке познакомиться с содержанием тем: «Закаливание», «Оказание пер­вой помощи при несчастных случаях», «Народные средства в лече­нии и профилактике заболеваний», «Рецепты целебных и витамин­ных чаев», «Лекарственные травы».

2. Проведение рейда совместно с членами родительского ко­митета по проверке санитарно-гигиенического режима, в ходе ко­торого делаются выводы о соответствии одежды детей в группе и погоды на улице, о соблюдении режима проветривания, отсутствии сквозняков и т.д., а так же мер по предупреждению травматизма в группе и на улице. О результатах рейда готовится сообщение на собрании.

3. Участие в составлении карты обследования и определения индивидуальной работы родителей с каждым ребенком.

4. Освещение теоретических вопросов и показ практикумов на собрании.

5. Присутствие на заседаниях родительского комитета по во­просу подготовки данного собрания и оказания необходимой по­мощи в претворении его решений.

Участие администрации детского сада в подготовке собрания: I. Написание плакатов для оформления группы по теме:

16


«Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много поте­рял, здоровье потерял - все потерял». «Здоровье - всему голова»

2. Пошив костюмов сказочных героев: Карлсона, доктора
Айболита.

3. Обеспечение памятками, анкетами для каждого родителя.
Текст памятки: предупредить несчастный случай можно, если в

помещении, где живут дети:

- исправна и не доступна электропроводка;

- мебель по возможности без острых углов и граней, прочно закреплены шкафы, книжные полки, музыкальные колонки, цветочные горшки и вазы;

- окна и двери на балконы при отсутствии взрослых закры­ты;

- краны газовых горелок закрыты;

- все острые и мелкие предметы: кольца, пуговицы, броши, булавки, серьги, спички, монеты находятся в закрытых шкафах, некоторые - под замком;

- лекарства, моющие средства находятся в труднодоступном месте;

- кастрюли с горячими блюдами и чайник не ставятся на
край стола.

Вопросы анкеты.

- Что беспокоит Вас в состоянии здоровья ребенка?

- Кому из врачей-специалистов вы хотели бы задать вопро­сы? Какие?

- Какие виды закаливания Вы проводите с ребенком в семье?

- Достаточно ли проводит Ваш ребенок времени на свежем воздухе? Сколько часов в будни? В выходные дни?

- Какие виды профилактики заболеваний ребенка используе­те дома постоянно, в связи с эпидемией гриппа?

- Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребенка?

 

4. Оформление наглядной агитации в детском саду для роди­телей, в которой содержится материал по теме, например: «Зоны закаливающего точечного массажа». Советы, например: «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности».

5. Фотографирование детей во время закаливающих проце­дур, точечного массажа, прогулки, зарядки.

17


Роль воспитателей в подготовке собрания.

1. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

- Кто делает вам дома точечный массаж?

- Гуляете ли вы вечером с родителями? Много или мало вре­мени проводите на улице? Почему?

- Кто вам сушит белье после прогулки?

2. Изготовить вместе с детьми приглашения на родительское
собрание в виде аппликаций клубничек,'внутри которых вместо
веточек - свернутые трубочками приглашения с таким текстом:
«Уважаемые (имена, отчества всех взрослых членов семьи). Роди­
тельское собрание на тему «О здоровье всерьез» состоится 17 де­
кабря в 18 часов. Предлагаем:

- Круглый стол вопросов и ответов. Полезные советы дает врач Смирнова Г.П., практикумы - медсестра Шалова Т.Н.

- Справочное бюро здоровья.

- Обмен опытом: «Народные средства в лечении и профилак­тике заболеваний».

- Во второй части собрания - секреты волшебных точек здо­ровья, а так же целебный чай и витаминные конфеты.»

 

3. Привлечь детей старших групп в изготовлении корзиночек, необходимых для рассады цветов (можно дать задание каждой се­мье изготовить вместе с ребенком корзиночку для зеленого подар­ка-сюрприза).

4. Проводить заседания родительского комитета по вопросам участия в рейде по проверке санитарно-гигиенического режима и мер по предупреждению травматизма в группе и на участке, в оформлении группы, выставке целебных трав, чаев.

5. Оформление благодарностей или грамот для родителей, проводивших большую работу по укреплению здоровья ребенка.

Роль музыкального работника сводится к обеспечению соот­ветствующими теме пластинками, музыкальным сопровождением на собрании (по сценарию), разучивание с детьми песен, танцев, гимнастических упражнений для концерта.

Оформление группы.

1. Выставка альбомов, ширм, памяток по темам:

а) лекарственные травы;

б) рецепты целебных чаев;

в) оказание первой помощи при несчастных случаях;

г) лечение народными средствами.


 

2. Плакаты по теме.

3. Фотостенд.

4. Рисунок «Что бы это значило»?

5. Выставка-дегустация чая и домашних конфет из ягод.

На столах, расставленных по кругу - икэбаны, изготовленные с использованием засушенных лекарственных цветов, трав и ягод, памятки, листы для записей, ручки.

До собрания тихо звучит музыка, родителям предлагается рас­смотреть выставки, дегустировать чай, познакомиться с их рецеп­тами.

Ход собрания

Звучит песня «Закаляйся» (муз. Соловьева-Седова, ел. Лебеде­ва-Кумача).

Ведущий читает стихотворение В. Крестова «Тепличное созда­ние»:

Болеет без конца ребенок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

- Ведь я его с пеленок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится - вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное созданье,

А не бойцов - богатырей. Ведущий: Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и об­разованными, но и закаленными и здоровыми. Есть ли ключи к решению этой задачи? Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей. Что это такое?

В начале нашей встречи разговор пойдет о закаливании и профилактике заболеваний. Результаты анкеты показывают, что родителями группы проводятся различные виды закаливания с детьми. (Зачитываются ответы на вопросы анкеты.) Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих

I

19


18


процедур, профилактических мер по предупреждению болезней.

Предоставляется слово члену родительского комитета, участ­вовавшему в проверке по выполнению мер профилактики заболе­ваний и закаливания детей группы. В выступлении говориться о статистике заболеваний детей группы, о том, как проводится зака­ливание, соблюдается режим проветривания. Выступающий вносит свои предложения по улучшению работы, сообщает, как одеты де­ти, есть ли в шкафах детей сменное белье.

Вопросы, дополнения, предложения родителей, их просьбы, пожелания.

Обобщение ведущей. Вывод ясен: если вы хотите видеть своего ребенка здоровым - надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В «минимум» закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры. Со многими видами закаливания вы позна­комились, так как каждой семье было предоставлена возможность познакомиться в домашней обстановке с содержанием памяток.

Что вы узнали нового? Какие виды закаливания применяете и считаете наиболее полезными? Какой вид закаливания вызывает у вас опасение?

Практикум: медсестра проводит обтирание ребенка махровой рукавичкой. Включается запись - ответы детей на вопрос: «Дети, скажите, кто дома делает по вечерам, в выходные дни точечный массаж? С кем ты делаешь? А почему ты не делаешь?» (Не называя имен.)

Практика показывает, что один из наиболее перспективных и, самое главное, простых методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек. При систематическом и пра­вильном применении он дает хорошие результаты.

Медсестра проводит с родителями практикум по знакомству с биологически активными зонами.

Музыкальная пауза.

По магнитофону звучит запись ответов детей на вопрос:

- Много или мало времени проводите на улице? Почему? Иг­рают ли с вами взрослые на прогулке?

Ведущая: О благотворном действии прогулок на свежем воз­духе писал А.С. Пушкин.

«Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине.

И в долгу ночь глубок ваш будет сон...»

20


Ежедневные прогулки детей дошкольного возраста могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеваритель­ной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и ге­моглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвиж­ными играми. Дети должны гулять не менее 2-х раз в день по 1-2 часов, летом неограниченно.

Музыкальная пауза.

Ведущая: травма, несчастный случай - страшные слова, страшные последствия порою непредвиденных случаев. Однако они есть и не говорить о них мы не можем.

Что же является непреложным в профилактике детского трав­матизма? Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием памятки «Предупредить несчастный случай»?

Все ли в ваших семьях сделано для того, чтобы уберечь ребен­ка от травм? Какие дополнения будут у вас, советы, вынесенные из жизненного опыта?

Обобщения: Дети стараются подражать родителям и старшим детям. Они включают утюг, электробритву, стараются шить на швейной машине, забивают гвозди. Родителям следует постоянно контролировать действия ребенка, объяснять, что и где опасно.

Многие дети любят играть мелкими предметами, особенно блестящими, яркими (кольца, пуговицы, броши, булавки, сережки). Иногда их сосут, засовывают в нос, в ухо, проглатывают. В таких случаях малыша приходится подвергать обследованиям, оператив­ному вмешательству. Нередко инородные тела попадают в дыха­тельные пути (семечки, скорлупа, орехи), что вызывает угрозу для жизни и даже после излечения чревато воспалительными процесса­ми в легких. Родителям не следует оставлять на виду бусы, перстни, заколки, косметические принадлежности, а следует отучать ребенка брать в рот монеты, шарики, пуговицы, сосать пальцы. Надо иметь в виду, что привычка сосать пальцы сохраняется у ребенка долго, если ему не уделяется достаточно внимания. Оставленные на виду таблетки дети берут, принимая их за конфеты, витамины - так происходят отравления лекарствами.

В лечебные учреждения часто поступают дети с отравлениями химикатами, уксусом, даже керосином. Тяжелые ожоги пищевода кислотами и щелочами приводят к тому, что дети страдают всю

21


жизнь от Рубцовых сужений пищевода, не могут нормально пи­таться. Химические вещества, моющие средства, лекарства нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Созданы ли условия и как соблюдаются меры по предупреждению детского травматизма в группе и на участке детского сада расскажут члены родительско­го комитета (педагог решает с родителями вопрос о том, что нужно сделать, как, когда). Выступления врача, советы по оказанию пер­вой помощи при несчастных случаях и практикум - показ.

Можно выступление построить в виде вопросов родителям, которые написать на лепестках ромашки.

Вопросы:

!. Если ребенок порезался, что делать?

2. Можно ли смазывать йодом ранки?

3. Признаки сотрясения мозга?

4. Какие меры предпринимать, если ребенок вдохнул мелкий предмет, выпил лекарство, засунул в нос, ухо инородный предмет, ушиб руку, ногу, если ужалила пчела?

Практикум: как перевязать руку, палец, ногу, голову?

Музыкальная пауза.

Много тревог и волнений вызывает болезнь ребенка. Есть таблетки и лекарство, которые, обычно, назначает врач и есть на­родные средства лечения.

Какие из средств помогают вам вылечить ребенка от кашля, насморка?

Итак, наши рецепты в копилку полезных советов (зачитываются ответы из анкет). Обмен опытом.

Вопрос родителям: какие из ответов, предложенных в альбоме «Лечение народными средствами» вы уже применяли на практике, каковы результаты, какие дополнения, какой из советов вы опро­вергаете?

«Острое блюдо»: ведущая раздает на подносе шарики, игруш­ки. Если родитель ответа не знает, сомневается, то передает вопрос другому.

1. Чем запивать лекарства? Что значит принимать его до еды, после еды? Ответ: принимать лекарство до еды - это значит на пус­той желудок, то есть не раньше, чем спустя 2-3 часа после еды, не позже, чем за 15-20 минут до завтрака, обеда, ужина. Если лекарст­во рекомендуется принимать после еды, выпивать его сразу же в течение 30 минут после еды, но не позже.

2. Как предупредить кариес зубов? Нельзя давать перед сном

22


конфет, печенье.

3. Какую одежду лучше использовать с учетом гигиенических и оздоровительных средств? Детскую одежду обычно шьют из гиг­роскопичных, то есть хорошо впитывающих и испаряющих влагу тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани. Шерстяные ткани из-за большой пористости немного теплее льняных, из них можно шить праздничную одежду, в которой ребенок может нахо­диться непродолжительное время. Главное - одевать детей по сезо­ну, не перегревая.

4. Какие существуют меры по профилактике близорукости? Постоянно следить за посадкой, не разрешать подолгу смотреть телевизор, не должно быть у детей длинных челок, желательно дос­таточное количество витаминов.

5. Возможна ли радиация, исходящая от телевизора? Все теле­аппараты могут испускать рентгеновские лучи, излучение происхо­дит на расстоянии 10 см от телевизора и то незначительное. Не ре­комендуется смотреть детям телепередачи, сидя на полу, так как излучение направлено вниз, а при неисправном телевизоре может вызвать серьезные повреждения глаз.

6. Что необходимо для сохранения слуха ребенка? Беречь его уши от холода, содержать их в чистоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы в ухе, из-за которых может понизиться или вовсе пропасть слух. Не допускать проникновения в уши воды, ох­ранять слух ребенка от сильных и резких звуков.

Музыкальная пауза.

«На Руси еще никто чаем на подавился» - гласит русская по­говорка. Сегодня нам представилась возможность дегустировать различные виды целебного чая.

Ведущая называет рецепты дегустируемого чая.

Конкурс: «Что бы это значило».

Самому остроумному вручается рукавичка из фланели для за­каливающих процедур.

Решение родительского собрания

1. Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2. Точечному массажу - достойное внимание (утром и вече­ром в будни, выходные и даже в праздники), ибо пропуски обер­нутся бесполезностью.

23


3. Пусть основное время на прогулках будет в движении: под­вижными играми детей - оздоровим, себя - омолодим.

4. Летом вместе с ребенком организовать сбор лекарственных трав для лечения, ягод, цветов, трав для лечебного чая. На следую­щем собрании будет организован обменный базар.

5. Оформить альбом - гербарий лекарственных трав, необхо­димый для ознакомления с ними детей, гербарий цветов, трав, ис­пользуемых в составе целебного чая.

6. Изготовить массажеры от плоскостопия, шариковый мас­сажер для ног, ребристую доску.

7. С целью профилактики травматизма в группе проводить рейды-осмотры участка, группы. Каждый день, провожая детей в садик, проверять карманы, не допускать, чтобы дети брали острые и мелкие предметы: кусочки зеркала, стекла, иголки, монеты, гвоз­ди, булавки, серьги, шарики и т.д.

Под музыку входят дети, садятся на стулья рядом со своими родителями.

Ведущая: Дети, вы видели Карлсона? Где же он? Позовите его, может он заблудился?

Появляется Карлсон.

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я к вам так спешил, боялся опоздать, потому, что у меня случилась беда, во время полета сломался пропеллер и я упал на землю (показывает, объясняя, что он уже не крутится).

Но посмотрите на меня. Я цел и невредим. И даже нет ни ца­рапины и ни синяка. Я вам скажу по секрету почему. Потому, что я умею падать. Свысока могу упасть, а руку и ногу ни за что не сло­маю. Хотите, я вас научу (он показывает три вида падения: на спи­ну, на бок, вперед). Когда падаешь, надо постараться не упасть на руку, на плечо и тем более на голову, а вот так на бок, убрать руку, подбородок прижать к груди и обязательно перекатиться, чтобы не так больно было. Падая назад, примите удар на ягодицы, чуть ссу-тулясь, прижав подбородок к груди и перекатитесь на спину (показ). Падая вперед, упор на ладони, а потом на ноги и живот, голова поднята вверх. И еще, когда я падаю, становлюсь упругим, как мячик (показ повторить вместе с ребенком).

Если вы, дети, хотите научиться падать так, чтобы сильно не ушибаться и не ломать руки и ноги, тренируйтесь во время утрен­ней гимнастики. В этом вам помогут ваши родители и воспитатели.

24


в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого легко добиться. Главное не опоздать!

Музыкальная пауза.

Ситуация:

«Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только"что вымыла пол,.. Вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Во многих семьях есть свой Борька, топающий в валенках или грязной обуви на кухню. Но один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведите из кухни, чтобы от­ряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме, вы­брав для него подходящую минуту: покажите, как запыхавшись, в грязной обуви он бежит на кухню, оставляя за собой грязные сле­ды. Четвертого надо... Впрочем, на каждый случай, учитывая ин­дивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Ина­че это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза.

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь это­го? Считаете ли вы, что единство требований с женой - успех в по­слушании? Как по-вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: добрый или строгий твой папа? Почему ты так считаешь?

А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение -вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка, отец не дает ни в чем спуску ему: запрещает играть в шумные игры, требует не­укоснительного соблюдения режима дня. Что будет, если мальчик устроит беспорядок в игрушках или на столе для занятий! Другое в детском саду, в школе. Здесь свобода по сравнению с домашней дисциплиной. Можно от души, порезвиться, побегать там, где нет взора взрослого. И потом какая неожиданность: сын безобразнича-


43


О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ

Подготовка.

1. Провести анкетирование родителей:

- Как по-вашему, почему ребенок бывает капризным и упря­мым?

- Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

- В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

- Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

- Как Вам удается преодолевать капризы?

- Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, ка­призничает?

- О чем Вы хотите услышать на собрании по данной теме, какие вопросы Вас интересуют?

 

2. Объявить конкурс самодельных игрушек - забав, игр.

3. Оформить выставку коктейлей с рецептами.

4. Оформить плакат (в руках капризных матрешек, изготов­ленных из шаров, ниток, ваты): «Упрямство - не что иное, как ис­каженное стремление к свободе.» (К.Д. Ушинский.)

5. Изготовить красочное приглашение на родительское соб­рание (аппликации котят с кармашком).

Уважаемые...

Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным и упря­мым, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда (дата) мы надеемся на встречу со всеми членами Вашей се­мьи.

Что ждет Вас на собрании:

а) Встреча за круглым столом - доброжелательный, откровен­ный разговор на тему «капризы и упрямство у детей».


б) Копилка полезных советов «острое блюдо».

в) За чашкой ароматного чая - сюрпризные моменты.

6. Оформить красочные памятки «Как преодолеть капризы»

Причины капризов и упрямства:

- нарушение режима дня,

- смена обстановки,

- обилие новых впечатлений,

- плохое самочувствие во время болезни,

- переутомление (физическая перегрузка).

Преодолеть капризы можно, если:

- Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку,
вырвутся из зависимости от капризного ребенка: то есть будут
тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат
ребенка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении
цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной со
взрослыми деятельности.

Ход собрания

Песня «Большой хоровод» (муз. Савельева, ел. Л. Жигалкиной и А. Хаита):

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты. Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бы­вает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством - это во мно­гом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера - об этом наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка. Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребенок понимает - нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямст­во, иногда - только на капризы, а бывает - на то и другое. Они мо­гут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте.


 


26


27


Выступление юриста (работника детской комнаты милиции или участкового) о профилактике детских правонарушений.

Музыкальная пауза.

Ситуация: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела? - спра­шивает он с теплинкои в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец, - Чем занимался? Как себя вел?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел раз­говор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении в ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Кем работает отец? Что он делает на работе? О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывание. Ребе­нок должен сам заговорить о себе,.приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы пойдете ему навстречу, по дороге из садика расскажете, что тревожит вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которым встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажете, что вас затронуло в прочитанной газете. Говорите с ним обо всем: о семейных проблемах, планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном матче. Не ду­майте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но по-своему. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращае­тесь к чему, как ко взрослому.

Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового про­изошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Может быть, это песня-однодневка, но вспомните, какие вы песенки любили. Не давайте готовых положений и выводов.

Говорите больше с детьми и вы убедитесь, что постепенно инициативу красноречивого рассказчика заберет ребенок. Он увле­ченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш кон­такт состоялся - ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, превращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным откры­тиям в природе. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить

42


этом проливает часть супа на стол. Эта сцена продолжается до­вольно долго Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных табле­ток и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...»

А вот как ведет себя капризница Таня.

Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Она с недовольным видом отворачивается от стола: «Не хочу суп»! Ба­бушка, всплеснув руками: «Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет». Таня: «Я не люблю теплый. Я вообще не хочу». Суп ос­тывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: «Фу, пенки. Я не люблю пенки, у меня они в горле застревают».

Бабушка в отчаянии: «Ну, а что же ты будешь?».Таня: «Я ни­чего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)».

Бабушка не может этого вынести: «Танечка, давай насыпем в супчик вермишели. Ты сама насыплешь и будет вкусно-вкусно». Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает его вермишелью, ей это интересно, она радо­стно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут...». Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал. «Я не хочу-у-у су-у-пу-у, - тянет она, - я не люблю суп...». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить де­вочку сама, рассказывает сказку - все бесполезно: Таня отворачи­вается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же исгория повторяется с курицей.

Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2-х ча­сов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измучен­ные. Не наевшаяся девочка не может заснуть после обеда, пере­утомляется и капризничает еще больше, отравляя вечер и себе и взрослым.

Ваше мнение, родители? Какие ошибки допущены взрослыми в данной ситуации?

Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одно­временно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела, что Миша, образно говоря, готов полезть в бутылку, лучше было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность

29


этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но не­множко, чтобы потом осталось чем запить обед. Отпей четверть стаканчика - это знаешь сколько? Это половина от половины ста­кана». Разумеется, такие разговоры и уговоры за столом не вполне уместны, но все же лучше, чем ссора и конфликт.

А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласится на

что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа), либо

■ уговорить ее съесть, но уж никак не идти на поводу у капризного

«не хочу». Более эффективен был бы первый способ, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удастся избежать именно этих «обеденных» сцен. В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная рабо­та, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие - твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наибо­лее податливого, наиболее чувствительного к его капризам челове­ка - именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Музыкальная пауза.

«Не хочу!» - как часто слышим мы эту фразу от ребенка. На него нельзя ни повлиять, ни остановить в этот момент, а заканчи­вается все так же внезапно, как и начинается. Это не ураган и не землетрясение. Это обыкновенное детское упрямство.

Педагог Е.А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством - борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ре­бенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ре­бенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, ко­гда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Согласны ли вы с ним? Есть ли у вас аргументы для доказа­тельства правильности этих слов?

Что могут сделать родители, если ребенок упрямится?

а) Не придавайте большого значения упрямству. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

б) Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком
и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

30


в) Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребен­
ку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно
возбужден и не может вас понять.

г) Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали
«нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Из опыта. Как-то Юля раскапризничалась, и я, чтобы ее от­влечь, рассказала сказку про Машу и трех медведей, только вместо Маши, была Юля. Слушали все мои дочери, и всем сказка очень понравилась.

Сначала я Юлю «вставляла» в разные сказки, потом просто рассказывала всякие истории из Юлиной жизни, в том числе и раз­ные небылицы, а затем стала рассказывать то, что на самом деле бывает, было или происходит сейчас. Я старалась говорить о Юле, которая не плачет, не капризничает, сдерживается, если хочется поплакать, в общем, о Юле, какой хотелось бы быть. И удивитель­но! Стоило мне сказать, если Юленька вздумает заплакать: «Что теперь рассказать - как Юля плакала?», как Юля сразу переставала всхлипывать. Удивительно хорошо это успокаивало ее - это жела­ние быть той хорошей Юлей.

Понравились ли вам эти приемы? Чем? Какие у вас были слу­чаи, когда вам удавалось успокоить ребенка?

Музыкальная пауза.

Жалобы родителей на неаккуратность ребенка занимают вто­рое место после жалоб на капризы и упрямство за столом. Причина здесь та же самая: родители не учитывают возможностей малыша, его возрастных особенностей. Требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал руками землю или камушки, не становился на колени в новых брюках, не гладил бездомного ко­тенка, не мял и не рвал одежду, а когда плачет, вытирал глаза не кулаком, а чистым платочком - бесполезно. У ребенка нет врож­денного стремления к чистоте, аккуратности - эти качества могут быть сформированы лишь в процессе воспитания.

Бовина мама очень сердилась на сына за то, что он часто ро­няет игрушки с полок и не убирает их на место. Она ругает его, за­прещая даже подходить к полкам, а если малыш все-таки подходит, напряженно за ним следит, волнуется, нервничает. В результате чего Вова начинает сбрасывать игрушки на пол уже специально, раскидывает их и кричит: «Не буду подбирать! Не хочу!»

Были ли в ваших семьях подобные случаи? В чем вы видите

31


причину упрямства и капризов Вовы? Каков выход из ситуации?

А вот еще ситуация на ваше рассмотрение.

Илюша двух с половиной лет с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий колготки почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движение, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!». «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только нау­чится». А каковы ваши действия в данной ситуации?

Музыкальная пауза.

На ваших столах - памятки: «Как преодолеть капризы». Про­читайте, пожалуйста, их. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Поче­му? Помогут ли эти советы в преодолении капризов у детей?

Прежде всего, взрослым нужно изменить свое обычное пове­дение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с опоздани­ем, усвоит, что нельзя - это нельзя, а надо - это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело - сформировать у ребенка способы поведения; нау­чить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные уси­лия, чтобы удовлетворить свои собственные желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодо­левать трудности, развивать активность и самостоятельность, ко­торая у таких детей обычно совершенно не развита. Самое сложное - сделать все это так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а наоборот, как радость, в этом нет ничего невоз­можного. Основным источником радости для ребенка является со­вместная со взрослым деятельность, разнообразное общение не по привычной схеме «хочу - не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, чего ребенок не хочет, а чего хочет. Нужно раз­нообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включая их общее дело, увлечь им. Если капризному ребенку что-

32


■ то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает

капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Всем вместе интересно лепить снежную бабу, стро­ить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочку, интересно иг­рать с детьми в подвижные игры.

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то интересное: постирать белье кукле и свои носочки, порадоваться, какими они становятся чис­тыми; самому сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; самому убрать игрушки или самому построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к са­мостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам». Элемент самостоятельности в большин­стве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная, привилегия. Этим надо воспользовать­ся и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки (даже ели одна разбилась), полить цве­ты, покормить рыбок, или что-либо еще. Не надо бояться, что со стороны это может выглядеть смешно - в данном случае результат важнее. Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде - и то­гда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы. И хотя капри­зы исчезают далеко не сразу, цели вполне можно достигнуть.

В целом же для искоренения и упрямства и капризов необхо­димо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

«Маска откровения».

У нас двое детей. Дочери - один год девять месяцев, сыну - два месяца. Раньше Надюша сама просилась спать, мы ее укладывали в кроватку. Но пока я находилась в роддоме, муж приучил ее.засы­пать рядом с собой. Теперь такой возможности нет, и когда мы кладем девочку в кроватку, она этому всячески сопротивляется, кричит, долго и громко плачет, даже скулит, и маленький Саша


33


просыпается. Уговаривала, объясняла спокойно - результата - ни­какого.

Иногда так выводит из себя, что однажды не выдержала и на­казала ее ремнем, хотя раньше этого никогда не делала. Теперь, когда укладываем, постоянная «колыбельная»: «Возьму ремень». Сначала замолкает, а потом принимается за свое. Угрозы, крик не действует. Чувствую, ребенок нервничает, начинает отдаляться от меня, теряется у нас контакт, душевность, взаимопонимание...

Посоветуйте, как помочь ребенку преодолеть дурную привыч­ку, отучить плакать по пустякам.

Что же можно посоветовать в данном случае? Попробуйте по­ставить перед девочкой цель: заснуть самой. Цель будет принята ребенком, если покажется привлекательной. Постарайтесь разъяс­нить, что утром ее ждет какое-то удовольствие, маленькая радость Например: вы вместе с ней что-то сделаете, почитаете, поиграете. Дайте девочке почувствовать, что она по-прежнему любима, но с рождением брата у нее появились новые права: быть маминой по­мощницей. Уложите сына спать так, чтобы Надя почувствовала, что она помогает вам в этом. А потом и сама помощница должна отдохнуть, чтобы быть здоровой и веселой. Почитайте ей книжку, спойте песенку, а потом скажите, что вы очень любите свою хоро­шую девочку, но вы должны идти работать: стирать пеленки, мыть посуду. Объясните девочке, что сидеть подольше вы с ней не може­те, но верите, что Надя - хорошая девочка и умеет засыпать сама. Чтобы было не страшно и не скучно - пусть любимая игрушка «заснет» рядышком.

«Острое блюдо».

1. Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком? Что делать, чтобы ребенок пере­стал плакать, как успокоить? Например: ребенок просит купить игрушку, которую вы купить не можете.

Успокоить его можно, отвлекая внимание. Это искусство вро­де бы простое, но всегда ли мы умеем его использовать? Постоянно приходится видеть, как мамы, бабушки отвлекают плачущего ма­лыша чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно: «Вон смот­ри, какой мальчик...», «А вот собачка бежит...». С такими приема­ми далеко не уедешь: малыш отлично понимает, что его специаль­но пытаются отвлечь, обмануть, и только сильнее сопротивляется попытке обвести его вокруг пальца.


В отвлечение надо «сыграть». И начинать только с себя, а ре­бенок тут должен быть как бы ни причем. Вы вроде заинтересова­лись сами чем-то неожиданным, а вовсе не привлекаете его внима­ние. Причем хорошо, чтобы это неожиданное было действительно новым для него, пусть и пустячок, но новым (монетка, какая-нибудь вещичка). Взять на прогулку «неожиданные пустяки», что­бы чем-то отвлечь внимание, какой-нибудь шарик, колечко - сло­вом, что угодно.

И вот как это выглядит. Начинается без видимой причины плач, капризы - делаю вид, что поглощенно рассматриваю выта­щенный из кармана предмет. Рассматриваю и удивленно рассуж­даю сама с собой: «Интересное какое колечко. Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нем был синий, а теперь он красный. Я безмерно поражена. Может он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет? Ну-ка, ты, Наташа, положи в карман, а по­том вытащи - какой станет?»

Чего надо избегать в таких случаях, от каких плохих примеров вы хотели бы предостеречь других?

а) Не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он
большой и как ему не стыдно. Стыдя плачущего, не успокаиваем
его, а добавляем боли. Ему и так плохо, а вы сообщаете ему, что на
него все смотрят, что он ведет себя постыдно. После этого разве
полегчает? Сочувствие или отвлечение - вот что нужно.

б) Не грозить за плач наказанием и не наказывать за это. Это
жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не
шлепок, а враждебность папы или мамы. Это для маленького самое
горькое. Замечали, как после шлепка плач становится более отча­
янным? Не на удар реакция, а на враждебность. Думается, во мно­
гих случаях это происходит потому, что родители на публике сты­
дятся плачущего ребенка. Но стоит понять, что многие из людей,
которые слышат и видят вашего плачущего ребенка, не возмуща­
ются из-за шума, а сочувствуют малышу, ну а если кто и станет
возмущаться и пытаться угрозами помочь делу, как «я тебя забе­
ру», с чистой совестью игнорируйте их. Они не любят детей и не
понимают их.

2. Как быть, если ребенок в истерике бросается на пол, орет, бьет руками, ногами и даже головой об пол?

Когда истерика разражается, попытайтесь не обращать на нее внимание и помогите ребенку преодолеть ее. Разумеется, нельзя уступать ребенку, потому, что тогда он нарочно будет устраивать


 


34


35


истерики, желая добиться своего. Не спорьте с ним, потому, что в таком состоянии он не поймет, что был не прав. Иной ребенок ско­рей остывает, если мать оставляет его одного и занимается своим делом, как ни в чем не бывало. Более упрямый ребенок будет во­пить целый час, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Напри­мер: мать может предложить ему что-нибудь интересное и обнять его, чтобы показать желание помириться, как только худшая часть истерики позади.

Если истерика происходит на людной улице - возьмите его на руки с улыбкой, оттащите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть.

Припадки удушья, когда ребенок становится синим и на мину­ту теряет сознание, могут быть просто выражение его гнева и уп­рямства, как и истерики. Припадки пугают мать, но она должна научиться относится к ним спокойно, чтобы ребенок не использо­вал их с целью добиться своего.

3. Нужно ли спрашивать 3-х летнего ребенка «Ты хочешь сесть за стол и пообедать?»

4. Ребенок только что построил корабль, но ему уже пора спать. Как поступить?

5. Избалованность и капризы - это одно и то же? Да, нет. По­чему?

6. Какие предметы в доме могут стать «волшебными» помощ­никами, помогающими преодолеть детские капризы?

Конкурс игрушек, изготовленных родителями.

ОКНО - очень короткие новости.

Секреты обращения с детьми, которые страдают истериками.

1. Дать возможность играть ребенку вне дома, где вы можете не следить за ним так строго.

2. Иметь предметы дома, которые ребенок может таскать и толкать, на которые может карабкаться.

3. Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихо­да для игры.

4. Реже запрещать все трогать.

5. Не просить его подойти надеть рубашку, а просто надеть.

6. Не прерывать бесцеремонно игру ребенка.

Слово-эстафета.

Если бы меня постоянно донимал ноющий ребенок, я бы при­думал такие правила поведения, которых придерживался, не отсту-

36


пая.

1. Время сна ребенка одно и то же.

2. Смотреть только определенные телепередачи и не все под­ряд.

3. Приглашать в гости друзей только по определенным дням.

4. Во время посещения магазинов не покупать все подряд, что просит ребенок.

Песня «Большой хоровод», исполняется под гитару или звучит в записи:

Мы на свет родились,            Чтобы горе исчезло

Чтобы радостно жить,           Пропала беда,

Чтобы цветы и улыбки          Чтобы яркое солнце

Друг другу дарить.                Светило всегда.

Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимание ра­зумной любви.

Чаепитие.

:

 

 


-РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ОТЦОВ

Подготовка к собранию.

I. Написать плакаты:

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем вели­кие». (Дж. Родари.)

«Учи жену без детей, а детей без людей.» (Русская пословица.)

II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку.

Ш.Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание: аппликация Чебурашки, держащего в лапках конверт-приглашение. На конверте слова русской пословицы: «Один отец значит больше, чем сто учителей», в конверте - листок с текстом приглашения.

ГУ.Провести анкетирование отцов.

1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?

2. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?

3. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, расска­зать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?

4. Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

5. Курите ли Вы в комнате, где находится Ваш ребенок?

6. В чем испытываете трудности в общении с детьми, их вос­питании?

7. Доброта или строгость Ваши помощники в воспитании?

8. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребен­ком?

9. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?

10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?


V. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

а) Вы любите своих пап? За что?

б) Кто с вами больше занимается в свободное время, папа или
мама? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем па­
па занят вечерами?

в) Бхли бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа
задает вопросы, о чем вы его спрашиваете?

д) Кем работает ваш папа? Чем занят на работе?

е) Приходилось ли вам слышать бранные слова?

ж) Какой твой папа: добрый или строгий?

VI.Подготовить с детьми стихотворные благодарности наибо­лее активным папам.

УИ.Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».

УШ.Нарисовать картинку для конкурса «Что бы это значи­ло».

1Х.Пригласить на собрание работников прокуратуры и по­жарной охраны.

X. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой па­па».

XI. Организовать встречи детей с папами - работниками раз­ных профессий и экскурсии на работу к папам.













































































Ход собрания

Звучит песня «Папа может все».«Одни отец значит больше, чем сто учителей», - гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в воспитании детей, мы решили провести собрание, на кото­рое вынесли вечные вопросы отцов и детей.

Звучит песня «Улыбка». Наша дискуссия невозможна без зна­комства. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что вы люби­те своих пап?» Вопросы отцам: «Какова Ваша роль в семье как от­цов?» (Зачитать ответы 2-3 анкет.) «Что вы считаете главным в воспитании ребенка?» «Чье участие в воспитании должно быть больше: материнское или отцовское?»

Обобщение. В семье для детей необходимо как женское, так и


 


38


39


мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистиче­ских черт характера. А вот формирование у детей целеустремлен­ности, настойчивости, смелости - это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец свои примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, мо­ментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хо­рошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требо­вания.

Музыкальная пауза.

Вопросы отцам:

Какие интересы Васобъединяют с детьми?

Как Вы считаете, достаточно ли времени проводите с ребен­ком?

Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в вы­ходные дни?

Ссылаясь на положительный опыт, интересные ответы в анке­тах, предложить отцам выступить.

Бывает ли так, что Вы собрались поиграть с детьми, но откла­дываете свое намерение, потому что нашли себе другое занятие?

После ответов отцов включить магнитофонную запись отве­тов детей на вопросы:

Чем ваши папы заняты вечерами?

Кто с вами больше занимается в свободное время: мама или
папа?                  -

Что вы любите делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Обобщение ведущего.

Поэт В. Иванов в стихотворении «Почему» называет причину разрыва контакта с ребенком.

40


б) Копилка полезных советов «острое блюдо».

в) За чашкой ароматного чая - сюрпризные моменты.

6. Оформить красочные памятки «Как преодолеть капризы»

Причины капризов и упрямства:

- нарушение режима дня,

- смена обстановки,

- обилие новых впечатлений,

- плохое самочувствие во время болезни,

- переутомление (физическая перегрузка).

Преодолеть капризы можно, если:

- Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку,
вырвутся из зависимости от капризного ребенка: то есть будут
тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат
ребенка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении
цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной со
взрослыми деятельности.

Ход собрания

Песня «Большой хоровод» (муз. Савельева, ел. Л. Жигалкиной и А. Хаита):

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты. Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бы­вает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством - это во мно­гом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера - об этом наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребенок понимает - нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямст­во, иногда - только на капризы, а бывает - на то и другое. Они мо­гут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте.

27


Выступление юриста (работника детской комнаты милиции или участкового) о профилактике детских правонарушений.

Музыкальная пауза.

Ситуация: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела? - спра­шивает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец, - Чем занимался? Как себя вел?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел раз­говор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении в ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Кем работает отец? Что он делает на работе? О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывание. Ребе­нок должен сам заговорить о себе,,приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы пойдете ему навстречу, по дороге из садика расскажете, что тревожит вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которым встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажете, что вас затронуло в прочитанной газете. Говорите с ним обо всем: о семейных проблемах, планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном матче. Не ду­майте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но по-своему. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращае­тесь к нему, как ко взрослому.

Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового про­изошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Может быть, это песня-однодневка, но вспомните, какие вы песенки любили. Не давайте готовых положений и выводов.

Говорите больше с детьми и вы убедитесь, что постепенно инициативу красноречивого рассказчика заберет ребенок. Он увле­ченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш кон­такт состоялся - ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, превращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным откры­тиям в природе. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить

42


в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, ; не думаете, что этого легко добиться. Главное не опоздать!

Музыкальная пауза.

Ситуация:

«Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только 'что вымыла пол,.. Вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Во многих семьях есть свой Борька, топающий в валенках или грязной обуви на кухню. Но один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведите из кухни, чтобы от­ряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме, вы­брав для него подходящую минуту: покажите, как запыхавшись, в грязной обуви он бежит на кухню, оставляя за собой грязные сле­ды. Четвертого надо... Впрочем, на каждый случай, учитывая ин­дивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Ина­че это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза.

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь это­го? Считаете ли вы, что единство требований с женой - успех в по­слушании? Как по-вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: добрый или строгий твой папа? Почему ты так считаешь?

А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение -вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка, отец не дает ни в чем спуску ему: запрещает играть в шумные игры, требует не­укоснительного соблюдения режима дня. Что будет, если мальчик устроит беспорядок в игрушках или на столе для занятий! Другое в детском саду, в школе. Здесь свобода по сравнению с домашней дисциплиной. Можно от души, порезвиться, побегать там, где нет взора взрослого. И потом какая неожиданность: сын безобразн


О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ

Подготовка.

1. Провести анкетирование родителей:

- Как по-вашему, почему ребенок бывает капризным и упря­мым?

- Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

- В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

- Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

- Как Вам удается преодолевать капризы?

- Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, ка­призничает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: