Методика работы с историческим понятием

Лекция

Основные понятия: структура исторического знания, факт, теория, исторические понятия, виды исторических понятий, структура понятия, простые и сложные понятия.

 

Результатами теоретического уровня познания являются понятия, суждения, умозаключения. Целью познания на теоретическом уровне являются осознание и осмысление, а в итоге – понимание сущности исторического факта, его места в системе иных фактов. Элементами теории как составной части исторического материала являются исторические понятия, причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, теоретические выводы, содержащие оценки фактов, обобщенную характеристику их существенных признаков, причин, следствий и значений. В учебном содержании присутствует открытая теория и теория, скрытая в фактах (она выявляется путем анализа, сопоставления, обобщения, классификации фактов). 

 

Основной формой понимания являются исторические понятия. Понятие – это форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов, явлений. В отличие от исторических представлений, которые всегда индивидуализированы (зависят от уровня развития воображения, памяти), понятия универсальны, едины для всех.

А.Т. Степанищев выявил наиболее характерные проблемы, встречающиеся у учащихся при работе с понятиями: элементарное незнание термина, особенно если он давно вышел из употребления (полюдье, бортничество); смешение сходных по звучанию или близких терминов (цивилизованный-цивилизационный); заучивание определения без осознания сущности данного исторического явления (ученик не может привести примеры); житейско-бытовое представление о терминах (т.е. собственная, неадекватная трактовка понятия, воспринимаемая учеником как истина). К тому же некоторые исторические термины меняют содержание в зависимости от времени, обстоятельств и т.п.

Психологи определяют наиболее типичные ошибки, которые школьники допускают при работе над понятиями: неумение выделить все признаки понятия, стремление указать из них только 1 или 2 наиболее ярких (что не позволяет адекватно отразить специфику явления); неумение отделить существенные признаки от несущественных (препятствует классификации явлений).

Психологи А.З. Редько, Л.М. Кодюкова еще в 1950-е гг. доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: от наглядных представлений – к первоначальным понятиям, от менее сложных – к более сложным, от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, - к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия (понятие государство).

Методисты выделяют три вида понятий по степени обобщенности:

1) Частноисторические – отражают конкретные исторические явления, чаще всего строго локализованные во времени и пространстве. Другими словами, они характерны лишь для определенного региона, отдельной эпохи. Простота таких понятий позволяет раскрыть их в рамках одного урока, поскольку они не требуют формулирования определения. Чаще всего работа над такими понятиями происходит одновременно с формированием представлений. Частноисторические понятия позволяют передать колорит эпохи, страны, однако, их избыток затмевает главное, ведет к поверхностному усвоению материала. Круг таких понятий определяется объемом программы, наличием времени, возрастными особенностями. Примерами частноисторических понятий могут служить триера, гоплит, палица.

2) Общеисторические - отражают и обобщают явления, свойственные определенному этапу исторического развития (социально-экономической формации, типу общества). Они раскрываются в рамках темы, иногда – раздела. Это основные ведущие понятия, их прочное усвоение обязательно, что предопределяет необходимость формулирования развернутого определения. Все общеисторические понятия закреплены в образовательной программе. Примерами являются понятия крепостное право, промышленный переворот, товарное хозяйство, феодал.

3) Социологические - отражают общие связи и закономерности исторического процесса. Эти понятия сложны для усвоения, зачастую многозначны, раскрываются через другие общеисторические или социологические понятия. Работа над такими понятиями продолжается в процессе изучения всего курса истории и требует реализации межпредметных связей (с обществознанием, географией, экономикой). Например, понятие «государство» впервые вводится в 5 классе путем перечисления нескольких главных признаков (территория, население, правитель, законы, налоги, армия). Определение данного понятия на этом этапе вводить нецелесообразно, т.к. оно будет очень сложным для понимания и запоминания. Вплоть до 9 класса данный термин широко употребляется, «обрастая» дополнительными признаками, однако определение вводится только на уроках обществознания, путем обобщения всех имеющихся сведений о государстве и упорядочивания уже известных признаков. В дальнейшем, в 10-11 классах это определение используется на уроках истории. Примерами социологических понятий являются также революция, культура, религия.

Понятие состоит из термина и определения. По объему признаков, характеризующих понятие, различают:

Простое понятие, состоящее, как правило. из одного признака и обозначающее вид конкретных исторических объектов (шадуф), его называют понятием-термином.

Сложное понятие, включающее в себя совокупность признаков абстрактного объекта (абсолютная монархия).

Термин – это то, что означает каждое слово, его первоначальный смысл.

На уроках не следует применять термины, не созвучные эпохе. Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Возможны следующие приёмы работы с терминами:

§ разъяснение этимологии слова: перевод с иностранного языка (демократия - власть народа), показ фонетических изменений слова, определение корня, исходного слова (деревня – от «драть»), раскрытие сокращений (колхоз - коллективное хозяйство);

§ подбор синонима, более понятного учащимся (турнир – состязание, конкуренция – соперничество);

§ наглядная демонстрация факта, обозначенного термином (орудие труда, оружие и т.п.) с последующим объяснением особенностей, назначения.

Определение – это логический приём, позволяющий отличать, отыскивать, строить какой-либо объект, формулировать значение вновь вводимого и уточнять значение уже существующего в науке термина. Для определения понятия необходимо выделить ключевой родовой признак, установить видовые признаки, отличающие данный факт от иных исторических фактов, объединенных установленным родовым признаком, и составить формулировку определения. Например, фреска – картина (родовой признак), написанная на сырой штукатурке (видовой признак).

Основным путем формирования понятий является индуктивный: от раскрытия отдельных черт и признаков на конкретном историческом материале к введению термина и определения на завершающем этапе работы. В старших классах, однако, может быть более продуктивным дедуктивный способ: сначала вводится термин и его определение, а затем анализируются факты, раскрывающие данное понятие.

В качестве типичных приёмов формирования исторических понятий можно указать следующие:

1) повествование или описание явления с последующим закреплением содержания понятия новым термином (подсечно-огневое земледелие);

2) перечисление явлений, охваченных данным понятием (понятие культура в 5-6 классах)

3) обобщающая характеристика с перечислением существенных признаков;

4) развернутое объяснение с исторической справкой о трансформации понятия (вотчина);

5) сравнительная характеристика с заполнением сравнительно-обобщающей таблицы (ремесло-мануфактура-фабрика);

6) проблемное изложение (классы и сословия феодального общества);

7) этимология слова (опричнина – опричь (кроме);

8) разбор термина по составу (рабовладелец)

 

Завершающим этапом работы над формированием понятия является его применение на практике. В зависимости от возраста учащихся, можно предложить следующие упражнения на использование новых понятий:

1) заполнить пропуски букв в словах;

2) выделение видовых и родовых признаков в тексте, их ранжирование по значимости;

3) составление предложений с использованием новых понятий;

4) подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов;

5) сопоставление определений из разных источников, выбор наиболее удачного;

6) узнавание новых понятий в карикатурах, плакатах, картинах, описаниях и т.п.;

7) сопоставление понятий, объединенных общим родовым признаком (картель, синдикат, трест), понятий-противоположностей (революция - реформа);

8) решение кроссвордов и их составление;

9) проверочные и контрольные задания (диктанты, тесты).

 

Условия успешного формирования понятий

 

1) усвоение теоретических обобщений на базе усвоения взаимосвязанных фактов

2) систематизация и обобщение фактов в логике изучаемого понятия или закономерности

3) определение наиболее целесообразных ступеней формирования понятий, позволяющих расширять знания о них от урока к уроку.

4) Учет роли представлений и типичных образов в формировании понятия

5) Оптимально раннее введение термина и его признаков и на этой основе систематизация материала

6) Учет специфики понятий и различный характер работы с ними

7) Раскрытие понятий во взаимосвязи

8) Организация активной познавательной деятельности учащихся для использования ими новых понятий

9) Правильное соотношение эмоционального и логического факторов в изложении материала

10) Развитие мышления в процессе работы над понятием

11) Объяснение сложных понятий на специальных обобщающих уроках

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: