в процессе изучения ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
в условиях казахстанской школы
Г.Т. Алипова
Современная лингвистическая наука отличается тем, что в центре исследований стоит человек, который использует уникальный инструмент речи – язык. Изменение научной парадигмы коснулось как лингвистики, так и лингводидактики, конечной целью которой является формирование умения общаться на языке, т.е. коммуникативной компетенции, важнейшей составной частью которой является речевая компетенция.
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты формирования речевых компетенций учащихся в процессе преподавания официально-делового стиля речи на уроках русского языка в условиях казахстанской школы. Важная социальная роль официально-делового стиля как языковой подсистемы и его достаточно специфическая структура способствовали тому, что изучение официально-делового стиля было включено в школьную программу русского языка.
Вопросы преподавания официально-делового стиля русского языка издавна являются объектом рассмотрения в отечественной и зарубежной теории и методике обучения. Вместе с тем следует отметить, что проблемы формирования у казахстанских учащихся навыков в этой области затрагивалась крайне редко.
Официальный статус русского языка закреплен в Казахстане конституционно: «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык» [2], таким образом, делопроизводство в государственных учреждениях и частных организациях ведется на русском языке параллельно с казахским.
Следует учитывать также, что основной контингент школ с русским языком обучения в РК сейчас составляют дети казахской национальности, являющиеся естественными билингвами различного типа, в речи которых могут наблюдаться самые разнообразные формы проявления интерференции.
Формирование глубоких знаний в области официально-делового стиля русского языка, умения отбирать и употреблять соответствующие языковые средства, а также прочных навыков устной и письменной деловой речи позволят учащимся правильно позиционировать себя в будущей жизни.
Ряд документов государственных органов и организаций РК составляется исключительно на казахском языке, поэтому выпускники русских школ должны владеть не только элементарными навыками в этой области, но и уметь проводить языковые параллели в этой сфере речевой коммуникации и принимать правильные решения при отборе языковых средств.
Наиболее точным с точки зрения нашего исследования является понимание ОДС как стиля, «который удовлетворяет потребности общества в документальном оформлении различных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государствами, организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения» [3, с. 37].
В рамках исследования мы провели анализ учебных, календарно-тематических планов и учебников «Русский язык» издательства «Мектеп» для школ с русским языком обучения с 5 по 11 классы. Исследование проводилось на базе средней школы №22 г. Актобе Республики Казахстан с 1.01.2019 по 25.04.2020 гг. Мы подробно рассмотрели этапы изучения ОДС в школьном курсе и особенности его представления школьникам. Результаты данного исследования представлены в Таблице 1 ниже.
Таблица 1. Сводная таблица изучения различных стилей речи в средних и старших классах с русским языком обучения
Класс Стиль речи | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Официально-деловой стиль | - | - | + | + | - | + | + |
Публицистический стиль | - | + | + | + | - | + | + |
Научный стиль | - | - | - | + | + | + | + |
Художественный стиль | + | - | - | + | - | - | + |
Разговорный стиль | + | - | - | + | - | - | - |
Как видно из таблицы, учащиеся среднего и старшего звена на протяжении всего периода обучения знакомятся со всеми пятью функциональными стилями речи (официально-деловой, публицистический, научный, художественный и разговорный). Вместе с тем официально-деловой стиль изучается только в 7, 8, 10 и 11 классах. Публицистический стиль речи рассматривается в 6, 7, 8, 10 и 11 классах. Научным стилем школьники овладевают на протяжении четырех лет, начиная с 8 класса. Художественный стиль изучается в 5, 8 классах и на последнем году обучения. Разговорный стиль рассматривается в 5 и 8 классах. Необходимо подчеркнуть, что только в 8 классе все стили речи изучаются параллельно. Меньше всего времени на обучение учеников стилям речи уделяется в 6 и 9 классах: школьники изучают только по одному стилю речи.
Анализ учебных и календарно-тематических планов позволил установить, что целями включения в школьную программу тем, посвященных изучению различных стилей речи, является умение ученика:
· определять стилевые черты и языковые средства различных стилей,
· совершать лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей и жанров,
· создавать тексты разной стилистики и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что в рассматриваемых нами учебниках данным темам уделено весьма незначительное время, планируется небольшое количество упражнений; не все теоретические положения сопровождаются примерами, отсутствует системность и последовательность в представлении материала.
Безусловно, мы согласны с тем, что учащиеся средней школы должны иметь общее представление об особенностях всех стилей, правильно определять и отличать их друг от друга, а также составлять тексты различной стилевой принадлежности. Однако именно практическая подготовка школьников к жизни имеет прямую связь с обучением порядку составления официальных документов. Из этого следует, что усвоение знаний из области официального делопроизводства, общих принципов их оформления, а также формирование умений и навыков составления документов является важнейшей задачей современной школы.
Как уже было сказано, изучение текстов делового характера различной жанровой принадлежности в программе русского языка почти не представлено, в связи с чем освоение данного стиля речи носит поверхностный характер. В результате школьники получают недостаточный объем знаний о данной функциональной разновидности литературного языка, что в дальнейшем может вызвать значительные трудности в понимании текстов законодательных и нормативных актов, деловой документации, сопровождающей человека в повседневной жизни.
Таким образом, анализ учебных и календарно-тематических планов, учебников показал, что они нуждаются в совершенствовании и систематизации в представлении материала, связанного с освоением различных стилей речи и, в частности, официально-делового стиля.
Список литературы
1. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику. - М.: Флинта; Наука, 2010. -152 с.
2. Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution. – Дата доступа: 29.04.2020 г.
3. Федоровская О. А. О жанровой классификации научно-технических документов и их лингвистических особенностях (на материале русского языка) / Разновидности и жанры научной прозы. Лингвостилистические особенности / под ред. М. Я. Цвиллинг. - М., 1989. - С. 37-48.