Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Методические рекомендации

По выполнению практических работ

Часть 1

МДК.01.01 Электрические машины и аппараты

 

Для специальности 140448

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

2015


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Электрические машины постоянного тока.

    После изучения данного раздела студент должен:

- знать основные конструктивные элементы машин постоянного тока: статор, обмотка статора, якорь, обмотка якоря; термины: щеточно-коллекторный узел, геометрическая и физическая нейтрали, реакция якоря, коммутация. Классификацию машин постоянного тока по способу возбуждения, внешние характеристики генераторов постоянного тока; механические характеристики двигателей постоянного тока; способы куска двигателей постоянного тока; способы регулирования системы вращения двигателей постоянного тока;

- понимать назначения основных конструктивных элементов машин постоянного тока; принцип действия генератора и двигателя постоянного тока; уравнения электрического состояния генератора и двигателя постоянного тока; назначение кусковых и регулировочных сопротивлений; электрические диаграммы генератора и двигателя постоянного тока;

- уметь включать в сеть, регулировать скорость и реверсировать двигатель постоянного тока, отличать по внешнему виду машину постоянного тока от других видов электрических машин, ориентироваться в паспортных данных машины и определять номинальный момент, выбирать двигатель применительно к заданным техническим условиям.

    Изучение электрических машин постоянного тока нужно начинать с их принципа работы и устройства. Учитывая, что машина постоянного тока обратима, т.е. может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Изучение таких вопросов, как коллектор, реакция якоря, электромагнитный момент, возбуждение и ряд других, необходимо рассматривать в сопоставлении для обоих режимов. Очень важно правильно понимать связь между напряжением на зажимах машины, ее э.д.с. и падением напряжения в обмотке якоря для генераторного и двигательного режимов.

    Изучая работу машин постоянного тока в режиме двигателя надо обратить особое внимание на пуск, регулирования частоты вращения и вращающий момент двигателя, а в режиме генератора – на самовозбуждение.

    Характеристики генераторов и двигателей дают наглядное представление об эксплуатационных свойствах электрических машин.

    Основные формулы по разделу «Машины постоянного тока» (МПТ).

1. Уравнения напряжения

для генератора:                                                         

для двигателя:                                                         

где Е – электродвижущая сила обмотки якоря, В;

IЯ – ток якоря, А;

∑ RЯ – сумма сопротивлений всех участков якоря, Ом;

2. Электродвижущая сила обмотки якоря:

                                                                         

где Р – число пар полюсов,

N – число пазовых проводников,

а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря,

ф – магнитный поток, Вб,

n – частота вращения якоря, об/мин,

Се – постоянная величина эдс:

3. Электромагнитный момент

                                                                      

где СМ - постоянная величина момента:

ф – магнитный поток, Вб,

IЯ – ток якоря, А,

4. Электромагнитная мощность:

                                                                                            

5. Электромагнитный момент через электромагнитную мощность:

                                                                 

где ω – угловая частота вращения, рад/с,

РЭМ – электромагнитная мощность, Вт,

n – частота вращения якоря, об/мин.

Пример 1: Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением развивает на выводах номинальное напряжение UНОМ = 220 В и нагружен на сопротивление RH – 2,2 Ом. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,1 Ом, обмотки возбуждения RВ = 110 Ом. КПД генератора ηг  = 0,88.

Определить: 1) токи в нагрузке IH, обмотках якоря IЯ возбуждения IВ; 2) ЭДС генератора Е; 3) полезную мощность Р2 и потребляемую Р1: суммарные потери в генераторе ∑Р, 5) электромагнитную мощность РЭМ, 6) электрические потери в обмотках якоря РЯ и возбуждения Рв.

Решение: 1) токи в нагрузке, обмотках возбуждения и якоря:

; ;

2) ЭДС генератора:  

3) Полезная и потребляемая мощности:

;

 

4) Суммарные потери в генераторе:

5) Электромагнитная мощность:

6) Электрические потери в обмотках якоря и возбуждения:

;

Пример 2: электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением работает от сети с Uном = 440 В. Частота вращения n = 1000 об/мин. Полезный момент М = 200 Н∙м. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,5 Ом, обмотки возбуждения RВ = 0,4 Ом. КПД двигателя ηдв = 0,86.

Определить: 1) полезную мощность двигателя, 2) мощность потребляемую из сети, 3) ток двигателя, 4) сопротивление пускового реостата, при котором пусковой ток превышает номинальный в 2 раза.

Решение: 1. Полезная мощность двигателя:

2. Потребляемая мощность:

3. Потребляемый ток (он же ток возбуждения):

4. Сопротивления пускового реостата:

.

 

 


 

Трансформаторы

 

    Рассматривая физические процессы, возникающие в трансформаторе, необходимо обратить особое внимание на то положение, что при изменении нагрузки трансформатора в широком диапазоне (от холостого хода до номинального режима) магнитный поток считается практически постоянным и равным магнитному потоку в режиме холостого хода. Это в свою очередь определяет постоянство потерь и стали, которые легко определяются из режима холостого хода. При рассмотрении режима "нормального" короткого замыкания получается, что магнитный поток в сердечнике трансформатора настолько мал, что можно им пренебречь, а следовательно при этом режиме потери в стали трансформатора практически равны нулю, а потери в меди (в обмотках) равны потерям при номинальной нагрузке трансформатора. Величины токов, напряжений и мощностей, полученные из опытов холостого хода и короткого замыкания, позволяют определить основные параметры трансформатора.

    После изучения данного раздела студенты должны:

1. Знать основные элементы конструкции трансформатора, выражения для коэффициента трансформации, уравнения электрического и магнитного состояния трансформатора.

2.  Понимать назначения опытов холостого хода и короткого замыкания, сущность "приведения" параметров вторичной обмотки трансформатора к первичной, различие опыта короткого замыкания и режима короткого замыкания трансформатора, причины изменения напряжения на вторичной обмотке трансформатора, принципы построения векторных диаграмм для различных нагрузок.

3. Уметь анализировать различные режимы работы трансформатора, читать паспорт трансформатора, включать приемники и электроизмерительные приборы для определения напряжений, токов и мощностей, предвидеть последствия коммутационных изменений в цепи нагрузки на электрическое состояние трансформатора.

Теория трансформатора полностью распространяется на автотрансформаторы и измерительные трансформаторы. Поэтому при их изучении следует обратить внимание на область их применения и особенности работы.

 

 

Основные формулы по разделу "Трансформаторы"

1. Электродвижущая сила:

                                                                                                   

где d – частота сети, Гц;

W– число витков (для первичной обмотки W1, для вторичной обмотки W2);

Фм – максимальное значение магнитного потока, Вб.

2. Коэффициент трансформации:

                                                                              

где Е - э.д.с. первичной и вторичной обмоток, В; - Е1 и Е2

W1 и W2  - число витков обмоток.

3. Уравнения, описывающие процесс работы трансформатора:

                                                                          

где U1 – напряжение первичной обмотки трансформатора, В;

Е1 – э.д.с. первичной обмотки, В;

I1 – ток в первичной обмотке, А;

Z1 – поток сопротивления первичной обмотки (активное и индуктивное), Ом;

U2 – напряжение на выводах вторичной обмотки, В;

Е2 – э.д.с. вторичной обмотки, В;

I2 – приведенный ток вторичной обмотки, А;

Z2 – полное сопротивление вторичной обмотки (активное и индуктивное), Ом;

ZH – сопротивление нагрузки, Ом;

I0 – ток холостого хода, А.

4. Коэффициент нагрузки

                                                                                  

где I2 ном – номинальный ток нагрузки, А;

I2 – фактический ток нагрузки, А;

5. Изменение вторичного напряжения трансформатора.

                                                       

где U2 ном и U2 номинальное (при холостом ходе) и действительное (при нагрузке) вторичное напряжение, В, - U2 ном и U2

                                    

где В – коэффициент нагрузки

Ua % и UP % - активные и реактивные падения напряжения, В,

φ2 – угол сдвига фаз между током нагрузки и напряжением вторичной обмотки, град.

6. КПД при номинальной нагрузке:

                                

КПД при действительной нагрузке:

                           

где Sном – номинальная мощность трансформатора, В∙А

Cos φ2 – коэффициент мощности нагрузки

Р0 ном – потери холостого хода (потери в стали), Вт

Рк ном – потери короткого замыкания (электрические потери, потери в обмотках), Вт

β – коэффициент нагрузки.

Пример: 3

Для трехфазного трансформатора мощностью Sном = 100 кв а, соединение обмоток которого У/Уо– 0, известно, номинальное напряжение на зажимах первичной обмотки U1 ном = 6000 В, напряжение холостого хода на зажимах вторичной обмотки U2 xx = 400 В, напряжение короткого замыкания Uкз = 5,5 % мощность короткого замыкания Ркз = 2400 Вт, мощность холостого хода Рхх = 600 Вт, ток холостого хода:

Определить: 1) сопротивление обмоток трансформатора z1, x1, z2, x2; 2) эквивалентное сопротивление z0 (сопротивление намагничивающей цепи) и его составляющие z0 и x0, которыми заменяется магнитная цепь трансформатора, угол магнитных потерь. Построить характеристики трансформатора: 1) зависимость U2 = d (β) напряжения U2 от нагрузки (внешняя характеристика), 2) зависимость n = d (β) коэффициента полезного действия от нагрузки (коэффициента мощности нагрузки принять Cos φ2 = 0,75

Решение:

1. Номинальный ток первичной обмотки:

2. Ток холостого хода и Cos φ0:

;

; φ0 = 85°

 

3. Угол магнитных потерь:

4. Сопротивления фазных обмоток.

Сопротивление короткого замыкания:

;

;

.

5. Сопротивление первичной обмотки:

;

.

6. Сопротивление вторичной обмотки:

;

;

где

7. Сопротивление намагничивающей цепи:

;

;

.

8. Для построения внешней характеристики U2 = d (β) определяем потери напряжения во вторичной обмотке трансформатора:

,

где Ua % - соответственно активное и реактивное падения напряжений.

; ;

;

9. Напряжение на зажимах вторичной обмотки:

,

где U2 0 – напряжения в режиме холостого хода (номинальное напряжение вторичной обмотки).

Задаваясь различными значениями β определяем ∆ U2 %, затем U2

10. Для построения зависимости η = d (β), определяем КПД при разных коэффициентах нагрузки:

Результаты расчета сведены в таблицу.

Таблица

β ∆ U2  U2 η β ∆ U2 U2 η
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,507 1,014 1,521 2,028 2,535 397,97 395,94 393,92 391,89 389,86 0,924 0,956 0,965 0,967 0,969 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 3,042 3,549 4,056 4,563 5,070 387,83 385,80 383,78 381,75 379,72 0,967 0,966 0,964 0,963 0,962

 

11. Определяем при какой нагрузке трансформатор имеет максимальный КПД:

;

12.  Характеристики:

,

 


Асинхронные машины

    После изучения настоящего раздела студент должен:

- знать содержание терминов: скольжение, синхронная скорость, круговое вращающееся магнитное поле, короткозамкнутый ротор, контактные кольца, глубокопазный ротор, двойная "беличья клетка", способы изменения направления вращения магнитного поля; устройство и области применения двух типов трехфазных асинхронных двигателей; вид механических характеристик; способы регулирования частоты вращения двигателя;

- понимать принцип возбуждения многополюсного вращающегося магнитного поля; принцип действия трехфазной асинхронной машины в режиме двигателя, генератора и электромагнитного тормоза, факторы, влияющие на частоту вращения ротора трехфазного асинхронного двигателя, возможность замены трехфазного асинхронного двигателя с вращающим ротором, эквивалентным асинхронным двигателем с неподвижным ротором аналогично физических явлений в трехфазном асинхронном двигателе с неподвижным ротором и в трансформаторе с резистивной нагрузкой; энергетические преобразования в трехфазном асинхронном двигателе;

- уметь осуществлять пуск асинхронного двигателя с различным соединением обмотки статора; измерять скольжение с помощью стробоскопического устройства, частоту вращения, оценивать величины номинального, пускового, максимального моментов, пускового тока и номинального скольжения по данным каталога.

Приступая к изучению этой темы, необходимо понять принцип получения вращающегося магнитного поля.

    Изучение асинхронного двигателя надо начинать с его устройства и принципа работы. Необходимо обратить особое внимание на электромагнитные процессы, возникающие в двигателе, как при его пуске, так и в процессе работы. Векторная диаграмма и схема замещения асинхронного двигателя облегчают изучение его работы и используются при выводе основных уравнений. Эксплуатационные параметры асинхронного двигателя наглядно демонстрируются при помощи механических и рабочих характеристик.

    Основные формулы по разделу "Асинхронные машины".

1. Скольжение:

или                                               

где n1 – скорость вращения магнитного поля статора;

n2 – скорость вращения ротора;

где f1 – частота тока сети, Гц

Р – число пар полюсов, на которое сконструирована обмотка статора;

при частоте тока сети 50 Гц:     

Таблица

Р 1 2 3 4 5 6
n об/мин   3000   1500     1000   750   600   500

 

Синхронную частоту вращения n1 можно определить и без вычисления, а зная только частоту вращения ротора n2, которая по величине близка к ней. Если, например n2 = 1440 об/мин, то ближайшая из указанного ряда синхронных частот вращения может быть только значение номинальной частоты вращения ротора n2 ном.

2. Электродвижущая сила:

обмотки статора

,В                                                     

обмотки ротора

, В                                                      

где f1 – частота тока в сети, Гц;

f2 – частота тока в роторе, Гц;

      W1, W2 – число витков обмотки статора и ротора;

       Kобм 1, Kобм 2 – обмоточные коэффициенты обмотки статора и ротора.

       Обмоточные коэффициенты учитывают уменьшение э.д.с. при распределенной обмотки по пазам и укорочения шага обмотки.

3. Частота тока обмотки ротора:

                                                                                    

4. э.д.с. в обмотке вращающего ротора:

                                                                                 

где E2 – э.д.с. неподвижного ротора;

 S – скольжение

5. Индуктивное сопротивление вращающегося ротора:

                                                                                      

где х2 – индуктивное сопротивление неподвижного ротора.

6. Ток в роторе при скольжении S:

                                                                          

где Е2 S – э.д.с. вращающего ротора;

      z2 – активное сопротивление ротора;

х2 S – индуктивное сопротивление вращающего ротора.

7. Уравнения, описывающие процесс работы асинхронного двигателя:

а)

где U1 – напряжение, подводимое к обмотке статора;

  I1 – ток в обмотке статора, А;

  Z1 – полное сопротивление обмотки статора, Ом;

где R1 и x1 – соответственно активное и индуктивное сопротивление обмотки статора, Ом

б)

где E2 – э.д.с. обмотки ротора при скольжении

  S = 1, т.е. при необходимости ротора, В;

  I – ток в обмотке ротора, А;

  Z2 S – полное сопротивление обмотки ротора при скольжении S

где z2, х2 – соответственно активное и индуктивное сопротивление обмотки ротора при неподвижном роторе, Ом

в)

где I1 – ток в обмотке статора, А;

I0 – ток холостого хода двигателя, А;

I2' – ток ротора, приведенный к параметрам обмотки статора

;                                                                  

где m1, m2 – число фаз обмотки статора и ротора

  W1, W2 – число витков обмоток статора и ротора

   Кобм 1, Кобм 2 – обмоточные коэффициенты обмотки статора и ротора

8. Электромагнитный момент асинхронного двигателя:

                                          

где m1 – число фаз

  U1 – напряжение обмотки статора

   z2' – активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к параметрам обмотки статора

   Р – число пар полюсов двигателя

   f1 – частота тока обмотки статора

   S – скольжение

   z1,z2 – активные сопротивления обмоток статора и ротора (для ротора приведенное), Ом

   х1, х2' – индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора (для ротора – приведенное), Ом

 

Пример 4.

Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа 4А250S4УЗ имеет данные: Номинальная мощность Рном =75кВт; номинальное напряжение Uном = 380 В; частота вращения ротора nном = 1480 об/мин; КПД ηном = 0,93; коэффициент мощности Cos φном = 0,87; кратность пускового тока Iпуск / Iном = 7,5; кратность пускового момента Мпуск / Мном = 1,2; способность к перегрузке (λ) Мmax / Mном = 2,2; частота тока в сети ƒ1 = 50 гц.

Определить: 1) потребляемую мощность; 2) номинальный, пусковой и максимальный моменты; 3) номинальный и пусковой токи; 4) номинальное скольжение; 5) суммарные потери в двигателе; 6) частоту тока в роторе.

Решение:

1. Мощность, потребляемая из сети:

 кВт

2. Номинальный момент, развиваемый двигателем:

3. Пусковой и максимальный моменты:

;

4. Номинальный и пусковые токи:

;

5. Номинальное скольжение:

6. Суммарные потери в двигателе:

кВт

7. Частота тока в роторе:

 Гц

 

Пример 5.

Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором питается от сети с линейным напряжением 380 В при частоте ƒ = 50 Гц. Номинальные данные двигателя: Uном=380/220 В, Рном=30 кВт, nном =720 об/мин, ηном=0,87, сos φk = 0,36. Кратность пускового тока КI = 6,5.

Определить схему соединения фаз обмотки статора, номинальный момент, номинальный ток, потребляемый двигателем из сети сопротивления короткого замыкания (на фазу), активное и индуктивное сопротивление фаз статора и ротора, критическое скольжение.

Определить величину добавочного сопротивления в цепи ротора R'доб, которое должно быть включено в фазу ротора для того, чтобы начальный пусковой момент был равен критическому.

Решение:

1. Обмотки статора соединены в звезду, при этом номинальное напряжение двигателя Uном = 380 В соответствует напряжению сети UR=380 В

2. Номинальный момент на валу ротора:

 

3. Номинальный ток, потребляемый двигателем из сети:

4. Пусковой ток двигателя:

5. Параметры схемы замещения определяются в пусковом режиме, т.е. при S = 1. В этом случае   и схема принимает вид:

                      R 1        x 1                                

6. Сопротивления короткого замыкания:

;

;

7. Для серийных двигателей характерно:

; ;

Поэтому:

;

Критическое скольжение:

;

9. Сопротивление R'доб находится из условия, что пусковой момент равен

критическому.

 

В этом случае:

, отсюда:


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание№1

     Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением отдает полезную мощность Р2 при напряжении Uном. Ток в нагрузке Iн, ток в цепи якоря Iя, в обмотке возбуждения Iв. Сопротивление цепи: якоря Rя обмотки возбуждения Rв; ЭДС генератора Е. Генератор приводится во вращение двигателем мощностью Рд. Электромагнитная мощность, развиваемая генератором, равна Рэм. Потери в мощности в цепи якоря Ря, в обмотке возбуждения Рв. Суммарные потери мощности составляют ΣР, КПД генератора ηг. Определить величины, отмеченные прочерком в таблице 1. Начертить схему присоединения генератора к нагрузке и описать назначения всех элементов.

Таблица 1

№ вар. Р1, кВт Р2, кВт Рэм, кВт Ря, кВт Рв, кВт ΣР1, кВт Iн, А Iя, А Iв, А Uном, В Е, В Rя, Ом Rв, Ом ηг  
1 23,4 - 22 - - - - - - 430 440 - 215 -
2 - 20,6 - - - 2,8 48 - - - 440 0,2 - -
3 - 20,6 - 0,5 - - 48 - 2 - - - - 0,88
4 - - - - - - 48 - - 430 440 0,2 - 0,88
5 - - - - - - 48 50 - - - 0,2 215 0,88
6 23,4 20,6 - - - - - - 2 430 440 - - -
7 - - - 0,5 0,86 - - - - - - 0,2 215 0,88
8 - - - - - 2,8 - 50 2 430 - 0,2 - -
9 23,4 - - - - - 48 - 2 - 440 - - 0,88
10 - - 22 0,5 0,86 - - - - - 440 - - 0,88
11 - - 23,5 - - 3,8 98 100 - - - 0,15 - -
12 25,4 - - 1,5 - 3,8 - - 2 220 - - - -
13 - - - 1,5 0,44 - - 100 - 220 - - - 0,85
14 25,4 - 23,5 - - 3,8 - - - - 235 - 110 -
15 25,4 21,6 - - - - 98 100 - - - 0,15 - -
16 - 21,6 23,5 - - - 98 100 - - - - - 0,85
17 - 21,6 - - 0,44 - - - - 220 - 0,15 - 0,85
18 - - - - 0,44 - - 100 - - 235 0,15 - 0,85
19 25,4 - - - - - - 100 - 220 235 - 110 -
20 - - - - - - 98 - - 220 - 0,15 110 0,85
21 25,4 21,5 - - - - 98 100 - - - 0,15 - -
22 - - 23,5 - - 3,8 98 100 - - - 0,15 - -
23 23,4 - - - - - 48 - 2 - 440 - - 0,88
24 - - 22 0,5 0,86 - - - - - 440 - - 0,88
25 - - - - - 2,8 - 50 2 430 - 0,2 - -

Задание №2

     Двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением развивает полезную мощность Р2, потребляя из сети мощность Р1, при напряжении Uном. Полезный момент на валу двигателя равен М при частоте вращения n2. В цепи якоря протекает ток I и наводится против ЭДС Е. В обмотках якоря и возбуждения суммарные потери мощности равны Σ Р. Суммарное сопротивление обмоток якоря и возбуждения равно Rя + Rв. Пусковой ток двигателя равен Iп. Определить величины, отмеченные прочерком в таблице 2. Начертить схему присоединения двигателя к сети и описать назначение всех ее элементов.

Таблица 2

№ п/п Р1, кВт Р2, кВт Σ Р, кВт I, А Iп, А Uном, В Е, В Rя+Rв, Ом М, Н∙М n2, об/мин ∙ηД  
1 - 44 - - - 250 - 0,054 - 1420 0,86
2 22,3 - - - - 250 234,5 - - 1250 0,81
3 - 35 - - - 220 - 0,015 - 1500 0,75
4 - - - 33 - 220 - 0,74 - 1200 0,757
5 - 21 - - - 250 - 0,13 310 - 0,84
6 - 18 - 89,2 - 250 - 0,174 137 - -
7 - 24 - 122 - 220 - 0,13 - 910 -
8 - - - - - 440 - 0,054 880 510 0,78
9 51,2 44 2,27 205 - - - - 296 - -
10 6,7 5 - - - 440 417 - - 1030 -
11 - 10 - 100 - - - 0,08 - 1200 0,91
12 10 - - 45,5 - - 208 - 48 1600 -
13 - 15 1,28 - - 220 - 0,2 140 - -
14 4,5 - - - 400 - - 0,55 20 1800 -
15 - 7,8 - - 1000 - 210 0,22 - 900 -
16 2,2 - - 20 - - - 0,22 17 1000 -
17 - - - - - 250 - 0,61 234 474 0,843
18 31,2 - - 142 - - - 0,25 - 1400 0,88
19 - - 0,3 39 - 110 - - 35 - 0,85
20 - 17 - - 2000 110 100 - - 800 -
21 - 1,78 - - 440 110 - - - 1000 0,81
22 13,75 - - 55 - - 216,4 - 474 - 0,843
23 4,3 3,66 - 39 - - 102,3 - - 1000 -
24 11 - 0,8 - - 110 - - 79,5 - 0,91
25 10 8,03 - - - 220 - 0,264 - 1600 -

 

Задание №3

     Для трехфазного трансформатора параметры которого приведены в таблице 3, определить коэффициент холостого хода сos φ0, коэффициент мощности сos φ, при нагрузке β = 0,7, сos φ2 = 1 и β = 0,7, сos φ2 = 0,75; сопротивление первичной и вторичной обмотках ч1, х1; ч2 и х2 расчетные сопротивления z0, ч0 и х0 угол магнитных потерь б.Построить внешнюю характеристику U2 = d (B) и зависимость к.п.д. от нагрузки η = d (B) для cos φ2 = 0,75. Начертить Т-образную схему замещения трансформатора.

      

Таблица 3

№ вар. Группа соединений Sном, кВА U1 ном, В U2 хх, В Uк.з., % Рк.з. Вт Рхх, Вт Iхх, %
1 Y/Y0 - 0 10 6300 400 5,0 335 105 10,0
2 Y/∆- 11 20 6300 230 5,0 600 180 9,0
3 Y/Y0 - 0 30 10000 400 5,0 850 300 9,0
4 Y/Y0 - 0 50 10000 400 5,0 1325 440 8,0
5 Y/Y0 - 0 75 10000 230 5,0 1875 590 7,5
6 Y/Y - 0 100 10000 525 5,0 2400 730 7,5
7 Y/∆- 11 180 10000 525 5,0 4100 1200 7,0
8 Y/Y0 - 0 240 10000 525 5,0 5100 1600 7,0
9 Y/∆- 11 320 35000 10500 6,5 6200 2300 7,5
10 Y/Y0 - 0 420 10000 525 5,5 7000 2100 6,5
11 Y/Y0 - 0 25 6000 230 4,5 600 125 3,0
12 Y/Y0 - 0 25 10000 230 4,7 690 125 3,0
13 Y/∆- 11 25 6000 400 4,5 600 125 3,0
14 Y/∆- 11 25 10000 400 4,7 690 125 3,0
15 Y/Y0 - 0 40 10000 230 4,5 880 180 3,0
16 Y/Y0 - 0 40 6000 230 4,5 880 180 3,0
17 Y/Y0 - 0 40 6000 400 4,7 1000 180 3,0
18 Y/∆- 11 40 10000 400 4,0 690 125 3,2
19 Y/∆- 11 63 6000 230 4,5 1280 260 2,8
20 Y/∆- 11 63 6000 400 4,5 1280 260 2,8
21 Y/∆- 11 63 10000 230 4,7 1470 260 2,8
22 Y/Y0 - 0 63 10000 400 4,7 1470 260 2,8
23 Y/Y0 - 0 63 20000 230 4,7 1470 260 2,8
24 Y/Y0 - 0 250 6000 400 4,5 6700 780 2,3
25 Y/Y0 - 0 400 3000 400 4,5 5500 1080 3,2

 

 

 

Задание №4

    Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, номинальная мощность которого Рном, включен в сеть под номинальное напряжение Uном с частотой φ = 50 Гц.

    Определить: номинальный и пусковые токи, номинальный, пусковой и максимальный моменты, полные потери в двигателе при номинальной нагрузке. Как изменится пусковой момент двигателя при снижении напряжения на его зажимах на 15 % и возможен ли пуск двигателя при этих условиях с номинальной нагрузкой?

Данные для расчета приведены в таблице.

Таблица 4

№ вар. Uном, В Рном, кВт Sном, % ηном,   Cosφном Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 380 380 380 380 380 380 380 380 0,8 1,1 1,5 2,2 3,0 4,0 5,5 7,5 10 13 17 22 30 40 55 75 100 10 13 17 22 30 40 55 75 3,0 3,0 4,0 4,5 3,5 2,0 3,0 3,5 4,0 3,5 3,5 3,5 3,0 3,0 3,0 3,0 2,5 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 0,78 0,795 0,805 0,83 0,845 0,855 0,86 0,87 0,88 0,88 0,88 0,88 0,89 0,89 0,9 0,9 0,915 0,885 0,885 0,89 0,9 0,91 0,925 0,925 0,925 0,86 0,87 0,88 0,89 0,89 0,89 0,89 0,89 0,89 0,89 0,9 0,9 0,9 0,91 0,92 0,92 0,92 0,87 0,89 0,89 0,9 0,91 0,92 0,92 0,92 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 1,9 1,9 1,8 1,8 1,7 1,7 1,7 1,6 1,5 1,5 1,2 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,4 1,3 1,3 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0

 

Задание №5

    Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором, обмотки статора и ротора которого соединены звездой, включен в сеть с номинальным напряжением Uном с частотой 50 Гц.

    Определить: 1) номинальный и пусковой токи двигателя; 2) номинальный и максимальный моменты; 3) сопротивление короткого замыкания (на фазу); 4) активное и индуктивное сопротивление фаз статора и ротора (для ротора приведенные значения); 5) критическое скольжение; 6) добавочное сопротивление в цепь ротора, при котором начальный пусковой момент электродвигателя был равен критическому.

Данные для расчета приведены в таблице.

Таблица 5

№ вар. Uном В Рном кВт nном об/мин ηном % Cosφном Cosφ,к
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 220 380 380 380 380 380 380 380 380 380 380 380 380 380 7,5 10 5,5 2,2 3,5 5,0 7,5 11,0 7,5 11 16 22 40 55 75 100 30 40 55 75 22 30 40 55 10 960 960 710 875 910 940 945 953 720 720 710 710 1440 1440 1450 1450 960 960 960 960 720 720 720 90,0 85,0 84 85 82 64 70,5 74,5 78,5 82,5 77,5 81,0 82,5 84,5 90,0 90,5 90,5 90,5 89,0 89,0 89,0 90,5 87,5 87,5 87,5 90,0 85,0 0,82 0,83 0,72 0,72 0,73 0,68 0,69 0,71 0,69 0,70 0,74 0,67 0,84 0,84 0,85 0,85 0,84 0,85 0,86 0,86 0,79 0,79 0,81 0,81 0,82 0,22 0,23 0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31 0,32 0,33 0,34 0,34 0,34 0,33 0,32 0,31 0,30 0,29 0,28 0,27 0,26 0,25 0,24 1,8 1,8 1,7 2,3 2,5 2,9 2,8 3,1 2,6 2,9 3,0 3,0 2,5 2,6 2,7 3,0 2,8 2,7 2,6 2,7 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 5,5 5,5 5,5 5,0 5,0 5,0 5,5 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,5 6,5 6,5 6,5 6,5 6,5 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0

 

 


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Кацман М.М. Электрические машины. М., Высшая школа, 1983. 463 с.

2. Токарев Б.Ф. Электрические машины. М., Энергоатомиздат, 1989. 670 с.

3. Пиотровский Л.М. Электрические машины. Л., Энергия, 1975. 486 с.

4. Николаев С.А. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам. М., Энергия, 1970. 181 с.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: