Действия в отношении нейтральных гражданских судов в зоне вооруженного конфликта

126. Нейтральные гражданские суда не могут быть подвергнуты нападению, за исключением случаев, когда:

  • существуют основания предполагать, что они перевозят контрабанду или нарушают блокаду, и если после того, как им сделано предупреждение, они намеренно и явно отказываются остановиться или намеренно и явно сопротивляются досмотру, обыску или захвату;
  • участвуют в боевых действиях на стороне противника;
  • действуют в качестве вспомогательных судов вооруженных сил противника;
  • включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие;
  • следуют под конвоем военных кораблей или военных воздушных судов противника;
  • вносят иной эффективный вклад в боевые действия (например, перевозят военное имущество), и нападающие силы не имеют возможности поместить пассажиров и экипаж в безопасное место.

Обстоятельство, что нейтральное гражданское судно вооружено, не может служить основанием для нападения на него.

127. При подозрении, что нейтральное гражданское судно принадлежит противнику, может быть применено право досмотра и обыска, включая право изменить курс указанного судна для проведения обыска.

Если после досмотра и обыска остаются достаточные основания для подозрений, что торговое судно под нейтральным флагом или гражданское воздушное судно с опознавательными знаками нейтрального государства является военным объектом, указанное судно может быть захвачено в качестве приза до решения суда.

128. В качестве меры, заменяющей досмотр и обыск, курс нейтрального гражданского судна с его согласия может быть изменен с тем, чтобы оно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

Если досмотр и обыск на море невозможны или небезопасны, военный корабль или военное воздушное судно стороны, находящейся в конфликте, может изменить курс нейтрального гражданского судна с тем, чтобы оно проследовало в соответствующий район или порт с целью осуществления права на досмотр и обыск.

129. Нейтральное гражданское судно освобождается от применения к нему права на досмотр и обыск, если:

  • следует в нейтральный порт;
  • конвоируется нейтральным военным кораблем того же флага или нейтральным военным кораблем государства, с которым государство, под флагом которого следует гражданское судно, заключило соглашение о таком конвоировании;
  • государство, под флагом которого следует нейтральный военный корабль, гарантирует, что нейтральное торговое судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом;
  • командир нейтрального военного корабля представит по запросу командира перехватывающего военного корабля или воздушного судна воюющего государства всю информацию, касающуюся характера гражданского судна и его груза, которую в противном случае можно было бы получить путем досмотра и обыска.

130. Нейтральные гражданские суда подлежат захвату за пределами нейтральных вод, если они заняты любым из видов деятельности, перечисленных в статье 126, или если в результате досмотра и обыска или иным образом определено, что они:

  • перевозят контрабанду;
  • совершают плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, входящих в состав вооруженных сил противника;
  • действуют под непосредственным контролем и управлением противника, подчиняются его приказам или непосредственно зафрахтованы или используются им;
  • предъявляют ненадлежащие или фальшивые документы, не имеют необходимых документов, уничтожают, портят или скрывают документы;
  • нарушают правила, установленные воюющей стороной непосредственно в зоне военно-морских операций;
  • нарушают или пытаются нарушить блокаду.

Захват нейтрального гражданского судна осуществляется путем взятия такого судна в качестве приза до судебного решения.


 

V. УЧЕТ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО
ПРАВА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ



Боевое обеспечение

Разведка

131. В целях обеспечения соблюдения норм международного гуманитарного права разведка выполняет следующие задачи:

  • добывание сведений о военных объектах (целях) противника, находящихся вблизи гражданских объектов, или об использовании гражданских объектов в военных целях; о наличии укрытий для гражданского населения на возможных направлениях действий войск; о наличии, расположении и состоянии объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, и степени их использования противником;
  • доразведка объектов (целей) противника с целью получения данных для определения возможных потерь гражданского населения и ущерба объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права;
  • выявление нарушений норм международного гуманитарного права в ходе ведения боевых действий своими войсками и войсками противника.

132. В обязанности командира и штаба входит согласование усилий сил и средств разведки начальников родов войск и служб по выявлению особо опасных объектов, густонаселенных районов и других объектов, поражение которых может привести к значительным жертвам среди гражданского населения.

133. При проведении допросов военнопленных с целью добывания разведывательных сведений следует руководствоваться нормами, изложенными в статье 51 настоящего Наставления.

134. Командир и штаб должны предусмотреть использование всех сил и средств для решения следующих задач:

оповещения (если позволяют условия обстановки) о нападении лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права;

извещения войск противника о местонахождении на своей территории объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права, а также о нарушении им норм международного гуманитарного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: