В ходе боевой подготовки

170. Соблюдение норм международного гуманитарного права возможно только при твердом знании военнослужащими его норм и умении их применять при подготовке и в ходе боевых действий.

171. Нормы международного гуманитарного права изучаются как в мирное, так и в военное время в ходе обучения и воспитания военнослужащих. Положения об изучении норм международного гуманитарного права излагаются в программах боевой (командирской) подготовки.

Организацию изучения норм международного гуманитарного права и непосредственное руководство этой работой в соединении (части, подразделении) осуществляют командиры (начальники) и их заместители по воспитательной работе при непосредственном участии помощников командиров по правовой работе.

172. Целью изучения норм международного гуманитарного права является подготовка военнослужащих к выполнению своих функциональных обязанностей в сложной обстановке с учетом норм международного гуманитарного права.

В результате подготовки военнослужащие должны:

солдаты (матросы) –

  • знать Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий и международные отличительные эмблемы, знаки и сигналы;
  • уметь выполнять приемы действий в бою, соблюдая при этом Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий;

сержанты (старшины) –

  • знать основные нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей;
  • уметь учитывать нормы международного гуманитарного права при управлении подчиненными и обучать их практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке;

офицеры и прапорщики (мичманы) –

  • знать нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей;
  • уметь руководствоваться нормами международного гуманитарного права при управлении подчиненными, обеспечивать контроль над соблюдением ими указанных норм, а также обучать их практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке.

173. Основными формами практической подготовки органов управления (штабов), частей и подразделений к выполнению поставленных задач с учетом норм международного гуманитарного права являются тактические (тактико-специальные, командно-штабные) учения, занятия, тренировки. В ходе их проведения обучение действиям по соблюдению норм международного гуманитарного права проводится совместно с выполнением других приемов и способов подготовки и ведения боевых действий.

174. При подготовке тактических (тактико-специальных) учений дополнительно ставятся цели:

  • повысить навыки командиров частей (подразделений) и органов управления (штабов) в выполнении норм международного гуманитарного права при организации боевых действий и в процессе управления частями и подразделениями в бою;
  • выработать у личного состава, наряду с высокими боевыми и морально-психологическими качествами, навыки в выполнении норм международного гуманитарного права;
  • проверить умение командиров, штабов и частей (подразделений) учитывать нормы международного гуманитарного права при подготовке и ведении боевых действий.

При подготовке командно-штабных учений дополнительно ставятся цели:

  • выработать умение командиров и штабов учитывать нормы международного гуманитарного права при подготовке и ведении боевых действии, обеспечивать контроль над их соблюдением подчиненными войсками (силами);
  • проверить умение командиров и штабов учитывать нормы международного гуманитарного права при подготовке и ведении боевых действий.

175. На учениях должна создаваться сложная, динамичная обстановка, включающая ситуации, требующие принятия решений по применению норм международного гуманитарного права.

Сложность обстановки на учениях достигается путем создания условий, когда в полосе (районе, на участке) действий частей (подразделений) находятся лица и объекты (зоны), находящиеся под защитой международного гуманитарного права.

Динамичность обстановки на учениях достигается изменением характера объектов (целей).

При проведении штабных тренировок, групповых упражнений и тактических летучек вопросы применения норм международного гуманитарного права отрабатываются так же, как и на учениях.

176. Обучение командиров подразделении и отдельных военнослужащих практическим приемам выполнения норм международного гуманитарного права проводится на тактико-строевых, тактических (тактико-специальных) и специальных занятиях, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий одиночного солдата (матроса) и подразделений, в том числе и по выполнению норм международного гуманитарного права.

Наиболее характерными учебными вопросами на таких занятиях и учениях могут быть: опознавание лиц и объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права, обращение с ранеными и больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, военнопленными, гражданским населением, медицинским и духовным персоналом противника.

177. При разборе и оценке учений (тренировок, занятий) анализируются действия обучаемых командиров, штабов и частей (подразделений) по применению норм международного гуманитарного права.

При этом особое внимание обращается на недопустимость применения запрещенных способов средств ведения боевых действий и ответственность военнослужащих за нарушение норм международного гуманитарного права.

Действия обучаемых считаются правильными, если поставленная боевая задача выполнена без нарушений норм международного гуманитарного права.

178. Изучение норм международного гуманитарного права в системе общественно-государственной подготовки и правового обучения военнослужащих проводится в соответствии с типовыми учебными планами и программами и осуществляется в обязательной и факультативной формах.

В соединениях (частях, подразделениях, органах военного управления и учреждениях) изучение норм международного гуманитарного права в обязательной форме обучения проводится:

  • с офицерами, прапорщиками (мичманами) – в системе командирской подготовки;
  • с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – в системе общественно-государственной подготовки;
  • с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, – в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы.

Факультативное изучение норм международного гуманитарного права проводится:

  • с офицерами – на курсах переподготовки и повышения квалификации при военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской федерации, в ходе плановых правовых лекций, бесед и информировании с привлечением должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

· с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – в рамках лекториев правовых знаний при Домах офицеров и клубах, единых дней правовых знаний и других мероприятии правового характера.

179. В целях обеспечения изучения норм международного гуманитарного права устанавливаются правовые минимумы для всех категорий военнослужащих, которые наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации содержат международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права.

180. Вопросы, относящиеся к международному гуманитарному праву, выносятся на контрольные занятия по общественно-государственной подготовке.

Офицеры, прапорщики (мичманы) один раз в два года и перед назначением на высшие должности сдают зачеты по правовому минимуму.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин не реже одного раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень знаний ими норм международного гуманитарного права.

Изучение норм международного гуманитарного права
в военно-учебных заведениях

181. Нормы международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях при подготовке офицерских кадров изучаются на циклах (в группах) общих гуманитарных и социально-экономических, социально-гуманитарных, специальных и военно-профессиональных дисциплин в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам по соответствующим специальностям.

182. Требования к уровням обученности выпускников военно-учебных заведений по вопросам применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации заключаются в следующем.

При подготовке офицеров с высшим профессиональным образованием:

  • знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий объединений, соединений, воинских частей и подразделений;

при подготовке офицеров с высшим (средним) военно-специальным образованием:

  • знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий подразделений;
  • уметь обучать отдельных военнослужащих и подразделения в целом применению норм международного гуманитарного права в боевой обстановке;

при подготовке офицеров юридической службы:

  • знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права;
  • уметь исполнять обязанности юридического советника командира по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права;

при подготовке офицеров медицинской службы:

  • знать нормы международного гуманитарного права, регламентирующие медицинскую деятельность; особые права, обязанности и ответственность военно-медицинского персонала.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила применения норм международного
гуманитарного права, касающихся опознавания



А. Общие положения

1. В целях содействия опознаванию лиц и объектов, имеющих право на защиту, предоставляемую международным гуманитарным правом, а также обозначению минных полей, установлены правила, стандарты и порядок опознавания (обозначения) и оповещения.

Эти правила сами по себе не представляют права на защиту. Это право регулируется соответствующими статьями международных договоров.

К указанным лицам и объектам относятся:

  • медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства;
  • парламентеры и сопровождающие их лица;
  • персонал гражданской обороны и ее объекты;
  • персонал, предназначенный для охраны культурных ценностей, и сами культурные ценности;
  • особо опасные объекты;
  • санитарные и безопасные зоны и местности;
  • необороняемые местности и демилитаризованные зоны;
  • минные поля и районы.

2. Опознавание (обозначение) лиц и объектов, указанных в пункте 1 настоящего приложения, осуществляется путем использования:

  • личных документов: удостоверения личности и личного знака (опознавательного медальона);
  • международной отличительной эмблемы;
  • международного отличительного знака гражданской обороны;
  • международного отличительного знака культурных ценностей;
  • международного специального знака особо опасных объектов;
  • белого флага парламентера (флага перемирия, используемого для переговоров);
  • международного знака для обозначения наземных минных полей;
  • знак обозначения санитарных и безопасных зон (местностей);
  • других знаков;
  • отличительных сигналов.

Стороны, находящиеся в конфликте, могут договариваться о дополнительных и иных знаках, сигналах, средствах и способах, которые могут облегчить опознавание и в полной мере использовать технические достижения в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: