Понятие «информационно-образовательная среда»

Термин «информационно-образовательная среда», получивший в последнее время широкое распространение, относительно новое. В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 г., под этим термином понимаются условия информационного обмена, организуемого специальными программными средствами, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей пользователей, как правило, создаваемые связанными между собой определенными условиями информационного обмена образовательными учреждениями [6. C. 3; 9]. Такая среда в настоящее время активно разрабатывается и создается в России усилиями специалистов и субъектов образовательной деятельности, в частности Российским университетом дистанционного образования (РУДО), который координирует работу всех образовательных учреждений и учебных центров страны по созданию единой образовательной среды для дистанционного образования. Таким образом, под информационно-обучающей средой понимается «совокупность условий, обеспечивающих обучение» [6. C. 4]. Главными критериями такой среды являются:

1) наличие системы средств общения; 2) наличие системы средств самостоятельной работы с информацией и 3) наличие интенсивного общения между участниками учебного процесса. Под «учебной средой» или «средой обучения» исследователи понимают специально организованную среду, направленную на «приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения» [6. C. 3]. Таким образом, информационная среда – составная часть и технологическая основа среды обучения [8] и частью информационного пространства, а ее ключевым компонентом выступает компьютер, являющийся средством получения информации, ее обработки и обновления знаний [3]. Помимо этих понятий используется также понятие «педагогическая среда» обучения. О.П. Околелов понимает ее как «генерируемое индивидуумами-участниками процесса обучения системное образование, пронизанное специфическими, характерными именно для этого образования взаимодействиями» [6. C. 3]. В данном случае на первый план выдвигается коммуникация внутри среды, и акцент в деятельности преподавателя переносится на оказание педагогического воздействия на личность учащегося в процессе обучения. Педагогическая среда, согласно терминологическому словарю, – это «специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий» организации жизнедеятельности обучаемых, направленная на формирование у них отношений к миру, людям и к друг другу [2]. Современная методика преподавания иностранных языков стремится учитывать данные тенденции и моделировать образовательную среду с учетом особенностей этой среды, специфики предмета и практических задач обучения. Усвоение и обобщение знаний в настоящее время не являются целью образования, а лишь одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Е.С. Полат утверждает, что современному обществу нужен человек критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать ее и применять для решения новых задач [7]. Она также подчеркивает, что во главу угла ставится интеллектуальное и нравственное развитие человека, а успех образования существенным образом зависит от желания человека учиться и от его самостоятельной активности. Н.А. Спичко отмечает, что формирование обучающей среды находится под влиянием преподавателя, и когда организация образования включает «механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой», имеет место управление формированием образовательной среды [11. C. 48]

Цели обучения в ИОС – это развитие тех способностей личности, которые в настоящее время необходимы ей и обществу. В центре внимания языкового образования сегодня находится его огромный социализирующий потенциал. Иностранный язык является важным инструментом вторичной социализации личности учащихся. На основе тематического наполнения учебных программ и пособий, а также применения адекватных методов и приемов подачи материала моделируется социокультурное пространство учащихся, выражающееся в формировании их представлений об окружающем мире и определении своего места в нем.

Обратимся к обучению иностранным языкам в современной информационно-образовательной среде(далее в работе ИОС). Оно имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой предмета «Иностранный язык». Специфика предмета «Иностранный язык» прежде всего связана с тем, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.

Академик Л.В. Щерба указывает на то, что обучение иностранному языку есть обучение некой деятельности и специфика предмета состоит в овладении речью, общением, в формировании речемыслительной деятельности [12]. Во второй половине ХХ века в работе «Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе» впервые была выделена особая группа предметов, в задачу которых входит формирование умений, связанных с общением. К таким предметам относятся языки: родной и иностранный. Еще одной особенностью предмета «Иностранный язык» можно считать беспредметность, понимаемую как возможность общаться на любые темы, соответствующие возрасту и интересам обучающихся. Данный термин был предложен И.А. Зимней [4], в дальнейшем он был уточнён И.Л. Бим с позиций отбора тематики общения на иностранном языке. Язык – носитель информации (сведения об истории, культуре страны изучаемого языка, сведения из других областей знания и др.). Цель обучения иностранному языку – это формирование коммуникативных умений (коммуникативной компетенции), а не изучение некоторого круга идей, понятий. Исключение составляют лингвистические понятия и знания о системе языка, необходимые для функционирования языка как средства общения. Таким образом, иностранный язык выступает и как цель, и как средство обучения.

Информатизация образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который, в основном, можно считать устоявшимся. Поскольку в процессе информатизации основным продуктом потребления становится информация, знания, то технологии, направленные на обработку, передачу и преобразование информации, стали называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Под средствами ИКТ понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств транслирования информации и информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, хранению, накоплению, обработке, продуцированию, передаче и использованию информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей. Поскольку информатизация (в том числе и образования) на практике невозможна без применения названных программно-аппаратных и технических средств и устройств, то их относят и к средствам информатизации образования (или средствам новых информатизационных технологий). Но использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации. Поэтому понятия средств информатизации образования и средств ИКТ оказываются тесно связанными. Во многих случаях эти два понятия означают одно и то же. Но понятие средств информатизации образования является более широким и включает в себя средства ИКТ, дополненные названными выше компонентами[ 5]

 Сегодняшняя ситуация подчеркивает актуальность данной темы доклады, а именно в необходимости перехода на дистанционное обучение. Электронные библиотеки, электронные платформы, массовые онлайн-курсы – все это стало наиболее актуальным и необходимым для обучения.

Цели использования компьютера в процессе обучения иностранным языкам:

1.При обучении грамматике, лексике (формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования, оказание справочно-информационной поддержки)

2. Повышение качества знаний

3. Мотивация обучающихся к изучению предмета

4. Раскрытие творческого потенциала обучающихся

5. Самостоятельное создание мультимедийных презентаций обучающимися.

Возможные платформы и сервисы для онлайн- обучения:

1. Moodle – система дистанционного обучения

2. ISpring - платформа для корпоративного онлайн обучения.

3. WebTutor – система онлайн-обучения с модулями для управления и оценка персонала.

4. Teachbase – облачная платформа для обучения.

5. Zoom - платформа для проведения онлайн-занятий, видеоконференции, онлайн-встречи.

   

Методология MOODLE

 Рассмотрим на примере систему модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды - MOODLE. В ее основу положены принципы, разработанные такими учеными, как Л.С. Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. На основании этих принципов Мартин Дуджиамас (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением MOODLE) сформулировал пять принципов, положенных в основу системы, объединив их под общим названием «социальный конструктивизм» [10]. Рассмотрим данные принципы подробнее.

Принцип 1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками. Данный принцип предполагает переход преподавателя на новую ступень взаимоотношений со студентами. Он становится не столько носителем знаний, а скорее «проводником», направляющим их на самостоятельный поиск информации.

Принцип 2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям. В основу положен достаточно очевидный тезис о том, что люди учатся в действии. Если результаты деятельности становятся доступны другим участникам, то возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение.

Принцип 3. Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег. Действия, выполняемые другими студентами в похожей учебной ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, дают пищу для размышлений, анализа, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.

Принцип 4. Понимание других людей позволит учить их более индивидуально. Необходимо предоставлять как можно больше возможностей как для самореализации и самопрезентации студентов, так и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе.

Принцип 5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей. Система должна быть понятной и удобной для всех участников учебного процесса и предоставлять им разнообразные способы и средства для решения учебных задач: получение информации, обмен мнениями, получение консультации, оценивание, оперативное обновление и т.д.

С учетом этих принципов реализуются все инструменты системы MOODLE: коммуникативные, учебные и административные [1].

Осуществление обратной связи субъектов учебного процесса является одной из самых сильных сторон MOODLE. Система поддерживает обмен файлами любого формата - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Технология форумов дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить как по группам, так и со всеми участниками курса. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Система снабжена функцией оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами.

«Чат» позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента, которая может подразумевать рецензирование работ, обсуждение индивидуальных учебных проблем. Кроме того, посредством форумов или личных сообщений студенты могут получить консультацию преподавателя по интересующим их вопросам. Такой подход очень удобен для студентов, так как позволяет им значительно экономить время и ресурсы, реализовывать индивидуальный темп при обучении.

Особенно привлекателен этот подход при изучении динамичных, быстро развивающихся дисциплин, требующих регулярности занятий, когда важно дать студентам не только некую каноническую информацию об объекте изучения, но и познакомить их с последними публикациями и свежей информацией по изучаемому предмету, обменяться мнениями [9].

Использование MOODLE позволяет широко использовать тренировочное тестирование, осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ.

В использовании MOODLE для студентов появляется целый ряд преимуществ:

- доступность обучения в любое удобное время;

- отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий. Студент получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов в современном электронном виде непосредственно из программ обучающей среды;

- система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя;

- повышается творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и осваивая новейшие информационные технологии.

Помимо преимуществ для студентов, существуют и неоспоримые преимущества для преподавателей, среди них:

- свободный график, так как аудиторные занятия сведены к минимуму или полностью отсутствуют;

- возможность автоматизировать систему оценки знаний;

- использование современных мультимедийных технологий в

учебных материалах, что не всегда возможно в режиме аудиторных занятий;

- синхронное или асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем.

Синхронное общение может реализовываться при помощи видеоконференций, а асинхронное предполагает электронную переписку. Таким образом, сохраняется взаимодействие преподавателя с аудиторией.

  Практическая реализация

Для реализации всех вышеуказанных задач в рамках проекта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Национальный исследовательский Томский политехнический университет осуществляет обучение студентов на основе MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая ориентирована на коллаборативные технологии обучения. Данные технологии позволяют организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями.

На момент перехода на систему MOODLE в учебном процессе при обучении профессиональному иностранному языку (ПИЯ) использовались различные электронные и информационные ресурсы, которые выступали в качестве инструментальных средств для организации самостоятельной работы студентов. Однако создание учебных материалов при помощи информационных технологий и автоматизированных средств демонстрации материалов в индивидуальном режиме не обеспечивало эффективного взаимодействия субъектов учебного процесса.

На кафедре иностранных языков Института кибернетики при обучении студентов очной формы для сопровождения и в поддержку учебному процессу при обучении ПИЯ на протяжении семестра проводилась работа по реализации сетевого электронного учебно-методического комплекса дисциплины для того, чтобы выявить возможности смешанного обучения.

Для этого была выбрана среда MOODLE, обладающая, как уже упоминалось выше, широким набором дидактических и технических возможностей

Основная цель разработанного комплекса - это создание информационно-образовательной среды, погружение в которую позволит существенно повысить эффективность организации процесса обучения.

В курсе «Профессиональный иностранный язык» значительная часть часов отведена на самостоятельную работу (СРС). Учитывая дефицит учебного аудиторного времени в рамках программы (18 учебных недель, 2 часа в неделю) предполагалось использование электронного учебного курса в системе MOODLE в качестве обеспечения самостоятельной, индивидуальной и дополнительной работы студентов.

В соответствии с учебной программой дисциплины курс «Профессиональный иностранный язык» изучается в течение четырех семестров. Каждый семестр разбивается на два модуля. Для пилотирования данного проекта был взят материал 1-го семестра.

 Проанализировав научно-методическую литературу, посвященную исследованиям в данной области, мы пришли к выводу, что не существует единой точки зрения относительно структуры сетевого электронно-методического комплекса. Это индивидуальная позиция разработчиков, которая зависит от конкретных целей курса, целевой группы студентов, их информационной компетентности и компетентности преподавателя

 

 Выводы

Изучение опыта использования информационных технологий в преподавании иностранных языков показало, что зарубежный опыт преподавания намного опережает отечественный.

Так, например, Университет Саутгемптона реализует проект EAP

ToolKit по созданию и использованию образовательной платформы для самостоятельной тренировки языковых и неязыковых аспектов.

Платформа предназначена для социальной и лингвистической адаптации иностранных студентов, проходящих обучение на ИЯ по программам академической мобильности.

Подобные платформы организованны и другими крупными европейскими университетами, такими как Nantes Polytechnic University, Masaryk University в Брно, а также University Telecom-Bretagne.

Подводя итог, следует сказать, что существует противоречие между установленным дидактическим потенциалом компьютерных технологий при обучении ПИЯ и недостаточно разработанной научно обоснованной методикой их использования.

В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Базируясь на многочисленных исследованиях, посвященных методике, методологии, теории и практике создания электронных учебников, программ и учебно-методических комплексов, и анализе результатов апробации виртуального комплекса в экспериментальной группе, были сделаны следующие выводы:

- низкая инициативность и заинтересованность в изучении у обучающихся в большой степени объясняется неумением самостоятельно организовать свою учебную деятельность;

- при правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки обучающихся и появляется сознательное отношение к изучению предмета;

- наличие заданий, предусматривающих самостоятельность, инициативность студентов и сотрудничество, способствует интенсификации учебного процесса и, как следствие, повышению качества получаемых знаний;

- наличие хорошо разработанной компьютерной программы не облегчает работу преподавателя, а усиливает ее;

- основные преимущества использования компьютерных технологий в обучении ПИЯ заключаются: в интерактивной связи с образовательной средой; разнообразии форм и режимов работы; гибкости методики обучения; возможности регулирования скорости обучения, интенсивности и оптимизации нагрузок; информационной насыщенности; обновлении материалов и наличии обратной связи.

Необходимо понимать, что при работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности обучающихся. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместных инициатив.

В заключение отметим, что создание качественных обучающих программ, учебно-методических комплексов и учебных пособий для обучения ПИЯ - это сложный процесс, требующий временных и материальных затрат и объединения усилий методистов и преподавателей кафедры, а также специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.

Следует также отметить, что использование информационных технологий в образовательном процессе значительно расширяет возможности преподавателя, предоставляя большую свободу для творческого поиска новых методов и приемов обучения; обеспечивает сочетание аудиторной и внеаудиторной работы на интерактивной основе, что, в свою очередь, способствует улучшению качества языковой подготовки выпускников технических вузов

 

Тенденции (направления) использования Интернета на уроке иностранного языка сегодня:

1. Создание реальной языковой среды.

2. Совершенствование навыков группового взаимодействия.

3. Развитие творческой активности и креативного мышления учащихся.

4. Индивидуализация обучения.

Заключение.

Рассмотрев приведенные трактовки ключевых понятий, связанных со средо-ориентированным образованием, и проведя анализ характерных особенностей современной системы образования с использованием информационных технологий, мы приходим к выводу, что образовательная среда нового типа выступает средством и условием коммуникативно ориентированного обучения ИЯ, в основу которого закладываются модель реального общения и новейшие средства и методы обучения. Учитывая, что процесс реального речевого взаимодействия всегда проходит в определенной ситуации при обучении ИЯ вне естественной языковой и культурной среды, преподаватели являются проектировщиками информационно-образовательной среды обучения и должны стараться моделировать ее с учетом принципа аутентичности. Реализация этого принципа проявится также в обустройстве учебных аудиторий таким образом, чтобы они воспроизводили элементы иноязычной культуры. Обязательным должно быть присутствие в учебных аудиториях и использование в учебном процессе аутентичных газет, журналов, предметов иноязычного быта, аутентичных учебных пособий, аудиовизуальных материалов. Наличие в учебных аудиториях технических средств обучения и средств массовой информации, настроенных на прием аутентичных радио- и телепередач, видеоматериалов, видеоклипов, рекламы и т.д., также будет способствовать моделированию среды обучения в соответствии с новой парадигмой образования.             

Таким образом, несмотря на то, что в центре процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий находятся самостоятельная познавательная деятельность учащихся и их самостоятельная работа по формированию необходимых навыков, умений и профессиональных компетенций, успешность и качество обучения с использованием ИКТ в большой мере зависят от эффективности организации ИОС и методического качества используемых материалов, а также руководства, мастерства преподавателей, моделирующих ее сообразно с педагогическими целями образования.

Литература

1.Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. -Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Глосарий педагогических терминов. Режим доступа: http://www.window.edu/window/glosary.

3. Зелкина С.В. Информационно- образовательная среда как факторр повышения качества образования // Педагогика.2008. №6.с.22-28

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004 – 384 с.

5. Пегов А.А., Пьяных Е.Г. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, 2010, -71c.

6. Полат Е.С. Виды средств в образовании// Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения. Режим доступа: http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9 html.

7. Полат Е.С. Основные направления развития современных систем образования. Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html и  http://www.humani-ties.edu.ru/db/msg/84173.

8.Скибицкий Э.Г. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования профессионализма студентов // Информатизация в образовании 2008 №8 с.15-29

9. Смирнова Н.В. Использование системы дистанционного обучения Moodle в учебном процессе техникума [Электронный ресурс] / Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова. - Режим доступа: http:// spo-ket.ru/node/284 (дата обращения: 10.03.2013).

10. Соколова Э.Я. Сетевой электронный учебно-методический комплекс как образовательный ресурс для обучения профессиональному английскому языку (для студентов технических вузов) // Вестник Томского государственного университета - 2012. - № 4. - С. 59-64.

11.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // ИЯ Ш.2004 № 5 с.44-48

12. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 160 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: