Группа (1 курс) ОДБ.05 История Отечества

  Тема «Итоги развития страны к концу 1930-х - началу 1940-х гг.»

                                                     План.

1. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х - началу 1940-х гг.

2. Национально-государственное строительство.

3. Национальная политика советского руководства.

4. Результаты переписи 1939 года в Донбассе.

5. Быт и повседневность населения региона.

1. Индустриализация проходила с большим напряжением сил, т.к. не хватало ни капиталов для инвестиций, ни квалифицированных кадров – инженеров, конструкторов, рабочих. С целью накопления капитала для инвестиций в промышленность государство использовало все возможности: перераспределение национального дохода и, прежде всего, перекачка средств из деревни; экспорт продовольствия, драгоценных металлов, музейных и церковных ценностей; выпуск займов; эмиссия; потребительский аскетизм; труд заключённых. Высокие темпы роста промышленного производства - в среднем 15-18% в год - обеспечивались низким стартовым уровнем, командными методами управления плановой экономикой, а также высоким трудовым энтузиазмом. В 1935 г. шахтер Алексей Стаханов установил выдающийся рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм. Стахановское движение получило широкое развитие в различных отраслях промышленности.

Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина; индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири; строительство промышленных предприятий велось в Закавказье и Средней Азии.

Проведенная методом штурма и натиска индустриализация дала ощутимые результаты. За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности - станкостроение, тракторостроение, авиастроение, автомобильная и химическая отрасли. Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди них такие гиганты, как ДнепроГЭС, Туркестано-сибирская железная дорога (Турксиб), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, Московский и Горьковский автозаводы. Многие промышленные предприятия были реконструированы.

В результате индустриализации технико-экономическая отсталость страны и зависимость страны от импорта оборудования были преодолены. По объемам промышленного производства в 1940г. СССР вышел на 1-е место в Европе и 2-е место в мире (после США). Значительно – с 9 млн. в 1928 г. до 23 млн. в 1940-м выросла численность рабочего класса, составлявшего социальную базу большевиков. Исчезла безработица. Из промышленности и оборота был полностью вытеснен частный капитал.

Вместе с тем, к концу 1930-х годов наметились серьезные диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства, легкой и тяжелой отраслей. Утрата экономической свободы, свертывание рыночных отношений, утверждение командно-административной системы, уравниловка в оплате труда привели к снижению темпов экономического роста.

В годы индустриализации наметился переход к отраслевой системе управления. Характерной чертами сложившейся в те годы экономической модели являлись государственная собственность на средства производства, чрезмерная централизация управления, директивное командование, подавление местной инициативы, подчинение хозяйственного аппарата партийным органам.

Форсированная индустриализация повлекла за собой поворот в аграрной политике. Кризис хлебозаготовок 1927 г. поставил под угрозу планы хлебозаготовок. Хлебный экспорт, являвшийся важной статьей бюджета, сократился в 1928-1929 гг. в 8 раз по сравнению с 1926-1927 гг. Для выхода из кризиса часть государственных деятелей предлагала сбалансировать отношения между городом и деревней. Однако руководство страны пошло по пути восстановления военно-коммунистических методов управления сельским хозяйством. Одновременно с этим XV съезд ВКП (б) в 1927 г. взял курс на коллективизацию сельского хозяйства.

В решениях съезда намечался постепенный переход к коллективной обработке земли, ограничение возможностей развития кулацких хозяйств. Курс на коллективизацию имел как политическое, так и экономическое обоснование. Политически необходимость коллективизации была связана с тем, что большинство руководителей страны считали невозможным сохранение мелкотоварных крестьянских хозяйств в рамках бестоварного социализма. Экономическая необходимость коллективизации объяснялась тем, что крестьянин-единоличник не в состоянии якобы обеспечить растущий спрос городского населения на продукты питания, а промышленности – на сельскохозяйственное сырье. Введение карточной системы в городах только укрепило это мнение.

Административный нажим на деревню, осуществленный одновременно с выделением значительных средств на финансирование колхозов привел к увеличению числа колхозов с 14,8 тысяч в 1927 г. до 70 тысяч к осени 1929 г. В колхозы пошли середняки, надеясь переждать в них трудные времена. Наиболее предпочтительной формой объединения были ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли), простейшая форма колхозов.

 

В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором определялись жесткие сроки проведения коллективизации. В основных зерновых районах страны – на Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье она должна была завершиться к осени 1930 г. или весне 1931 г., в Центральной Черноземной области, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане – к весне 1932 г.

В постановлении указывалось на недопустимость приема в колхозы кулаков, рекомендовалось создание колхозов в форме сельскохозяйственных артелей. В постановлении указывалось на необходимость строгого соблюдения принципа добровольности. Несмотря на это, в ряде районов коллективизация осуществлялась принудительным способом. ТОЗы преобразовывались в артели, принудительно обобществлялись дома, мелкий скот, домашняя птица. За отказ вступать в колхоз крестьян лишали избирательного права, подвергали раскулачиванию.

В феврале 1930 г. был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. В соответствии с ним, кулачество разделялось на три категории. Первую составляли организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений, они подвергались аресту и суду. Вторую категорию составляли наиболее крупные кулацкие хозяйства, они подлежали переселению в другие районы. Имущество кулаков, отнесенных к третьей категории, подлежало частичной конфискации, а сами кулаки - выселению на новые территории из областей прежнего проживания. О трагедии крестьянина-труженика свидетельствует то, что раскулачиванию подверглись 15% крестьянских хозяйств, в то время как число кулацких хозяйств составляло от 3 до 5 % крестьянских хозяйств; число лишенцев составило около 20% крестьян. Были запрещены аренда земли, применение наемного труда в деревне.

В результате число крестьянских хозяйств, объединенных в колхозы, возросло с 20% в январе 1930 г. до 50% к марту 1930 г. Одновременно массовое раскулачивание привело к массовому убою скота, бегству крестьян из деревни, вызвало крестьянские восстания. Если в 1929 г. число крестьянских выступлений составило 1300, то в январе – марте 1930 г. их число превысило 2000. Страна оказалась на грани новой гражданской войны. Для подавления крестьянских восстаний использовались войска. Возмущение крестьян привело к ослаблению нажима на деревню. В статье Сталина «Головокружение от успехов», опубликованной весной 1930 г. в газете «Правда», а также в постановлении ЦК ВКП (б) «О борьбе с перегибами и искривлениями партийной линии в колхозном строительстве» отмечалось недопустимость нарушения принципа добровольности при создании колхозов. Ослабление нажима на деревню привело к выходу крестьян из колхозов, сокращению числа колхозов. К лету 1930 г. их число сократилось почти вдвое. Они объединяли 21% крестьянских хозяйств.

Осенью 1930 г. начался II этап сплошной коллективизации. Он проводился более осторожными методами. Крестьянам позволили сохранить личные подсобные хозяйства. Колхозам предоставили дополнительные налоговые и иные льготы, но массовое раскулачивание продолжалось. В результате второй волны массовой коллективизации к лету 1932 г. в колхозы были объединены свыше 60% крестьянских хозяйств. Призвав отказаться от упрощенного понимания сплошной коллективизации, правительство объявило 1932-й год годом сплошной коллективизации. В 1937 г. коллективизация была завершена. В стране было создано более 240 тысяч колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств. Колхозы обслуживались сельскохозяйственной техникой, сосредоточенной на МТС (машинно-тракторных станциях).

Создание колхозов не привело поначалу к росту сельскохозяйственного производства. Поголовье скота сократилось на 40-50%. Среднегодовые производство зерна оставалось на уровне 1924-1928 гг., т.е. доколхозной деревни. Однако объем хлебозаготовок увеличился. В 1933 г. была введена система обязательных хлебопоставок государству. У колхозов изымалось до 70% урожая. При этом государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были в несколько раз ниже рыночных. Курс на максимальное изъятие сельхозпродукции у колхозов привел к голоду 1932-1933 гг. По разным оценкам от голода погибло от 3 до 5 млн. человек. Массовое бегство крестьян из деревни удалось остановить введением паспортного режима в 1932 г.

Политическое развитие страны в рассматриваемый период было сложным и противоречивым. С одной стороны, росли вера большей части народа в социалистический идеал, высокая гражданственность, трудовой энтузиазм; с другой – к середине 1930-х годов в стране утвердилась командно-административная система, установился тоталитарный режим[46].

Перерастание чрезвычайных, командно-административных методов в систему было вызвано многими факторами, и личность Сталина, стремившегося к неограниченной власти – один из них. Экономической основой системы стало уничтожение частной собственности, огосударствление экономики, свертывание товарно-денежных отношений. Приоритет идеологии над экономикой неизбежно вел к разрушению механизма НЭПа. Производственные проблемы, обусловленные объективными трудностями, объяснялись происками классовых врагов.

Приток крестьян на стройки пополнял ряды неквалифицированной рабочей силы, что вело к падению трудовой дисциплины, производственному травматизму, текучести кадров, выпуску бракованной продукции, срыву хозяйственных планов.Это были обычные трудности роста, однако руководство видело их причины в другом. В категорию «врагов народа» первыми попали бывшие буржуазные специалисты и кулаки; в последующем – рабочие, служащие, представители интеллигенции, ответственные работники государственных органов. В 1930 году по делу «Промпартии» была осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с директором научно-исследовательского теплотехнического института Л. Рамзиным. На скамье подсудимых по обвинению в принадлежности к несуществующей политической организации оказались ученые-аграрии Н.Кондратьев и А. Чаянов.

Политической основой командно-административной системы являлась однопартийность и господство партаппарата. Диктатура пролетариата представляла собой по существу диктатуру ВКП (б). Диктатура ВКП (б) являлась, в свою очередь, диктатурой ЦК ВКП (б), возглавляемого генеральным секретарем ЦК. Партийные органы контролировали деятельность хозяйственных и государственных, шло сращивание партийных органов с государственным аппаратом. Под партийно-государственный контроль были поставлены общественные объединения.

Благоприятную почву для нарушения законности в стране создавало отсутствие четкого разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разрастание масштабов репрессий привело к созданию в системе органов госбезопасности внесудебного органа «особого совещания», решения которого об основаниях и мерах репрессий не подлежали контролю. По такому же принципу строилась работа «двоек» и «троек» НКВД. Происходило постоянное вмешательство партийно-государственного аппарата в сферу правосудия.

Формированию командно-административной системы способствовали отсутствие в стране прочных демократических традиций, низкий общеобразовательный уровень населения.

Утверждение командно-административной системы и режима личной власти Сталина наталкивалось на сопротивление общества. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации поставило страну на грань новой гражданкой войны. Нарастало сопротивление линии ЦК внутри партии. В 1930 г. был создан «Союз марксистов – ленинцев» во главе с бывшим секретарем одного из райкомов партии Рютиным. Члены Союза обвинили руководство партии и лично Сталина в предательстве мировой революции, в проведении форсированной индустриализации, насильственной коллективизации, «чудовищном ограблении народа». В 1932 г. все члены союза были арестованы, впоследствии расстреляны.

Новый этап внутрипартийной борьбы развернулся после 17 съезда ВКП (б). В выступлениях делегатов съезда курс ЦК ВКП (б) получил полное одобрение, И.Сталин был объявлен единственным вождем партии и народа. Однако в ходе тайного голосования при выборах нового состава ЦК, значительная часть делегатов проголосовала против Сталина. Убийство в декабре 1934 г. С.Кирова – члена ЦК, первого секретаря Ленинградского обкома партии стало предлогом для расправы над оппозицией. Вершиной этой расправы стали массовый террор и открытые судебные процессы в 1936 г. по делу «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского блока», в 1937 г. по делу «параллельного антисоветского троцкистского блока», в 1938 г. по делу «правотроцкистского антисоветского блока». В ходе этих процессов Сталин расправился над старой большевистской гвардией: Л.Каменевым, Г.Зиновьевым, Н.Бухариным и др. Из 32 членов Политбюро (1917-1934 гг.) 75% были репрессированы. Жертвами репрессий стали и военные. Так, из 5-ти маршалов 3 были репрессированы, из 5 командармов I ранга – 3, из 10 командармов II ранга – 10, из 186 комдивов – 154, из 456 полковников- 401.

Расправа над оппозицией способствовала сосредоточению в руках Сталина всей полноты власти и перерастанию режима личной власти Сталина в культ его личности.

Осуществление форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства изменили социальный облик страны. Численность рабочего класса возросла с 9 млн. человек в 1928 г. до 23 млн. человек в 1940г. К концу 1930-х годов более 30% населения проживало в городах. Более 90% крестьян были объединены в колхозы, 7% жителей села трудились на государственных сельскохозяйственных предприятиях (МТС, совхозах). Значительно сократилось число крестьян-единоличников, практически исчезли такие категории крестьян как «кулаки» и «батраки». Исчезла безработица. Из промышленности и оборота был полностью вытеснен частный капитал.

Произошедшие за годы Советской власти изменения нашли выражение в новой Конституции СССР. Конституция была принята VIII съездом Советов в декабре 1936 г. Она законодательно закрепила построение в СССР социализма. Основные положения Конституции сводились к следующему:

- экономическую основу составляла социалистическая собственность на средства производства, которая существовала в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

- политической основой страны провозглашались Советы депутатов трудящихся. Высшим органом власти в стране провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Одновременно конституция закрепила руководящую роль Компартии в жизни государства и общества;

- социальной основой государства декларировался союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата.

Конституция СССР 1936 г. зафиксировала новый состав субъектов союзного государства. Упразднение ЗСФСР и преобразование Казахской и Киргизской АССР в ССР привело к увеличению количества союзных республик до 11.

В связи с выравниванием социальной структуры населения, были внесены изменения в избирательную систему. Отменялись ограничения избирательного права для сельского населения. Упразднялись система многоступенчатости выборов в государственные органы власти и открытое голосование. Конституция законодательно закрепила всеобщие, тайные, равные и прямые выборы в Советы всех уровней.

Конституция декларировала широкий круг прав граждан: право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, по болезни и в случае потери трудоспособности. Провозглашались свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, совести, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки.

Однако Конституция во многом расходилась с действительностью. Суровой реальностью были массовые репрессии, борьба с инакомыслием. По ложным доносам и обвинениям в контрреволюционной деятельности были арестованы десятки тысяч человек. Их приговаривали к заключению и принудительному труду в системе главного управления лагерей (ГУЛАГ). К концу 1930-х годов система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них увеличилась со 179 тысяч в 1930 г. до 996, 4 тысяч в конце 1937 г.

 

2. Принятие первой Конституции СССР явилось важным событием в жизни молодого советского государства. Процесс ее подготовки осуществлялся как по государственной, так и по партийной линии и проходил в форме острых дискуссий. При этом даже принятие окончательного проекта, по словам секретаря ЦИК СССР, затягивалось "ввиду систематического отсутствия представителя Украины и Белоруссии". Представители республик боролись в Комиссии ЦИК СССР за обеспечение своего суверенитета и равноправия, которые формально были закреплены в принятой Конституции, но, под влиянием партийной и государственной бюрократии претворялись в жизнь с большими отступлениями. Конституционный механизм регулирования межнациональных отношений уже к началу 1930-х гг. фактически перестал действовать. Период после принятия в 1924 г. первой Конституции СССР ознаменовался активным процессом образования новых республик и автономных областей. 15 сентября 1924 г. III чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР приняла закон о проведении размежевания на территории республики.

В результате на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской Социалистических Республик были образованы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. По решению Президиума ЦИК СССР от 2 января 1925 г., в состав Таджикской АССР включили территорию Памира, где была образована Горно-Бадахшанская автономная область. Кара-Киргизская АО в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а в 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В апреле 1930 г. эта автономная республика получила право непосредственного вхождения (представительства) в Совнарком СССР и Совет труда и обороны.Образованные в феврале 1925 г. Узбекская ССР и Туркменская ССР в октябре того же года вошли в состав СССР. Таджикская АССР в декабре 1929 г. вышла из состава Узбекской ССР и вошла в состав СССР на правах союзной республики - Таджикской ССР. Кара-Калпакская автономная область, созданная 11 мая 1925 г., в мае 1932 г. стала автономной республикой.В 1924 г. в составе УССР выделилась Молдавская АССР. В отличие от других автономий, она имела свою Конституцию. Ввиду того, что Белорусская ССР включала лишь 6 уездов бывшей Минской губ.и не имела достаточной хозяйственной базы для своего национального развития, в ее состав в 1924 г. передали ряд уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губ. РСФСР, где преобладало белорусское население. В 1926 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР Гомельского и Речицкого уездов.Сложные процессы проходили на Северном Кавказе. 7 июля 1924 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял решение о ликвидации Горской АССР. Вместо нее создавались две автономные области: Северная Осетия и Ингушетия, а также автономный Сунженский округ. Владикавказ становился административным центром Северной Осетии и Ингушетии, но приобретал самостоятельный статус и подчинялся ВЦИК РСФСР. Вопросы размежевания между Осетией и Ингушетией начали дебатироваться еще в 1923 г. Как считал заместитель постоянного представителя ГПУ на Юго-Востоке России, одним из мотивов выделения Осетии из Горреспублики являлась "национальная рознь, существующая издавна между осетинами и ингушами". ВЦИК создал специальную комиссию по вопросу об установлении границ между частями бывшей Горской республики. Мотивация изменения границы излагалась в "Объяснительной записке к проекту установления областных границ между Ингушской и Осетинской областями". В основу разграничения была положена длительность проживания соответствующей национальности в данной местности.К 1924 г. на Северном Кавказе существовали следующие национальные единицы в составе РСФСР: автономная республика Дагестан, а также Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская (Черкесская), Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. Кроме того, в качестве самостоятельных административных единиц существовали Сунженский округ и города Владикавказ и Грозный. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии - автономных областях, наделенных правами губерний, исполкомы Советов избирались не на общем основании, а на съезде каждой национальной части отдельно. Затем на паритетных началах составлялся общий объединенный исполнительный комитет.Несмотря на более низкий статус национальной самостоятельности, народы, входящие в эти территориальные образования, получили свою школу, суд, местные органы власти с правом населения пользоваться родным языком, местные общественные, политические и просветительные учреждения.

К сожалению, впоследствии эти права нередко нарушались распоряжениями из Москвы. Вместе с тем при определении границ автономий не учитывались, за редким исключением, интересы самого многочисленного из проживавших там народов - русского. Отсутствовал и должный анализ происходивших в национальных районах процессов, не соблюдался такт по отношению к национальным кадрам. Сложные проблемы во взаимоотношении Центра и республик возникали при решении экономических и других вопросов. Когда, например, Москва попыталась включить Дагестанскую АССР в Северо-Кавказский край, пленум Дагестанского обкома РКП(б) (апрель 1924 г.) заявил, что национальные интересы не могут приноситься в жертву экономическому районированию.

Центр не стал настаивать на своей позиции, предоставив возможность республике на собственном опыте убедиться в выгодах такого объединения. В 1931 г. Дагестан сам вошел в состав этого края. Выделение тех или иных народов в самостоятельные национальные образования возбуждало аналогичные желания у других. "В настоящее время, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б) О советском строительстве в национальных республиках и областях (ноябрь 1925 г.), - имеется стремление к выделению в автономные единицы тунгусов в Якутии, мордвы в Пензенской губернии, корели в Приморской губернии. Чукотский окружком считает необходимым выделение тунгусов (13 000 чел.) в автономную область с целью выбить почву из-под ног националистического и бандитского движения на Северном побережье". Решая вопросы о выделении той или иной национальной автономии, Президиум ЦИК СССР увязывал их с экономическими проблемами и наличием на данной территории не менее половины населения данной национальности. В противном случае вопрос не решался, как, например, с мордовской автономией (только позже, в 1930 г. была образована Мордовская автономная обл.). Иногда же, как это было с корейской национальной единицей, отказ в организации следовал "по политическим соображениям" (такое мнение высказало Дальбюро ЦК партии). Один из видных корейских коммунистов Хан Мен-Ше в своем письме в Наркомнац возмущался утверждением об опасности "расширения влияния японцев через корейцев". В НКИД высказывалась и озабоченность опасностью стихийного заселения края корейцами и китайцами30. Тем не менее в августе 1924 г. Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании двух корейских районов.Из-за бедности государственной казны практически все бюджетные дела осуществлялись с напряжением. В записке Оргбюро ЦК РКП(б) "О советском строительстве в национальных республиках и областях" (1925 г.) говорилось, что волостной бюджет там "находится в жалком состоянии и пока остается формой без содержания". В национальных республиках и областях отмечались низкая финансовая дисциплина и недостаточный учет национальных моментов. Процессы выделения многих национальных республик и автономных областей имели немало негативных последствий. Большинство из них поднимало вопрос о пересмотре своих внешних границ в сторону их расширения. Вотская обл., например, претендовала в 1925 г. на приграничную часть одного из округов Уральской обл., Чувашская АССР - на Алатырский уезд Ульяновской губ., Башкирия - на район Баскунчака. В ряде местностей национальное размежевание привело к обострению межнациональных отношений. В Туркестанском уезде дело дошло даже до вооруженного столкновения между киргизами и узбеками (1925 г.). Наиболее типичным было обострение отношений титульных национальностей с народами, населяющими новые национально-территориальные образования.

Представители нетитульных народов составляли к середине 1920-х гг. значительную часть населения автономий юга РСФСР. В Северной Осетии, например, - 16%, в Адыгее - 54%. В ряде республик и областей образовались новые национальные меньшинства. Таковыми стали русские. В результате анализа положения русского населения в местностях, где оно является национальным меньшинством (документ был представлен в ЦИК СССР в августе 1923 г.), было установлено, что "во многих образованиях Союза ССР интересы русского населения терпят ущерб в пользу коренного населения...". В 1924 г. во ВЦИКе вынуждены были даже образовать специальную комиссию по урегулированию положения русского меньшинства в автономных республиках и областях. Создалась и угроза снижения культурного уровня населения этих районов вследствие выезда русских учителей и интеллигенции. В одном из обращений представителей русского населения Горской АССР говорилось:

"Жизнь русского населения... стала невыносимой и идет к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики... Полное разорение экономике края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русскими...". В Чечне раздавались призывы к выселению русских, так что в Урус-Мартан вынужден был выехать Калинин и на митинге доказывать политический вред, которые принесла бы такая акция. Аналогичные жалобы шли и из Калмыкии. "Нам нужно предоставить право наравне с калмыками", писал русский житель по фамилии Букреев. В докладе ОГПУ (осень 1928 г.) сообщалось, что в связи с включением Владикавказа и Грозного в состав Северной Осетии и Чечни русские рабочие опасались, что их "выкинут на улицу", и "в несколько раз вырастет безработица среди русского населения". Но в особенно бедственном положении оказалось русское казачество. "Одной из групп нацмен, стоящей в особом положении, - говорилось в указывавшейся выше записке "О советском строительстве в национальных республиках и областях" - являются русские казаки в нацрайонах. Среди них слабо поставлена работа и подчас их огульно рассматривают как контрреволюционеров". В одной из докладных записок в СНК СССР (1927 г.) сообщалось "о ненормальностях взаимоотношений между русскими и туземным населением в Казахстане и Киргизии". Отмечалась напряженность и между некоторыми другими народами - югоосетинами и грузинами, армянами и тюрками и т.д. В секретном "Обзоре политического состояния СССР" за апрель 1928 г., подготовленном ОГПУ, отмечалось, что в Армении антисоветскими элементами проводится агитация за переселение тюрок в Азербайджан ввиду "неизбежности резни тюрок армянами".В декабре 1933 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о создании Чечено-Ингушской автономной области с центром в Грозном, а Владикавказ был передан Северной Осетии. Отзвуки этого постановления дают о себе знать и в наши дни. В 1936 г. Северо-Осетинская АО была преобразована в Северо-Осетинскую АССР, а также образована автономная область Кабардино-Балкария. В 1936 г. решением VIII Чрезвычайного съезда Советов СССР Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных. Была упразднена ЗСФСР. Грузинская, Азербайджанская и Армянская республика вошли в состав СССР в качестве самостоятельных членов. Наряду с выделением союзных и автономных республик и автономных областей проводилось и национальное административно-территориальное районирование. Им занималась Административная комиссия приВЦИК (с 1920 г.), параллельно действовал Наркомнац, а также Комиссия по районированию под председательством Калинина ("Комиссия Калинина"). В 1921 г. последняя выработала "Тезисы по районированию".

Подобный документ разрабатывал весной 1923 г. А. И. Рыков.Вторая сессия ВЦИК 8-го созыва приняла основные положения по вопросам районирования. Выделение национальных районов и сельсоветов призвано было обеспечить правовое положение национальных меньшинств и стимулировать их вовлечение в государственное строительство. Низовое национальное районирование осуществлялось с целью "приближения власти к массе населения" и предоставление компактно проживающим людям одной национальности, составляющим половину населения района, возможности развивать свою культуру, пользоваться родным языком и т.п. Проводимое районирование должно было в одинаковой мере учитывать как экономические, так и национальные особенности применительно к специфике быта и культуры народов. С января 1925 г. национальное районирование проводилось исполкомами Советов только с разрешения ВЦИК. Все материалы представлялись для обсуждения в Отдел национальностей.

Ввиду сложности национального расселения, кроме однонациональных, создавались и административные единицы, представлявшие две национальности. В Смоленской обл. в 1927 г. из 12 национальных сельсоветов 5 были еврейско-русскими. В Татарской республике, наряду с татарскими и русскими, был организован в 1926 г. ряд смешанных сельсоветов. Независимо от национальности все граждане района, волости, имели одинаковые права и избирались в органы власти, имея в них равные права.

К 1 декабря 1933 г. в Российской Федерации насчитывалось 117 национальных районов и более 3 тыс. сельских советов с численно преобладающим населением из национальных меньшинств. Создание национальных административных единиц в определенной мере способствовало национальному самоопределению многочисленных народов, компактно проживающих на инонациональной территории. Люди почувствовали уважение к их национальному достоинству и, соответственно, усилилось доверие к власти. Власть говорила на понятном языке. Работала национальная школа. Вместе с тем национальное районирование одних народностей сопровождалось пробуждением самосознания других, стремившихся добиться и для себя отдельной территории в виде района или сельсовета, причем отказ в этом вызывал недовольство, зависть и вражду. Наблюдалось и стремление некоторых лиц создать свою административную единицу без учета условий и возможностей, а иногда даже против воли людей своей национальности, проживающих в данной местности. Обособление людей на национальной основе кое-где сопровождалось всплеском сепаратистских, националистических настроений, шовинизма по отношению к меньшим по численности национальным группам. Во многих национальных областях и республиках поднимался вопрос о пересмотре внешних границ в сторону их расширения. К минусам национального размежевания необходимо отнести и ослабление экономических связей между отдельными районами. Проявилось и нежелание местных властей выделять такие национальные единицы. Впоследствии (1937 г.) Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о ликвидации национальных районов, отмечая, что в некоторых местах они создавались "искусственно", без учета национального состава их населения и что многие из этих районов якобы были созданы "врагами народа с вредительскими целями". Смена курса была связана с общей установкой о "решенности" национального вопроса в СССР и форсированием межнационального сближения.

Следует подчеркнуть, что в середине 1920-х и начале 1930-х гг. национальная политика строилась с учетом специфики и уровня развития различных районов. Согласно записке "О советском строительстве в национальных республиках и областях", носившей итоговый характер, в СССР выделялись, в частности: кочевые и полукочевые районы - Казахстан, Туркменистан, Киргизская, Ойратская (Республика Алтай), Якутская, Башкирская, Бурятская и Калмыцкая области, а также национальные области Северного Кавказа; районы, прошедшие через стадию промышленного капитализма - Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Белоруссия; остальные районы.Центральной задачей в национальных образованиях являлось обеспечение классового подхода при организации органов власти. Организационно-партийные органы ЦК большевиков сетовали на слабость низовых звеньев советской власти на местах. "Есть сельсоветы, не созывавшиеся со дня выборов", - говорилось в одном из отчетов Бурятского окружкома. "В большинстве случаев сельсоветов фактически нет, а есть председатель - прежний староста" (Ойратия).

В Дек-Буди (Узбекистан) низовые Советы на 50% состояли из бывших аксакалов при эмире. В селе Айюлы (Азербайджан) председателем сельсовета был бывший пристав царского и мусаватистского времен. "Все эти данные, - отмечались в вышеназванной записке Оргбюро ЦК РКП(б), - говорят о том, что в национальных республиках и областях на окраинах, в ауле и кишлаке фактически не существует советской власти, нет действительно связанных с трудящимися массами и коллективно работающих в соворганах советских руководителей". Аппарат центральных и местных органов власти в Туркестане с середины 1920-х гг. на 60 - 80% состоял из бывших чиновников старой феодальной администрации. "Большую роль в ауле и кишлаке в восточных национальных] республиках, - говорилось в той же записке, - играет сохранившийся институт аминов, аксакалов, мирабов (водораспределителей). Обычно на этих должностях находятся лица из байской среды, они фактически заменяют низовой аппарат и своим авторитетом влияют на нашусовработу. Наши директивы на местах... проводятся через этих людей, обычно злоупотребляющих властью". В одной из информсводок Дагестанской губчека (июнь 1921 г.) отмечалось: "В большинстве случаев сельские и участковые ревкомы состоят из элементов, которые занимаются только взяточничеством и обирательством граждан. Делают они все это от имени советской власти, которая дала будто бы им неограниченные полномочия. Каково же может быть после этого отношение масс горцев к компартии?". Много "дров" наломали ретивые "революционизаторы" в Чечне до выделения ее в автономию51. За 1921 - 1925 гг. здесь были зарегистрированы 32 вооруженных столкновения со 120 убитыми и ранеными, так что новому руководству автономии пришлось применить большие усилия для нормализации обстановки и установления твердой власти в этом районе.

Сложности были и в других местах. "Сыр-Дарьинский губком указывает, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б), - что дехкане прямо говорят, что им соваппарат обходится дороже, чем царский, так как тогда чиновников было меньше и взяток приходилось давать меньше". Кое-где, например в Чечне и Якутии, в начале 1920-х г. "леваками" практиковалась политика искусственного расслоения населения и проводилась так называемая "тактика дифференциации". Так, в Якутии съезды ревкомов решили "помочь классовому расслоению якутов", прибегнув к изоляции "всех кулацких элементов, тойонов" посредством их высылки и заключения в тюрьму. В крае вспыхнуло восстание, которым воспользовались остатки белогвардейских формирований, остававшихся еще на Дальнем Востоке. Ликвидация восстания стала возможной только после того, как в Якутии была провозглашена автономная республика.Население нередко проявляло нежелание участвовать в выборах в Советы. В 1925 г. в большинстве мест в национальных республиках и областях в перевыборах участвовали менее 30% избирателей: в Калмыцкой обл. - 23%, в Бурятской - 21%, в Ойратской -34%55. В определенной мере такое положение объяснялось отсутствием авторитета местных партийных и советских органов среди населения, в том числе и вследствие неправительного подхода к крестьянам и попыток командовать ими. В Туркестане в 1924 - 1925 гг. снова активизировалось басмачество, использовавшее недовольство дехкан действиями некоторых органов советской власти. В 1926 г. были отмечены 190 боевых столкновений с басмаческими бандами. К концу года с крупными бандами было покончено, но осенью 1929 и затем весной 1931 г. басмачи снова активизировались. Население проявляло значительные колебания. Сказывалась и культурная отсталость этой бывшей окраины Российской империи.Остро ощущалось противостояние советских властей и духовенства. Повально закрывались и разрушались церкви, мечети. Однако религиозные школы в регионах, где население исповедовало ислам, брали верх над советскими. Так в Дагестане в 1925 г. в советских школах обучалось 15 тыс. детей, а в медресе - 40 тыс. В Башкирии и Казахстане к 1925 г. в некоторых волостях открылось до двух десятков религиозных школ.Советская власть и РКП(б), стремясь приблизить власти к населению, осуществляла так называемую "коренизацию" госаппарата, вовлекая коренное население в работу властных органов. Осуществлялась установка на то, чтобы все партийные и советские органы "национализировались" и работали на языке, понятном для населения. Во всех центральных и губернских учреждениях Украины украинцы в 1924 г. составляли 39.9%. В Закавказье представителей местных национальностей насчитывалось 54.3% из них: грузин - более 29, армян - 22.5, тюрок - 1.5%. В Туркменистане "националов" в республиканских органах было 10%, в Казахстане - 8.3%. В 1925 г. в центральных органах Белоруссии работали 42.6% белорусов. В Башкирском ЦИКе "националы" составляли 50.5%, в Якутской обл. - 16%. К 1930 г. лиц "коренной" национальности в республиканском аппарате было: в Белоруссии - уже 59.4%, на Украине - 36.2, в ЗСФСР - 29.94, в Казахстане - 12.7, Татарстане - 33.8, Азербайджане - 36.79, Армении - 93.53, Грузии - 74.6%58. Вместе с тем "коренизация" сопровождалась вытеснением из властных органов представителей других национальностей, в том числе русских. В выступлении Г. К. Орджоникидзе на XII съезде РКП(б) отмечались факты игнорирования в республиках так называемых "нетитульных" народов. Например, в Совнаркоме Грузинской ССР (по данным на 1923 г.) не было ни одного наркома из русских или армян, в ЦК Грузинской компартии наблюдалось то же самое. В Тифлисе в составе Тифлисского совета второго созыва грузины составляли 43% (несмотря на то, что среди жителей грузинской столицы их было только 25%) и 17% армян (в составе населения Тифлиса их было более трети).Существовала и установка о переводе делопроизводства в национальных республиках и областях на язык "коренного" населения. В Закавказье большая часть центральных учреждений в 1925 г. вела делопроизводство на местных языках. В Белоруссии на белорусском языке осуществлялось делопроизводство ЦИКа, на Украине на украинском языке - делопроизводство всех губернских и окружных учреждений. Однако в промышленных районах Украины процесс перехода на украинский язык шел медленно.

Пленум ЦК КП(б)У назначил предельным сроком украинизации 1 января 1926 г., хотя такая спешка явно не шла на пользу делу. Очень плохо обстояло дело с переводом делопроизводства на языки "коренных" национальностей в Калмыкии и Ойратской обл., где своя письменность только еще вводилась, а также в Таджикистане. В Белоруссии при перевыборах Советов жители нескольких сел в приграничных с РСФСР районах, в дополнение к наказу депутатам, приняли постановление "не вводить белоруссизацию в школе". Это объяснялось отнюдь не отсутствием патриотизма, а потребностями жизни. Например, некоторые председатели еврейских сельсоветов в Смоленской обл. выступили в 1927 г. против перевода делопроизводства на еврейский язык, считая это невыполнимым. Кадров, владеющих национальными языками, было мало, или они вообще отсутствовали. Встречались затруднения и иного порядка: если в районе имелось, например, русское население, то на каком языке ему следовало обращаться в органы власти? Декрет ВЦИК о реализации прав национальных меньшинств позволил найти следующий выход из положения: русским разрешалось обращаться в органы власти на русском языке.

Выдвигалось, например, требование украинизации всех учреждений районов (вне Украины), где проживали украинцы, что вызывало осуждение со стороны самих украинцев.

Большое внимание уделялось народам Севера. В июне 1924 г. декретом ВЦИК был создан Комитет содействия народностям северных окраин. Ему вменялось в обязанности "содействие планомерному устроению малых народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении". Комитет функционировал до августа 1936 г. и немало сделал для малочисленных народов Севера.

 

3. Отмена НЭПа, коллективизация – победа административно-командной системы в СССР. Поворот национальной политики партии от пролетарского интернационализма к номенклатурному великодержавному тоталитаризму. Период репрессий и еврейская национально-религиозная жизнь. Биробиджанский эксперимент, отмена еврейских национальных районов как административных единиц СССР, полный разгром сионистского движения, прекращение деятельности зарубежных еврейских благотворительных организаций в Советском Союзе, курс на русификацию образования и культуры.

Произошли изменения и в национальной политике страны. Если 20-е гг. прошли в СССР под лозунгами мировой революции и, как следствие, пролетарского интернационализма, то в 30-х гг. ситуация изменилась. Формально все осталось по-прежнему и лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» никто не отменял вплоть до крушения советской власти в конце ХХ в., но, по сути, положение изменилось.

Во-первых, поражение трех вооруженных восстаний в Германии (1919, 1921, 1923 гг), одного в Венгрии (1919г.), Эстонии (1924) и Китае (1926-27 гг.), поражение коммунистов в Германии в 1933 и приход Гитлера к власти окончательно убедили марксистских догматиков в Кремле, что победа мировой революции откладывается очень надолго и необходимо строить социализм в одной отдельно взятой стране, как им предлагал еще Ленин.

Во-вторых, приход нацистов к власти в Германии глубоко поразил Сталина, который рекомендовал своим коллегам по Политбюро учиться у Гитлера тому, как он расправился с оппозицией и за короткий срок сплотил вокруг себя всю нацию. Характерно, что важнейшим инструментом такого сплочения был образ врага, данный германской нации Гитлером в виде «еврея-кровопийцы».

Очевидно, что первое подвигло сталинское руководство страны на постепенный отказ де-факто от реального интернационализма в сторону возврата к великодержавности и старшинства одной нации над другой.

Именно в этот период Сталин впервые говорит о русском народе как о «старшем брате в большой семье советских народов» и в этот период начинается постепенный процесс русификации всей системы образования и культуры в СССР.

Особенно это было заметно в РСФСР, Украине и Белоруссии, где в 20-е гг. процветала т.н. «украинизация» и «белоруссизация» школ, подразумевавшая, что работа велась на языке основных народов, населявших тот или иной район – украинском, белорусском и идиш. Теперь разговорным языком в этих школах становился русский.

Тот же самый процесс проходил в 30-х гг. в системе органов милиции, судах, государственных учреждениях.

Выступая на 17 съезде ВПК (б) в 1934 г., Сталин призвал к борьбе с уклонами в национальном вопросе. Под этим лозунгом в 1930-х гг. практически был завершен процесс закрытия еврейских школ. К 1938 г. в РСФСР (за исключением Еврейской АО) были закрыты все еврейские школы, на Украине и в Белоруссии осталось всего несколько таких школ, просуществовавших вплоть до самой Отечественной войны.

Аналогичная ситуация сложилась в 30-е гг. и т.н. еврейскими национальными районами.

Дело в том, что еврейское население абсолютно не вписывалось в советскую систему национально-территориального деления. Евсекция активно работала в местах наибольшего расселения евреев – Украине и в Белоруссии, всячески способствуя развитию культуры на языке идиш, вмешиваясь практически во все аспекты жизни местечек. Все это до боли напоминало коммунистическим функционерам забытый бундовский лозунг национально-культурной автономии, с которым небезуспешно боролись в прошлом большевики.

Единственно возможным способом разрешения этой коллизии в рамках советской бюрократии было создание отдельной еврейской административно-территориальной единицы, каких было создано не один десяток в рамках всех советских республик.

Когда в конце 20-х гг. резко обострилась ситуация у китайской границы, выяснилось. Что граница на этом участке Советского Союза не только открыта, но и практически не обжита. На многие тысячи километров вглубь советской территории не было ни одного поселения людей, что создавало угрозу геополитического характера в этом регионе.

На этот проект не было ни материальных, ни людских ресурсов.

Палочкой-выручалочкой стал ОЗЕТовский проект еврейской колонизации необработанных земель. Во-первых, на него имелись огромные средства, собранные этой организацией внутри страны и за рубежом. А во-вторых, имелся необходимый человеческий ресурс – евреи, участвовавшие в программе переселения. Тогда никто не задумался, что люди, готовые заняться сельским хозяйством на землях Крыма и юге Украины, не будут готовы отправиться в уссурийскую тайгу создавать на пустом месте целый город. Расчет делался на энтузиазм масс и партийную работу, что уже было опробовано на ниве индустриализации коллективизации.

В итоге в междуречье Биры и Джана возникло поселение, ставшее в дальнейшем городом Биробиджаном. Все средства, несмотря на возражения многих руководителей ОЗЕТа и Комзета, предназначенные для организации еврейских земледельческих поселений, были направлены на колонизацию этого участка уссурийской тайги. Одновременно началась т.н. «интернационализация» и коллективизация еврейских сельхозпоселений, в результате которых доля евреев в бывших еврейских земледельческих колониях сократилась до 15-25%.

Власть решила, что если и давать евреям территориальную автономию, то пусть это будет стратегически и геополитически важный район в непроходимой тайге, который евреи должны обжить для своей Родины.

Советская пропагандистская машина была запущена на полную мощь и поначалу лозунг еврейской республики на Дальнем Востоке вызвал большой энтузиазм не только у многих советских евреев, но и у некоторых активистов зарубежных еврейских территориалистских организаций. Если добавить к этому популярность у определенных кругов левой ориентации на Западе социалистических и коммунистических идей, то станет понятным появление на берегу Биры целых отрядов еврейских добровольцев из США, стран Европы и даже Палестины.

Что же касается еврейских национальных районов на Украине, в Белоруссии и в Крыму, то к 1939 г. все они, как «искусственно созданные» были расформированы или преобразованы в обычные территориальные единицы и потеряли статус национальных.

Однако и Биробиджанский эксперимент не удался. Несмотря на то, что в 1930 г. был основан Биробиджанский еврейский национальный р-н, получивший в мае 1934 г. статус Еврейской автономной области, евреи не стали титульной национальностью в новом территориальном образовании. План переселения евреев в Биробиджан к 1936 г. был выполнен в среднем на 65%. Более того, в 30-х гг. наблюдается массовый отток еврейского населения (также впрочем, как и нееврейского) с предоставленных им для сельскохозяйственных поселений земель. Из переселенных 126 000 чел. к 1937 г. на новых местах жительства в Крыму, юге Украины и Биробиджане осталось только 42% или 53 тыс. чел. Это объяснялось коллективизацией и сопровождавшим ее голодом в деревне, а также нечеловеческими условиями жизни на стройках Биробиджанского района.

Однако партия все равно заявила об успехе Биробиджанского эксперимента. Там традиционно назначался еврей на пост первого секретаря обкома партии, выходили газеты на идиш, а сама область считалась долгое время удачной альтернативой сионистскому проекту в Палестине.

В начале 30-х гг. сионистское движение в СССР прекратило свое существование, хотя подпольно какое-то время продолжали действовать некоторые группы. Кроме того, в этот период происходит свертывание культурного расцвета на «еврейской улице», включая национальную систему образования, завершается окончательный разгром еврейского религиозного и независимого политического движения. Окончательно терпит крах большевистская территориалистская идея относительно еврейской советской республики в европейской части СССР, а опыт с созданием еврейского социалистического национального очага на Дальнем Востоке также можно считать неудавшимся.

 

4. Перепись 17 января 1939 года проводилась вместо переписи 1937 года, результаты которой были признаны «дефектными» и засекречены, а ее организаторы - репрессированы.

Украина уже состояла из областей, очертания которых частично приобрели современный вид (смотри Карту Украинской ССР в начале 1939 г.). Со времени переписи 1926 года, столица переехала из Харькова в Киев, а сама республика изменила свое наименование: в порядке слов «Социалистическая» и «Советская» поменялись местами (что отразилось на украинской аббревиатуре, но не на русской).

Через несколько месяцев после переписи 1939 года к УССР присоединят Западную Украину, на территории которой будут образованы Львовская, Дрогобычская, Станиславская, Тернопольская, Волынская и Ровенская области.

ВО ВСЕЙ УССР

административные единицы

украинцы

русские

другие

вместе (100%)

кол-во % кол-во % кол-во %
УССР 23 667 509 76,5 4 175 299 13,5 3 103 410 10 30 946 218

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: