Принципы и методы логопедии

Принципы логопеда являются общими отправными точками, определяющими деятельность логопеда и его пациентов в процессе коррекции нарушений речи. Эта работа имеет свою специфику в связи с особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Логопеды достигают правильного произношения звука и его автоматизации с помощью специальных методов и приемов. Основная задача - закрепить навык правильного произношения в процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменены или смешаны. Когда у актера имеется большое количество нарушенных звуков, например, свист, шипение, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свист, шипение).

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется от простого к сложному.

Существуют разные методы обучения:

/// практические (упражнения, игры, моделирование)

/// visual (фильмы, аудиозаписи)

/// словесные (разговоры, пересказы, рассказы)

Выбор и использование метода определяется характером речевых расстройств, содержанием, целями и задачами. Нас больше интересуют практические методы, поэтому давайте рассмотрим их более подробно.

Овладение правильными речевыми навыками - длительный процесс, требующий разнообразия, систематичности используемых видов деятельности. Поэтому физические упражнения являются одним из основных способов воздействия в логопедии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Упражнение - это повторение практических и умственных действий.

В речевой терапии они эффективны при устранении артикуляционных и голосовых расстройств. В результате систематического выполнения артикуляционных упражнений создаются предпосылки для постановки, формируется навык его изолированного произношения. На этапе производства звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации достигается правильное произношение звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Упражнения делятся на:

= подражательный исполнитель

= конструктивный

= креатив

1) Подражательно-исполнительные выполняются в соответствии с образцом.

Упражнения практического характера (дыхание, голос, артикуляция) занимают большое место, они выполняются на основе визуального восприятия выполнения заданий логопедом.

2) Конструктивный тип работы используется при устранении оптической дисграфии, когда они учатся конструировать буквы из элементов, из одной буквы в другую (используется при работе с детьми).

3) В упражнениях творческого характера допускается использование освоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Использование игровых упражнений (например, имитация действия: резка дров, стрельба из пистолета, имитация походки медведя, катание на коньках в боулинге) вызывает эмоционально позитивный настрой на тренировках на сценической речи, снимает напряжение.

У некоторых слабое произношение шипящих и звучных звуков. Именно с этих звуков, объединенных в пары на основе акустического или артикуляционного сходства, целесообразно начинать работу. Бывает и так, что правильно произнесенный звук неточно произносится в словах. Поэтому необходимо практиковать четкое произношение звуков в любой позиции (в начале, в середине, в конце слова). Произнесение слов и фраз шепотом требует более четкого артикуляции звуков. Такие задания обязательно должны быть включены в классы. Четкое, правильное произношение звуков обеспечивается хорошо развитым слухом.

Речевое дыхание также следует практиковать в классе. При произнесении длинных фраз они часто нарушают беглость речи, поднимают воздух, заканчивают предложение на выдохе и максимально долго произносят звуки и, y. Улучшение речевого дыхания облегчается высказыванием скороговорки. Тем, кто ослабил вдох и выдох, нужны развивающие упражнения. Им полезно пускать мыльные пузыри и раздувать воздушные шары.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических навыков и умений только при соблюдении условий:

+ осознание цели актера

+ систематичность, которая реализуется при многократном повторении

+ постепенное усложнение состояния с учетом стадии коррекции возраста и индивидуальных психологических особенностей актера

+ осознанное выполнение практических и словесных действий

+ самостоятельное исполнение на заключительном этапе исправления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: