Практическое занятие № 5

Планы практических занятий по коррекционной педагогике

 

Практическое занятие №1.

Коррекционная педагогика в системе наук о человеке.

 

План:

1. Коррекционная педагогика. Ее предмет, объект исследования.

2. Цель и задачи курса коррекционной педагогики.

3. Специальные понятия коррекционной педагогики.

4. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

5. Место коррекционной педагогики в системе специальной педагогики

 

Вопросы и задания

1. Какие направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?

2. Что такое «коррекционно-педагогическая деятельность» и в чем ее психолого-педагогическая суть?

3. Подготовить доклад (один на выбор) по темам «Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности», «Социальная защита детей и подростков».

 

 

Литература:

 

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.заведений / Под ред. Сластенина В.А. М.,Академия, 199.

2. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для высш. учебн заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1999 –176 с.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 1999.

 

 

Практическое занятие № 2

Основы коррекционной педагогики и специальной психологии.

 

План:

 

1. Как складывалась история становления и развития коррекционной педагогики?

2. Группы детей с отклонениями в развитии (классификации Власовой М.А., Певзнер М.С., Лапшина В.А., Пузанова Б.П.).

3. Причины врожденных и приобретенных аномалий.

4. Что изучает специальная психология?

5. Что такое «сложный дефект», «первичный дефект», «вторичный дефект»?

6. Ведущие факторы, определяющие картину аномального развития.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем сходство и различие классификаций детей с отклонениями в развитии Власовой М.А., Певзнер М.С. и Лапшина В.А., Пузанова Б.П.?

2. Подготовить сообщения по темам: «Коррекционная работа с детьми с отклонениями в развитии» (привести примеры коррекционных упражнений и заданий); «Коррекционно-развивающее обучение»; «Коррекционно-педагогическая деятельность».

3. Неуравновешенный, гиперактивный ребенок 9 лет. Семья обеспеченная, ребенок учитсяв элитной школе, которая зависит от его родителей. Чувствуя свою безнаказанность, мальчик грубит учителям, доводит одноклассников, перекладывает свою вину на других. Родители считают ребенка совершенством и гением, а учителей бездарями. Все конфликтные ситуации разбираются при ребенке.

3.

Разработайте рекомендации для родителей данного гиперактивного ребенка.

 

Литература:

 

1. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы// Дефектология. -№ 2.-1999.

2. Взайман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М.: Аграф, 1996. – 160с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2 изд. испр. и доп. –М.: Просвещение, 1973. – 175с.

4. Гитей – Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям. Пер. с англ. / Под ред. Д.В.Колесова. –М.: Педагогика, 1988. – 240с.

5. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пособ. для студ-в и слушателей спец. фак-в/ Сост. В.Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 264с.

 

 

Практическое занятие № 3

 

Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.

 

План:

1. Сущность понятий «норма» и «аномалия». Предметная, социально-возрастная, индивидуальная нормы.

2. Признаки здоровой личности по А. Маслоу.

3. Характерологические и поведенческие отклонения ребенка.

 

Вопросы и задания для коллективного обсуждения:

1. Используя понятие «норма» установите, соответствовало ли нормальному поведение семилетнего ребенка, если он:

 

- подрался на перемене с товарищем, когда тот обозвал его «гусаком»;

- долго не мог успокоиться и сказал грубое слово учителю, который, как ему показалось, стал на сторону обидчика;

- отказался дать дневник для записи замечания;

- на угрозу учителя пожаловаться родителям, ответил: «Ну и сообщайте!»

2.Ученик 3-го класса наломал цветущих вишневых веток.

- Зачем ты это сделал?

- Хочу отнести маме букет.

Каким вы признаете поведение ребенка – нормальным или отклоняющимся? Что должен сказать и сделать учитель?

3.Подготовить презентацию (одну на выбор) по теме «Особенности гиперактивных детей», «Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении», «Роль семьи в воспитании нормального ребенка и ребенка с проблемами развития».

 

Литература:

 

1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дифицитом внимания. – М., 2000. – 112с.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л.Белопольская. –М., 2000. – 351с.

3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: РПА, 1998. – 128с.

4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 280с.

5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.

 

Практическое занятие № 4

 

Принципы и методы педагогической коррекции.

 

План:

1. Перечислите общепедагогические принципы коррекции.

2. Назовите специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности.

3. Каковы общие методы коррекционной работы.

4. Перечислите специальные методы педагогической коррекции.

 

Задания:

1. Подготовить сообщение по теме «Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности».

2. Подготовить презентацию по одному из методов коррекционной работы.

3. Составьте кластер по теме: «Специальные методы педагогической коррекции».

Литература:

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 280с.

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.

 

Практическое занятие № 5

Девиантное поведение детей

 

План:

1. Что такое «девиантное поведение»?

2. Каковы варианты отклоняющегося поведения? (по Л.М. Зюбину и А.С. Беличевой)

3. Назовите наиболее популярные классификации видов отклоняющегося поведения.

4. Педагогическая коррекция девиантного поведения детей в учебной деятельности.

5. Пед. коррекция девиантного поведения детей во внеурочной работе.

6. Назовите приемы педагогической коррекции девиантного поведения детей.

 

Вопросы   и задания:

 

1. Каковы взаимосвязь пед. запущенности, трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков?

2. Составьте таблицу «Классификации видов отклоняющегося поведения».

3. Перечислите методики  диагностики девиантного поведения.

4. Подготовьте доклад (один на выбор) по темам: «Причины и условия девиантного поведения подростков», «Трудный школьник и педагогический коллектив», «Педагогическая запущенность».

5. Пятилетний Миша проявляет большую невыдержанность на занятии по родному языку. На замечания воспитателя: «Нельзя на все вопросы отвечать только тебе», - говорит: «Мне можно, потому что я самый умный»,- и продолжает нарушать дисциплину. На занятии по конструированию Миша выглядит притихшим – работа руками ему явно не даётся. Поняв, что он так и не сможет склеить коробочку, отодвигает всё от себя со словами: «Не хочу! Не люблю я это дело!»

Укажите на возможные причины такого поведения Миши.

Предложите систему работы по преодолению этих проявлений.

 

Литература:

 

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Р н/Д., 2004.

2. Гонеев А.Д и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2002.

4. Кривцова С.С. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. – М., 1997.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: