Зверобой продырявленный

Многолетнее травянистое растение высотой от 30 до 80 см. Стебель прямостоячий, зеленого, затем красновато-бурого цвета. Листья супротивные, эллиптические, с просвечивающими точками – «дырочками». Ароматные, золотисто-желтые цветки собраны в 

широкометельчатые соцветия. Цветет в июле – августе. Плод – продолговатая коричневая коробочка, созревает в июле – сентябре. Растет по светлым опушкам, полянам, вдоль дорог.

Одно из самых популярных лекарственных растений. Обладает общеукрепляющим, противовоспалительным, кровеостанавливающим и вяжущим действием.

Применяется при заболеваниях желудка, печени, почек, при острых простудных заболеваниях, сенной лихорадке и детских диатезах.

ПЫРЕЙ

Многолетнее травянистое растение высотой 60 – 120 см. У пырея очень длинное ползучее корневище, от которого отходят многочисленные тонкие корни. Стебель прямой. Листья длинные, линейные, очередные. Зеленоватые цветки расположены на верхушке стебля и собраны в соцветие – сложный колос. Цветет в июне – июле, семена созревают в августе – сентябре. Злостный сорняк. Встречается повсеместно. Народная медицина рекомендует корневища и сок пырея при бронхитах, при болезни печени и почек, остеохондрозах.

Препараты пырея ползучего помогают при юношеских угрях и других кожных заболеваниях.

Траву пырея едят кошки, собаки. Она обладает противоглистным эффектом, хорошая кормовая трава.

ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ

Травянистый многолетник, густоопушенный прижатыми сероватыми волосками стебли. Многочисленные, бороздчатые, до 1 м высотой. Листья шелковистые, длинночерешковые, трижды – или дважды перисторассеченные, верхние перистые, коротко-черешковые, самые верхние трехлопастные или цельные. Цветки в мелких корзинках, собранных в метелку, желтые, трубчатые. Корзинки на коротких ножках, шаровидные. Плод – очень мелкая семянка. Все растение горькое, с сильным своеобразным запахом.

Полынь усиливает выделение желудочных соков и повышает аппетит. В народной практике отвар травы применяют при желтухе, малярии, против поноса, ожирения, при скоплении газов в кишечнике, против круглых глистов.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

Однолетнее травянистое растение с ветвистым стеблем и очередными дваждыперисторассеченными на линейные дольки листьями. Цветки в корзиночных соцветиях, сидящих на длинных цветоножках. Плод семянка. Все растение обладает характерным ароматом. Цветет в июле – августе. Растет около жилья, по полевым дорогам, на полях.

Ромашка применяется в виде настоев и отваров внутрь как ветрогонное, потогонное и противосудорожное средство, внутрь и в клизмах при спазмах кишечника и поносах, наружно – для полосканий, примочек и ванн при стоматитах, ангинах, язвах и некоторых кожных болезнях.

ШИПОВНИК

Кустарник с ветвями, усаженными изогнутыми редкими шипами и непарноперистыми, с обеих сторон голыми, по краю остропильчатыми листьями. Цветки крупные, чаще одиночные, с бледно-розовыми лепестками: спелые плоды светло-красные, гладкие с отогнутыми вниз чашелиситиками, опадающими при созревании плодов.

Отвар плодов принимают при туберкулезе, различных инфекционных болезнях, воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, почек, мочевого пузыря, при желчнокаменной и почечнокаменной болезнях, пониженном содержании гемоглобина в крови.

ЩАВЕЛЬ КОНСКИЙ

Многолетник высотой до 1.5 м с коротким, многоглавным корневищем и мощным слабоветвистым корнем. Стебель прямой, бороздчатый, в верхней части ветвистый. Листья очередные, крупные, продолговато-треугольные, по краям слегка волнистые. Цветки мелкие, невзрачные, зеленовато-желтоватые, собраны в мутовки, образующие в верхней части стебля узкометельчатое соцветие. Цветет в мае – июне.

Препараты из корней конского щавеля в малых дозах обладают вяжущим действием, в больших – слабительным. В народной медицине они применяются при лечении поносов инфекционного характера.

ЗАДАНИЕ: Составить гербарий лекарственных растений, встречающихся на всем протяжении маршрута экологической тропы с последующим их описанием и применением в медицине.

КОНКУРС:

1. Ты растер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

3. Корень какого растения помогает возбудит аппетит? (Корень одуванчика).

4. Какое растение поможет вылечить от болей в желудке? (Тысячелистник).

5. Отваром какого растения лечат волосы от выпадения? (Лопух).

6. Какими лечебными свойствами обладает цикорий?

7. Когда следует собирать лекарственные растения?

8. Назовите правила сушки лекарственного сырья.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЩИТ № 4

ПОЧВА

Почва – это первоисточник продуктов питания, кормов для скота, лесоматериалов, волокна для одежды и так далее. Это незаменимый природный ресурс.

Почва – сложное природное образование, возникшее в результате изменения горных пород под воздействием живых и отмерших организмов (растительных, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Формирование почвы начинается с разрыхления горных пород на их поверхности (выветривание). Образовавшаяся при этом щебенка или песок – это еще не почва, а материнская почвообразующая порода. На нее воздействуют живые организмы и климатические факторы. Распространяясь вглубь, они изменяют материнскую породу, обогащают верхнюю часть почвы органическим веществом за счет поселяющейся растительности. Основную его массу создают высшие растения. Опадающие с деревьев листья, хвоя, кора, ветки, отмирающие травянистые растения и их корни – это материал для образования органической части почвы. Микроскопические грибы, бактерии, а также кислотные бактерии превращают их в новое вещество – перегной или гумус. В образовании почв участвуют также дождевые черви, землерои, личинки различных насекомых, живущие в почве. Они разрыхляют и перемешивают органические вещества с минеральными частями. Процесс образования почв протекает непрерывно.

Сильное воздействие на образование почв оказывает климат: в жарком и сухом климате нашего региона при недостатке влаги, т.е. при коэффициенте увлажнения меньше 1, из разреженной травянистой растительности образуется мало перегноя, но накапливается много нерастворенных солей. В частности в почвенном покрове земель на территории Таштагола преобладают подзолистые почвы.

План изучения почв

Строение почвы изучают в специально вырытых ямах шириной 0.7 м и глубиной от 0.5 до 1 метра и глубже, если слой почвы очень мощный. Передняя стенка делается отвесной, располагается она так, чтобы ее освещало солнце. Напротив передней стенки делаются ступени, чтобы удобно было копать.

На карте каждый разрез наносится в виде квадратика, около которого ставьте порядковый номер. После описания разреза, яму зарывайте так, чтобы поверхностный горизонт почвы был сверху.

На стенке разреза видны почвенные горизонты: они отличаются друг от друга светом и строением, границы между ними иногда резки, но чаще постепенны. Почвенные горизонты отражают особенности жизни почвы и образования, но внешнему виду, которых уже можно составить представление о типе почве и о той или иной ее разновидности.

Прежде всего, необходимо познакомиться со строением почвы, т.е. характером расчленения ее на слои (горизонты) обособившиеся в процессе почвообразования. Они отличаются по окраске, плотности, структуре и другим признакам. Вначале ножом отметьте резкий или постепенный переход одного горизонта в другой, цвет и особенности их структуры. Цветными карандашами зарисуйте трехчленное строение с сохранением масштаба: вверху – перегнойно-аккумулятивный горизонт А, глубже – аллювиальный В (вмывания), который может подразделяться на подгоризонты В1, В2, В3 и еще глубже материнская порода С. В горизонте А нетрудно выделить самый верхний тонкий слой А0 – неразложившуюся подстилку или пахотный горизонт Ап. Кроме буквенных обозначений горизонты следует называть словами: подзолистый, глеевый…

Цвет почвы в горизонте определяйте по сухим образцам. В описании стремитесь не только передать возможно точнее цвет, но и отразить цветовые переходы от слоя к слою. Механический состав почвы, т.е. соотношение глинистых, пылеватых и песчаных частиц почвы, определяйте по верхнему горизонту на ощупь путем растирания ее на ладони или между пальцами, смачиванием и скатыванием. Так, глинистые почвы при скатывании дают длинный шнур, суглинистые – длинного шнура не дают, суглинистые песчанистые шнур дают непрочный, крошащийся. Из супесчаных шнур скатывать не удается, песчаные – образуют рыхлую массу. 

Структура почвы – это ее способность распадаться на комочки различных размеров и формы. От структуры зависят воздушные и водные свойства почвы, что влияет на ее плодородие. Структуру определяют на глаз: зернистая, комковатая, призматическая, пластинчатая, листовая и др.. Тут же отметьте степень ее выраженности – отчетливая, неясно выраженная и т.д. Соберите образцы комочков

почвы в стеклянные баночки и затем измерьте их. Отметьте и включения в виде валунов, гальки, остатков растений, насекомых, их происхождение, количество и характер. Большое внимание уделите новообразованиям, создающимся в результате почвообразовательного процесса. В разрезе они выделяются специфической окраской. Это белесоватый налет на поверхности структурных отдельностей из кремнезема, охристо-ржавые пятна, красно-бурые. Корочки окислов и гидратов железа и марганца.

О качестве почвы, ее богатстве – плодородии можно судить по внешним признакам. Из них главные – это мощность и интенсивность окраски, а также зернистость гумусового горизонта. Хорошая структурная почва распадается на мелкие комочки.

Итак, описание почвы производите по горизонтам, начиная сверху, измерения от поверхности почвы. Для каждого слоя указывайте его название, глубину нижней границы, механический состав, цвет, структуру (если она отсутствует, пишите – бесструктурная), включения (камни, корни, их размеры, количество и характер), влажность (то чего зависит интенсивность окраски).

ВОПРОСЫ:

1. Как влияют на почвообразовательный процесс температура воздуха и увлажнение территории?

2. Какие почвенные зоны сформировались на территории города Таштагола, каковы причины такого состава почв?

3. Какие виды мелиорации характерны для хозяйства, расположенного на территории пришкольного участка?

ЗАДАНИЕ:

1. Определите, какие виды эрозии почв встречаются в окрестностях населенного пункта?

2. Как влияет хозяйственная деятельность человека на эрозию почв в пределах окрестностей нашего населенного пункта?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: