Изучение единиц измерения длины

Теоретическая часть

1. Задачи изучения метрической системы мер в специальной (коррекционной) школе

-сформировать у учеников представление про то, что величина измеряется однородной величиной

-познакомить с линейными мерами и их соотношением

-научить сравнивать линейные размеры предметов

-научить пользоваться измерительными инструментами

Трудности, которые возникают у умственно отсталых учеников во время изучения данной темы и их причины.

-неправильно устанавливают точку отсчета

-забывают считать меры, и не могут назвать результат

-вместо выложенных мерок считают полосочки которыми они обозначались

-при изучении объёма неравномерно наполняют мерки, что приводит к уменьшению или увеличению результата

-чем меньше становится вещества, тем меньше ребенок старается наполнить мерку

-пропускают ноль или доставляют

-при замене меньших мер большими не умеют выделять в цифрах нужный разряд, неправильно записывают названия

Требования к изучению метрической системы мер в специальной (коррекционной) школе.

Для преодоления указанных трудностей необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В младших классах надо стараться сформировать представление, а в старших — понятие о том, что величину можно измерить только такой же величиной, принятой за единицу измерения (длина измеряется мерами длины: метрами, дециметрами и т. д.)

2. Знакомство с новой единицей измерения целесообразно начинать с создания такой жизненной ситуации, которая бы помогала учащимся убедиться в необходимости введения той или иной единицы измерения величины.

3. Нужно стремиться (учитывая слабость воображения, малый практический опыт, конкретность мышления умственно отсталых), чтобы учащиеся ощутили, четко представили каждую единицу измерения, используя все органы чувств. Надо шире использовать Наблюдения, опыт, знание уж известных единиц измерения.

Например, при знакомстве с мерой длины 1 км использовать знание 1 м, пройти с учащимися расстояние 1 км и отметить; затраченное время.

Меры, которые трудно или невозможно ощутить (например, массу грузов в 1 ц или в 1 т), надо показать опосредованно, Приводя примеры использования этих мер.

4. Изучение мер должно сопровождаться активной практической деятельностью самих учащихся: а) по изготовлению единиц измерения (метра, дециметра, сантиметра, миллиметра, квадратных и кубических мер); б) по измерению величин с помощью инструментов; в) по выяснению соотношения мер (в дециметре укладывать сантиметры, метр делить на дециметры и сантиметры, приходя к выводу: 1 дм = 10 см, 1 м=10 дм=100 см).

5. Изучение мер должно сопровождаться развитием глазомера и мускульных ощущений. Кроме того, учащиеся должны приобрести умение оценивать приближенные результаты измерений (если остаток меньше половины единицы измерения, то он отбрасывается; если остаток равен или больше половины единицы измерения, то к полученным целым единицам мер добавляется еще одна единица, например: 1 м 30 см«1 м, 1 м 50 см«2 м, 1 м 80 см=2 м).

6. Закрепление знаний мер и умения измерять проводится только на уроках математики, но и на других учебных предмета особенно на уроках ручного и профессионального труда, физкультуры, черчения, при работе на пришкольном участке, на произвсственной практике, а также во внеклассное время. Успех зависит от целенаправленной работы всех учителей и воспитачлей, работающих с одним коллективом учащихся.

7. Измерению с помощью инструментов для определения точного значения размеров предметов должно предшествовать определение этих размеров на глаз. Это разовьет глазомер, закреп» представление о единицах измерения, укрепит знание назван единиц измерения величин, предупредит их уподобление.

8. Формирование навыков у детей с нарушением интеллект происходит очень медленно, и требуется большое количество упражнений на протяжении долгого времени, чтобы сформировали тот или иной навык. Поэтому упражнения в измерении необходмо проводить систематически. Они должны быть неотъемлемо частью большинства уроков математики.

Знакомство с именованными числами. Изучение мер стоимости. Соотношение между ценой, количеством и стоимостью.

Понятие о стоимости — одно из трудных для учащихся коррек-ционной школы. Если нормальный ребенок еще до поступления в школу имеет значительный практический опыт, сталкиваясь с деньгами как мерой стоимости, то большинство умственно отсталых школьников из-за малой наблюдательности, инертности,

В пропедевтический период выявляются детские представления о деньгах, их назначении, достоинстве монет.

Знакомство с монетами

Опыт учителей школы VIII вида показывает, что учащиеся лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, если первое знакомство с ними происходит при изучении соответствующих чисел. Например, при изучении числа 1 учащиеся знакомятся с монетами в 1 копейку, 1 рубль.

Знакомство с монетами происходит в следующей последовательности:

1. Внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая написана на монете.

2. Отбор среди других монет указанного достоинства.

3. Отбор монет по названию («Найди монеты в 1 к., 2 р.» и т. д.).

4. Обводка монет в тетрадях.

5. Знакомство с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты (тетрадь — 2 р., карандаш — 1 р.) и т. д.

6. Организация игры «Магазин», когда учащиеся покупают предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя размена).

7. Размен и замена монет.

Изучение единиц измерения длины

Со всеми мерами длины и их соотношениями учащиеся школы VIII вида знакомятся в младших классах (1—4-е), закрепление же этих мер проходит в течение всех лет обучения в школе. Знание мер длины, умение находить длину, ширину, высоту и т. п. необходимы учащимся и в быту, и при овладении профессией.

Задачи изучения мер длины:

1. сформировать у учащихся пред ставление о том, что величина измеряется однородной величиной

2. познакомить с единицами линейных мер и их соотношением

3. научить сравнению линейных размеров предметов;

4. научить пользоваться измерительными инструментами.

Первое знакомство с признаками предметов: длинный — ко роткий, широкий — узкий, высокий, низкий учащиеся получают еще в подготовительный период.

В 1-м классе учащиеся знакомятся также с сантиметром. Обычно учитель показывает эталон сантиметра сделанный из проволоки или из бумаги. Затем сантиметр сравнивается с шириной пальца, с длиной двух клеточек тетради. Знакомство с новой единицей измерения длины — децимет ром — следует связать с нумерацией в пределах 20 (2-й класс). Километр — единица измерения длины, с которой учащиес знакомятся после изучения более мелких единиц измерени длины (1 м, 1 дм, 1 см, 1 мм). Учитель выясняет, какие единиц измерения длины уже знают учащиеся, какие величины можн измерить каждой из известных им единиц, спрашивает, каким] единицами измерения длины можно измерить расстояние межд городами, селами и т. д. Большинство учащихся правильно назы вают единицу измерения. Однако почти никто не имеет реального представления об этой единице измерения длины. Представление о километре учащиеся получают лишь тогда, когда они увидят расстояние в 1 км, пройдут этот путь, сами установят связь между расстоянием в 1 км и временем, необходимым, чтобы пройти это расстояние. К концу четвертого года обучения учащиеся познакомятся со всеми единицами длины, или линейными мерами, как они их будут называть в 5-м классе, и с их соотношениями. В старших классах систематически проводится работа по дифференциации мер длины. Эталоны линейных мер 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 м и таблица их соотношений должны постоянно быть в классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: