Задание 6. Опишите, что означает принцип возрастной адекватности педагогического воздействия?

Задание 1. Охарактеризуйте классификацию принципов системы физического воспитания.

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом.

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспитания отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принципов.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса.

 

К наиболее общим (социальным) принципам относят:
•принцип гармонического развития личности;
• принцип связи с жизнедеятельностью;
• принцип оздоровительной направленности.


Помимо общих еще установлены методические принципы, которые регламентируют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности.


По направленности педагогических воздействий условно выделяют:
• принципы обучения двигательным действиям;
• принципы развития физических способностей;
• принципы воспитания личностных качеств.

 









Задание 2. Укажите пути реализации принципа непрерывности и преемственности в Российской Федерации.

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека. В непрерывном образовании выделяется несколько этапов: детско-юношеское образование - обучение, воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь; образование взрослых - учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

Непрерывность есть цепь учебных задач на протяжении всего процесса образования, логично перетекающих друг в друга и задающих путь постоянного продвижения обучаемого вперед.
Преемственность есть непрерывность в переходные моменты между этапами или уровнями обучения, выраженная в единой организации этих уровней или форм в пределах общей системы образования.

Преемственность возможно реализовать в условиях единой системы целей и наполнения образовательных программ на всем пути обучения от дошкольного до последипломного.

На данный момент, увы, российское образование не обладает подобным единством. Различные этапы обучения и формы преследуют несогласованные между собой цели. Таким образом, обеспечение целостности и содержательного единства обучающей деятельности является базовой задачей, стоящей перед политикой образования.


Задание 3. Укажите как реализуется принцип прикладности.

Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни.

 

Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение. Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни.

 

Но есть и другая точка зрения - что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

 

Задание 4. Опишите, как осуществляется системное чередование нагрузок и отдыха при реализации принципа непрерывности как специфического принципа физического воспитания.

 

Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям.

При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств.

 В возрастном и многолетнем плане последовательность в построении процесса физического воспитания заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке.

 

Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопления) этих эффектов. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным, так как двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их не подкреплении.

Задание 5. Укажите как реализуется принцип цикличности в ДЮСШ и общеобразовательной школе.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.

 

Задание 6. Опишите, что означает принцип возрастной адекватности педагогического воздействия?

Сроки наступления благоприятных периодов развития координационных и кондиционных способностей у учащихся массовых и коррекционных школ не совпадают, дети с аномалиями развития зачастую отстают в темпах биологического созревания и имеют отличный от здоровых детей механизм развития физических способностей.


У школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9— 12 лет; с нарушением речи и слуха — на возраст 8—11 лет; с нарушением зрения — 8—12 лет. Т.е. большинство сенситивных периодов развития координационных способностей приходится на возраст 8—12 лет.

 Ориентироваться нужно на индивидуальные показатели, позволяющие определить зоны ближайшего развития для каждого ребенка.


Принцип оптимальности педагогических воздействий для лиц с ограниченными возможностями означает оптимальную меру воздействия физической нагрузки на организм, стимуляцию адаптационных и компенсаторных процессов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, методам организации их выполнения.

Нагрузка не должна превышать допустимых величин и соответствовать оптимальным реакциям.
Оптимальным режимом для лиц с ограниченными возможностями считается нагрузка, при которой частота сердечных сокращений не превышает 150-160 ударов. Если пределы превышены, то необходимо снизить нагрузку путем увеличения интервалов отдыха, снижения темпа выполняемого задания.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: