Тема 10: Инновационные образовательные процессы
1.Признаки и критерии педагогических инноваций.
Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Критерии | Новация | Инновация |
Масштаб целей и задач | Частный | Системный |
Методологическое обеспечение | В рамках существующих теорий | Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст | Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения | Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки |
Характер действий (качество) | Экспериментальный (апробирование частных нововведений) | Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат |
Характер действий (количество) | Ограниченный по масштабу и времени | Целостный, продолжительный |
Тип действий | Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества | Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация | Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) | Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт | Изменение отдельных элементов в существующей системе | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна | Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики | Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Последствия | Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей | Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок |
Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
Непонимание объективно необходимой связи развития личности и её профессионализма порождает серьёзные ошибки в практике работы с молодёжью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо "технократические перекосы", либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, труда и общественной практики.
Важным показателем качества образования является обращение к духовности, общечеловеческим ценностям, богатству мировой культуры. Гуманизация образования (в том числе высшего и профессионального) стала общественно необходимой в современных условиях.
Этапы реформирования инноваций.
Существует огромное количество подходов к формированию и определению этапов инноваций. В различной научной литературе можно встретить абсолютно разные их виды и классификации, так, к примеру, Дж. Хэйдж и М. Эйкен разделил инновации на 4 составляющие так называемые стадии:
§ Оценка;
§ Иннициация;
§ Внедрения;
§ Рутинизация.
В свою очередь, С. Майерс и Д. Маргис выдвинули свою идею, рассматривать этапы инноваций, как структуру из 5-ти позиций:
§ Понимание проблемы;
§ Продуцирование идеи;
§ Процесс поиска решения проблемы;
§ Решение;
§ Внедрение и использование.
Наиболее полное представление об этапах инноваций складывается из приведенных ниже частей:
§ Фундаментальные исследования (новые научные знания, закономерности, установить новые связи между явлениями, ФИ делятся на поисковые и теоритические);
§ Поисковые исследования;
§ Прикладные исследования (с ними связан риск получения отрицательных результатов);
§ Разработки;
§ Освоение производства;
§ Внедрение;
§ Распространение.
Типы нововведений в школе и вузе.
По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на: локальные, модульные, системные.
Университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащения его личности.
Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
№ | Основание (признак) классификации | Типы нововведений |
Отнесение к части учебно-воспитательного процесса | · в содержании образования; · в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; · в организации учебно-воспитательного процесса; · в управляющей системе школы | |
Масштабность (объем) нововведений | · частные (локальные, единичные); · модульные (комплекс связанных между собой, относящихся к одной группе предметов, · к одной группе учащихся и др.); · системные, охватывающие всю школу | |
Инновационный потенциал новшества | · модификационные нововведения, · связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией известного и принятого; · комбинаторные нововведения, предполагающие новое конструктивное соединение ранее известных методик; · радикальные нововведения | |
Группировка по отношению к своему предшественнику | · замещающее новшество; · отменяющее нововведение; · открывающее нововведение; · ретровведение |
4.Типология и многообразие учебных заведений:
- Модели и организации общеобразовательных учреждений:
· Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая учащихся ни по одному признаку и обучающая всех детей.
· Элитарные школы для одаренных. Способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии: классические и реальные.
· Школы – академии, имеющие установку на обширное гуманитарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность.
· Лицеи. Это профильные учебные заведения, осуществляющие довузовскую подготовку.
· Школы углубленного развития детей в области какого – либо цикла углубленных дисциплин: школы природы, школы здоровья, школы искусств, школы с углубленным изучением математики или предметов художественно – эстетического цикла.
· Школы, тип которых определяется не содержанием, а избранной технологией образования.
· Школы европейского типа.
· Традиционные образовательные структуры для детей с ослабленным здоровьем.
- Инновационные учебные заведения:
Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.
В наше время в системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений).
- Современные авторские школы (инновационные дидактические системы):
Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.).
В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С. Библер, СЮ. Курганова), «школа развивающего обучения (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.
Сущность педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может, например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива и других направлений.
В процессе работы авторская концепция дополняется и нередко видоизменяется коллективом педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФ и органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.
Авторских школ в России - единицы. В перестроечный период появились школы с колоритными названиями: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Школа-гимназия», «Казачий купеческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости» и др. Среди этого многообразия есть и такие школы, где инноваций нет. Но во многих школах инновации имеются. Таковыми в наши дни являются не только гимназии и лицеи, но и школы с углубленным изучением отдельных предметов, получившие аккредитацию после нескольких выпусков своих учеников.