Типы нововведений в школе и вузе

Тема 10: Инновационные образовательные процессы


1.Признаки и критерии педагогических инноваций.

Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

 

Критерии Новация Инновация
Масштаб целей и задач Частный Системный
Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий
Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный
Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Непонимание объективно необходимой связи развития личности и её профессионализма порождает серьёзные ошибки в практике работы с молодёжью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо "технократические перекосы", либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, труда и общественной практики.

Важным показателем качества образования является обращение к духовности, общечеловеческим ценностям, богатству мировой культуры. Гуманизация образования (в том числе высшего и профессионального) стала общественно необходимой в современных условиях.


Этапы реформирования инноваций.

Существует огромное количество подходов к формированию и определению этапов инноваций. В различной научной литературе можно встретить абсолютно разные их виды и классификации, так, к примеру, Дж. Хэйдж и М. Эйкен разделил инновации на 4 составляющие так называемые стадии:

§ Оценка;

§ Иннициация;

§ Внедрения;

§ Рутинизация.

В свою очередь, С. Майерс и Д. Маргис выдвинули свою идею, рассматривать этапы инноваций, как структуру из 5-ти позиций:

§ Понимание проблемы;

§ Продуцирование идеи;

§ Процесс поиска решения проблемы;

§ Решение;

§ Внедрение и использование.

Наиболее полное представление об этапах инноваций складывается из приведенных ниже частей:

§ Фундаментальные исследования (новые научные знания, закономерности, установить новые связи между явлениями, ФИ делятся на поисковые и теоритические);

§ Поисковые исследования;

§ Прикладные исследования (с ними связан риск получения отрицательных результатов);

§ Разработки;

§ Освоение производства;

§ Внедрение;

§ Распространение.

 

Типы нововведений в школе и вузе.

По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на: локальные, модульные, системные.

 

Университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащения его личности.

Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)

Основание (признак) классификации Типы нововведений
  Отнесение к части учебно-воспитательного процесса · в содержании образования; · в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; · в организации учебно-воспитательного процесса; · в управляющей системе школы
  Масштабность (объем) нововведений · частные (локальные, единичные); · модульные (комплекс связанных между собой, относящихся к одной группе предметов, · к одной группе учащихся и др.); · системные, охватывающие всю школу
  Инновационный потенциал новшества · модификационные нововведения, · связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией известного и принятого; · комбинаторные нововведения, предполагающие новое конструктивное соединение ранее известных методик; · радикальные нововведения
  Группировка по отношению к своему предшественнику · замещающее новшество; · отменяющее нововведение; · открывающее нововведение; · ретровведение

4.Типология и многообразие учебных заведений:

- Модели и организации общеобразовательных учреждений:

· Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая учащихся ни по одному признаку и обучающая всех детей.

· Элитарные школы для одаренных. Способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии: классические и реальные.

· Школы – академии, имеющие установку на обширное гуманитарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность.

· Лицеи. Это профильные учебные заведения, осуществляющие довузовскую подготовку.

· Школы углубленного развития детей в области какого – либо цикла углубленных дисциплин: школы природы, школы здоровья, школы искусств, школы с углубленным изучением математики или предметов художественно – эстетического цикла.

· Школы, тип которых определяется не содержанием, а избранной технологией образования.

· Школы европейского типа.

· Традиционные образовательные структуры для детей с ослабленным здоровьем.
- Инновационные учебные заведения:

Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

В наше время в системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений).
- Современные авторские школы (инновационные дидактические системы):

Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.).

В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С. Библер, СЮ. Курганова), «школа развивающего обучения (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.

Сущность педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может, например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива и других направлений.

В процессе работы авторская концепция дополняется и нередко видоизменяется коллективом педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФ и органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.

Авторских школ в России - единицы. В перестроечный период появились школы с колоритными названиями: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Школа-гимназия», «Казачий купеческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости» и др. Среди этого многообразия есть и такие школы, где инноваций нет. Но во многих школах инновации имеются. Таковыми в наши дни являются не только гимназии и лицеи, но и школы с углубленным изучением отдельных предметов, получившие аккредитацию после нескольких выпусков своих учеников.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: