Методы исследования возрастной и педагогической психологии

ФФК 1 курс, группы 920991з,920992з,  25.05.20, 8.40-10.15

Срок выполнения:25.05.20

ЛЕКЦИЯ № 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ (ответы студентов, сканы или фотографии, написанные от руки, с указанием Ф.И.О., факультета, курса, группы, даты лекции прислать 25.05.20 на почту Хвалиной Н.А. goroshek1972@mail.ru)

 

1. Что изучает возрастная психология (ее предмет)?

2. Каковы основные разделы педагогической психологии?

3. Дайте определение понятию «психическое развитие»

 

ЛЕКЦИЯ № 1. «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 План

  1. Предмет, задачи, разделы возрастной и педагогической психологии.
  2. Методы исследования возрастной и педагогической  психологии.
  3. Категория «развитие».

1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Возрастная и педагогическая психологии взаимосвязаны в практике учебно-воспитательного процесса, так как для обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо его понимать, знать его индивидуальные и возрастные особенности.

Возрастная и педагогическая психологии две отрасли психологической науки тесно взаимодействующие между собой, так как у них общий объект изучения - развивающийся человек и общая центральная проблема – поиск ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.

Возрастная психология – отрасль психологии, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека (от рождения до старости).

Как самостоятельная область знаний, возрастная психология появилась в конце XIX века. Отцом детской психологии является В. Прейер (1882 г. «Душа ребенка»).

Предметом возрастной психологии являются:

1)факты и закономерности психического развития здорового человека;

2) психологические характеристики людей, которые относятся к разным возрастным группам;

3)закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой;

4)движущие силы, условия психического развития;

5)категория «возраст» (психологический возраст).

6)три типа изменений, которые происходят в психике человека на протяжении жизни:

а) эволюционные изменения – медленные, качественные и количественные изменения (проявляются в стабильных периодах);

б) революционные – качественные, бурные, резкие изменения; (проявляются в возрастных кризисах);

в) ситуационные – происходят под влиянием воспитания и обучения.

Задачи возрастной психологии:

  1. Теоретические:

а) реконструировать историю становления основных подходов, которые объясняют процесс психического развития;

б) разработать и уточнить основные понятия, используемые в возрастной психологии;

в) уточнить категорию «возраст» и, на основе этого, разработать целостную периодизацию психического развития.

  1. Практические:

а) оказание психологической помощи в период возрастных кризисов;

б) организация оптимальных форм детской деятельности.

Разделы возрастной психологии (С.М. Головин):

-детская психология;

-психология подростка;

-психология юности;

-психология взрослости;

-психология старости или геронтопсихология.

    

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, то есть со стороны педагога, воспитателя.

Предметомпедагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И.А. Зимняя).

Задачами педагогической психологии являются (И.А. Зимняя):

- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

 - определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических основ деятельности педагога;

- определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности, развития научного, теоретического мышления;

- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач;

- определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;

- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Традиционно педагогическую психологию рассматривают в составе трех разделов:

-психология обучения;

-психология воспитания;

-психология учителя.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ  И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Метод – это путь научного исследования, способ познания какой-либо реальности. В психологии выделяют следующие методы исследования.

1. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Виды наблюдения:

а) по числу наблюдаемых параметров: сплошное и выборочное;

б) по положению наблюдателя в деятельности: включенное и невключенное.

2. Эксперимент - тип исследования, который позволяет проверять гипотезы о причинно-следственнных зависимостях.

Виды эксперимента: лабораторный и естественный.

3. Опрос - метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем

Виды опроса: устный (беседа или интервью); письменный (анкетирование).

4. Анализ продуктов деятельности – метод, который основывается на проекции, то есть перенесении своих потребностей, отношений и качеств на результаты деятельности (анализ рисунков, сочинений, поделок).

5. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий, стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

В настоящее время принято выделять следующие виды тестов:

1) по предмету:

а) интеллектуальные предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдель­ных когнитивных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, речь);

б) личностные связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей че­ловека, определяющих его поступки (тесты тем­перамента, характера, мотивации, эмоций, способностей);

в) межличностные позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, (социо­метрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива);

2) по объекту оценки:

а) процессуальные тесты – тесты, с помощью которых ис­следуется какой-либо психологический или поведенческий про­цесс, и ему в результате дается точная качественная или количе­ственная характеристика (например, процесс запоминания чело­веком материала);

б) тесты достижений, применение которых позволяет оценить успехи человека в том или ином виде деятельности, сфере познания (продуктивность памяти, логичность мышления, устойчи­вость внимания, уровень развития вербального мышления и др.);

в) тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека (черты личности, свойства темперамента, способнос­ти и т.п.).

В особую группу выделяются проективные тесты (сюжетно-неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.).

К тестам предъявляются особые требования:

1) социокультурная адаптированность теста (соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе);

2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий (в словесных и иных заданиях теста не должно быть моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми);

3) ограниченное время выполнения тестовых заданий (полное время выполнения заданий теста не должно превышать полутора-двух часов);

4) наличие тестовых норм для данного теста (норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально- демографических характеристик).

Изучение развития ребёнка протекает в двух формах:

1. Метод «поперечных срезов».

2. Метод продольного исследования (лонгитюдный метод).

Особенности использования методы в возрастной психологии:

  1. Наблюдение. Возрастная психология началась с простого наблюдения. Психологи наблюдали за психическим развитием собственных детей. Большое значение для развития этой дисциплины имеют дневники, написанные от первого лица и «Дневники матери» (дают целостную картину психического развития ребёнка).
  2. Эксперимент. Наилучшие результаты бывают получены в том случае, если эксперимент с детьми проводят в форме игры.

Дополнительные методы:

  1. Анализ продуктов деятельности. Анализ рисунков поделок часто используется при работе с дошкольниками. У них есть особые, характерные именно для этого возраста, виды деятельности- продуктивные.
  2. Опрос. При работе с детьми дошкольного возраста (3 – 6 лет) – опрос в словестной форме применяется в ограниченных пределах. До четырех лет при проведении опроса при ответах ребёнок указывает на тот или иной предмет. Вопросы должны быть понятны, и не содержать подсказки.
  3. Тестирование применяется для определения нормы психического развития, а также в практических целях для отбора детей в специализированные классы.

В педагогической психологии часто используют естественный эксперимент, а для оценки эффективности педагогических методик – тесты достижений.

 

КАТЕГОРИЯ «РАЗВИТИЕ»

В Древнем Риме развитие обозначало развёртывание свитка. Единой точки зрения на эту категорию нет.

  1. С биологической точки зрения, развитие – это рост и созревание по заданной биогенетической программе.
  2. С педагогической точки зрения, развитие – это формирование полезных знаний, умений, навыков.

Л.С.Выготский выделяет 2 типа развития:

  1. Преформированный – путь развития, где этапы и конечный результат заранее известны (пример - эмбриональное развитие).
  2. Непреформированный – путь развития, который заранее не предопределён (пример - развитие общества, галактики).

Детское развитие – это особый тип непреформированного развития, которое определяется той формой, теоретической и практической деятельности, которая существует на данном этапе развития общества.

Можно выделить три, несводимых друг к другу, смысла категории развития:

  1. Развитие – объективный факт (естественный процесс, независящий от человека).
  2. Развитие – объяснительный принцип многих явлений реальности, в том числе и человеческой (с помощью данной категории можно объяснить те изменения, которые происходят в психике человека).
  3. Развитие – цель и ценность европейской культуры («развиваться – это хорошо»).

  Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями. Качественные изменения предполагают изменение структуры и механизмов функционирования.

Психическое развитие –  это развитие психики, её структур (В.И.Слободчиков).

По мнению Л.Ф.Обуховой, развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, предполагающее количественные и качественные преобразования.

В процессе развития происходит как прогрессивные, так и регрессивные преобразования.

 

 

Лит-ра по возрастной и педагогической психологии:

1.ГамезоМ.В., ПетроваЕ.А., ОрловаЛ.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. Сфера;2001г.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. ПСТГУ; Москва; 2013

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; ред. С. К. Болдырева [и др.], 3-е изд., пересмотр. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2010. - 448 с.

 5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко; рец. Н. К. Карпова. - 6-е изд. стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 542 с

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: