ФФК 1 курс, группы 920991з,920992з, 25.05.20, 8.40-10.15
Срок выполнения:25.05.20
ЛЕКЦИЯ № 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ (ответы студентов, сканы или фотографии, написанные от руки, с указанием Ф.И.О., факультета, курса, группы, даты лекции прислать 25.05.20 на почту Хвалиной Н.А. goroshek1972@mail.ru)
1. Что изучает возрастная психология (ее предмет)?
2. Каковы основные разделы педагогической психологии?
3. Дайте определение понятию «психическое развитие»
ЛЕКЦИЯ № 1. «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
План
- Предмет, задачи, разделы возрастной и педагогической психологии.
- Методы исследования возрастной и педагогической психологии.
- Категория «развитие».
1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Возрастная и педагогическая психологии взаимосвязаны в практике учебно-воспитательного процесса, так как для обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо его понимать, знать его индивидуальные и возрастные особенности.
|
|
Возрастная и педагогическая психологии две отрасли психологической науки тесно взаимодействующие между собой, так как у них общий объект изучения - развивающийся человек и общая центральная проблема – поиск ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.
Возрастная психология – отрасль психологии, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека (от рождения до старости).
Как самостоятельная область знаний, возрастная психология появилась в конце XIX века. Отцом детской психологии является В. Прейер (1882 г. «Душа ребенка»).
Предметом возрастной психологии являются:
1)факты и закономерности психического развития здорового человека;
2) психологические характеристики людей, которые относятся к разным возрастным группам;
3)закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой;
4)движущие силы, условия психического развития;
5)категория «возраст» (психологический возраст).
6)три типа изменений, которые происходят в психике человека на протяжении жизни:
а) эволюционные изменения – медленные, качественные и количественные изменения (проявляются в стабильных периодах);
б) революционные – качественные, бурные, резкие изменения; (проявляются в возрастных кризисах);
в) ситуационные – происходят под влиянием воспитания и обучения.
Задачи возрастной психологии:
- Теоретические:
а) реконструировать историю становления основных подходов, которые объясняют процесс психического развития;
|
|
б) разработать и уточнить основные понятия, используемые в возрастной психологии;
в) уточнить категорию «возраст» и, на основе этого, разработать целостную периодизацию психического развития.
- Практические:
а) оказание психологической помощи в период возрастных кризисов;
б) организация оптимальных форм детской деятельности.
Разделы возрастной психологии (С.М. Головин):
-детская психология;
-психология подростка;
-психология юности;
-психология взрослости;
-психология старости или геронтопсихология.
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, то есть со стороны педагога, воспитателя.
Предметомпедагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И.А. Зимняя).
Задачами педагогической психологии являются (И.А. Зимняя):
- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- изучение психологических основ деятельности педагога;
- определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности, развития научного, теоретического мышления;
- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач;
- определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;
- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Традиционно педагогическую психологию рассматривают в составе трех разделов:
-психология обучения;
-психология воспитания;
-психология учителя.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Метод – это путь научного исследования, способ познания какой-либо реальности. В психологии выделяют следующие методы исследования.
1. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Виды наблюдения:
а) по числу наблюдаемых параметров: сплошное и выборочное;
б) по положению наблюдателя в деятельности: включенное и невключенное.
2. Эксперимент - тип исследования, который позволяет проверять гипотезы о причинно-следственнных зависимостях.
Виды эксперимента: лабораторный и естественный.
3. Опрос - метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем
Виды опроса: устный (беседа или интервью); письменный (анкетирование).
4. Анализ продуктов деятельности – метод, который основывается на проекции, то есть перенесении своих потребностей, отношений и качеств на результаты деятельности (анализ рисунков, сочинений, поделок).
|
|
5. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий, стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
В настоящее время принято выделять следующие виды тестов:
1) по предмету:
а) интеллектуальные предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных когнитивных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, речь);
б) личностные связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки (тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей);
в) межличностные позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, (социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива);
2) по объекту оценки:
а) процессуальные тесты – тесты, с помощью которых исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика (например, процесс запоминания человеком материала);
б) тесты достижений, применение которых позволяет оценить успехи человека в том или ином виде деятельности, сфере познания (продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.);
в) тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека (черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.).
В особую группу выделяются проективные тесты (сюжетно-неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.).
К тестам предъявляются особые требования:
1) социокультурная адаптированность теста (соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе);
|
|
2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий (в словесных и иных заданиях теста не должно быть моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми);
3) ограниченное время выполнения тестовых заданий (полное время выполнения заданий теста не должно превышать полутора-двух часов);
4) наличие тестовых норм для данного теста (норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально- демографических характеристик).
Изучение развития ребёнка протекает в двух формах:
1. Метод «поперечных срезов».
2. Метод продольного исследования (лонгитюдный метод).
Особенности использования методы в возрастной психологии:
- Наблюдение. Возрастная психология началась с простого наблюдения. Психологи наблюдали за психическим развитием собственных детей. Большое значение для развития этой дисциплины имеют дневники, написанные от первого лица и «Дневники матери» (дают целостную картину психического развития ребёнка).
- Эксперимент. Наилучшие результаты бывают получены в том случае, если эксперимент с детьми проводят в форме игры.
Дополнительные методы:
- Анализ продуктов деятельности. Анализ рисунков поделок часто используется при работе с дошкольниками. У них есть особые, характерные именно для этого возраста, виды деятельности- продуктивные.
- Опрос. При работе с детьми дошкольного возраста (3 – 6 лет) – опрос в словестной форме применяется в ограниченных пределах. До четырех лет при проведении опроса при ответах ребёнок указывает на тот или иной предмет. Вопросы должны быть понятны, и не содержать подсказки.
- Тестирование применяется для определения нормы психического развития, а также в практических целях для отбора детей в специализированные классы.
В педагогической психологии часто используют естественный эксперимент, а для оценки эффективности педагогических методик – тесты достижений.
КАТЕГОРИЯ «РАЗВИТИЕ»
В Древнем Риме развитие обозначало развёртывание свитка. Единой точки зрения на эту категорию нет.
- С биологической точки зрения, развитие – это рост и созревание по заданной биогенетической программе.
- С педагогической точки зрения, развитие – это формирование полезных знаний, умений, навыков.
Л.С.Выготский выделяет 2 типа развития:
- Преформированный – путь развития, где этапы и конечный результат заранее известны (пример - эмбриональное развитие).
- Непреформированный – путь развития, который заранее не предопределён (пример - развитие общества, галактики).
Детское развитие – это особый тип непреформированного развития, которое определяется той формой, теоретической и практической деятельности, которая существует на данном этапе развития общества.
Можно выделить три, несводимых друг к другу, смысла категории развития:
- Развитие – объективный факт (естественный процесс, независящий от человека).
- Развитие – объяснительный принцип многих явлений реальности, в том числе и человеческой (с помощью данной категории можно объяснить те изменения, которые происходят в психике человека).
- Развитие – цель и ценность европейской культуры («развиваться – это хорошо»).
Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями. Качественные изменения предполагают изменение структуры и механизмов функционирования.
Психическое развитие – это развитие психики, её структур (В.И.Слободчиков).
По мнению Л.Ф.Обуховой, развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, предполагающее количественные и качественные преобразования.
В процессе развития происходит как прогрессивные, так и регрессивные преобразования.
Лит-ра по возрастной и педагогической психологии:
1.ГамезоМ.В., ПетроваЕ.А., ОрловаЛ.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. Сфера;2001г.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. ПСТГУ; Москва; 2013
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; ред. С. К. Болдырева [и др.], 3-е изд., пересмотр. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2010. - 448 с.
5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко; рец. Н. К. Карпова. - 6-е изд. стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 542 с