Рекомендации для специалистов социально-психологической службы «Организация помощи детям и подросткам «группы риска» в каникулярное время»

Уважаемые коллеги! В нынешних условиях, когда для сохранения здоровья необходимо продолжать соблюдение противоэпидемиологического режима,                                          дети и подростки «группы риска» нуждаются в психолого-педагогической поддержке                      и особом внимании со стороны социально-психологической службы и в каникулы.                                В силу неблагоприятных условий, особенностей развития и/или проблем семейного воспитания они наиболее уязвимы в любых сложных ситуациях, и сейчас, когда доступно только дистанционное взаимодействие, важно скорректировать возможности                       социально-психологической помощи этим учащимся и их семьям.                                      Предлагаем вам некоторые рекомендации по дистанционной работе                                                      с этой категорией школьников в каникулярное время.

 

Ø Социально-психологическая составляющая профилактической работы в каникулярное время в условиях дистанционного взаимодействия заключается прежде всего                            в возможности оказания индивидуальной поддержкиучащимся и их законным представителям посредством консультирования с использованием различных технических средств, в зависимости от возможностей этих семей (по телефону,                        с помощью видео- или аудиосвязи в мессенджерах, в социальных сетях, на основе цифровой образовательной платформы и др.).

Ø Необходимо иметь и поддерживать контакты с каждой семьёй «группы риска», рассказать о возможностях обращения за помощью к специалисту социально-психологической службы школы в каникулярное время.

Ø Важно продолжать просветительскую работу с родителями (законными представителями), нужно информировать об их ответственности за нахождение детей и подростков на улице, за организацию деятельности детей и подростков в каникулярное время, за обеспечение их безопасности. Нужно размещать профилактическую информацию на сайтах, доносить её до таких семей индивидуально, напоминать во время консультаций по другим вопросам.

Ø Во время индивидуальных консультаций важно помогать родителям в обеспеченииинформационной безопасности детей и подростков в интернете. Можно помочь сориентироваться в возможных рисках нахождения учащихся в интернете (зайти на опасные сайты, увидеть контекстную рекламу и откликнуться на сомнительные предложения) и способствовать их предотвращению. Вы наете о программах для блокировки негативного контента и установки фильтров, блокирующих допуск к сайтам об алкоголе, сигаретах, азартных играх, а также к ресурсам, которые являются потенциальной причиной потери денег (интернет-магазины, аукционы) и излишнего времяпровождения в интернете (чаты, игровые ресурсы). Но не все родители знают об этом, важно предоставить им такую информацию и помочь воспользоваться рекомендациями.

Ø Необходимо иметь информационные материалы для родителей и подростков с телефонами городской «горячей линии» психологической помощи, детского круглосуточного телефона доверия.

Ø Важно содействовать привлечению детей и подростков к дистанционным видам социально позитивной деятельности, донести до ребят информации о заочных конкурсах, онлайн-мероприятиях и проектах, способствовать их поддержке со стороны сверстников, например, в социальных сетях.

Ø Целесообразно в целом придерживаться рекомендованного алгоритма работы с детьми и подростками, испытывающими трудности (см. Приложение к педсовету в Пакете методматериалов № 7, сентябрь 2019 из городской Программы действий по профилактике антивитального поведения несовершеннолетних). Алгоритм помогает обеспечить последовательность и согласованность в работе с детьми и семьями «группы риска», а каждому члену педагогического коллектива, в том числе и специалисту социально-психологической службы, – эффективность и своевременность во взаимодействии с детьми и их родителями. Важно добиться, чтобы каждый учащийся «группы риска» был в поле зрения школы.

Ø В каникулярное время педагогу-психологу и социальному педагогу важно поддерживать контакт (по телефону, интернету) с администрацией и классными руководителями, работающими с такими семьями, с целью определения точек взаимодействия и оптимизации оказываемой помощи.

Ø В работе помогут материалы и памятки для педагогов и родителей электронного издания «Школа без опасности», которые регулярно готовят участники Мобильной антикризисной группы при Центре ППМС-помощи. Учитывая часто ограниченные воспитательные возможности родителей в семьях «группы риска», целесообразно в помощь им актуализировать материалы некоторых выпусков этого издания, например, «Подростки на переезде» (спецвыпуск, 2013 г.), «Подростковая беременность» (вып. 12, 2015 г.), «На полной скорости: откуда и куда» (вып. 19, 2015 г.), «Интернет: бояться и не ходить» (вып. 28, 2016 г.), «Побеги из дома» (вып. 31, 2017 г.), «Одиночество» (вып. 34, 2017 г.), «Аутоагрессия» (вып. 36. 2018 г.), «Приёмный ребёнок в школе» (вып. 39, 2018 г.) и др. Содействовать более разумной и полезной организации жизни детей и подростков в таких семьях могут и некоторые из «карантинных» рекомендаций, подготовленных специалистами Центра в апреле-мае 2020 года (Памятка для родителей, как провести выходные дни с пользой для всей семьи https://vk.com/clubprofessionalryazan?w=wall-138456295_224; Памятка для подростков «Безопасность на каникулах» https://vk.com/clubprofessionalryazan?w=wall-138456295_254; Памятка для подростков «Учёба и каникулы»; https://vk.com/clubprofessionalryazan?w=wall-138456295_256; Памятка для всей                            семьи «Весёлые занятия на каникулах»; памятка для подростков «Общение на каникулах», список полезных интернет-ресурсов для родителей https://vk.com/clubprofessionalryazan?w=wall-138456295_257).

Ø В непростых эпидемиологических и связанных с ними экономических условиях (вероятность потери работы или временного отсутствия заработка и т.д.) возможно возникновение кризисных ситуаций во вполне благополучных ранее семьях.  Следовательно, могут быть выявлены новые учащиеся «группы риска». С их семьями так же нужно будет установить контакт для оказания им своевременной социально-педагогической помощи и поддержки.

Ø Важно помнить: в период, когда всё взаимодействие между участниками образовательного процесса происходит дистанционно, с помощью электронных средств связи, переписки, особенно важно соблюдать конфиденциальность и другие этические принципы, чтобы при оказании помощи и поддержки детям «группы риска» и их семьям эффективно обеспечить их психологическую безопасность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: