Понятие, предмет и источники экологического права

Причинами экологического кризиса можно считать:                                                                                     - монополию государственной собственности на природные ресурсы, что исключает экономические стимулы для охраны окружающей среды;                                                                                                      - несовершенство промышленных технологий;                                                                                                      - нерациональное расходование средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей природной среды (ядерные испытания, ведение войн);                                                              - несовершенство и низкую эффективность законодательных механизмов защиты окружающей природной среды;                                                                                                                                                                     - низкую экологическую культуру.                                                                                                            Ст. 73 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает повышение экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов, что достигается введением системы комплексного и непрерывного экологического образования и профессионального обучения специалистов. Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Цель экологической функции права состоит в том, чтобы с помощью законодательных норм обеспечить надлежащее качество окружающей среды при условии осуществления хозяйственной деятельности. Механизм действия права включает три стадии: правотворчество, правоисполнение, применение юридической ответственности. Правотворчество означает:                                                                                                        - принятие федеральных, региональных законов и подзаконных актов, направленных на охрану окружающей природной среды;                                                                                                                                - осуществление экологизации других отраслей российского права (Конституция РФ, гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д.);                                                                                                         Правоисполнение предполагает:                                                                                                                         - доведение содержания экологического законодательства до сведения исполнителей, заинтересованных учреждений и граждан;                                                                                                                                 - экологическое обучение должностных лиц и граждан;                                                                                - создание действенной системы государственного управления в области охраны окружающей природной среды;                                                                                                                                                - обеспечение свободы экологической информации и гласности экологических мероприятий.            Применение экологической ответственности за экологические правонарушения является гарантией реализации эколого-правовых норм. Основными источниками экологического права должны быть законы, обеспечивающие механизм защиты экологических прав человека, содержащие правовые нормы по природопользованию и охране окружающей природной среды, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области. Классификацию источников экологического права проводят по ряду признаков. Исходя из юридической силы актов, источники экологического права классифицируют на следующие группы:                                                                                                                                         · законы – источники экологического права, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов (Федеральным собранием РФ, законодательными органами республик, краев и областей);                                                                                                                            · указы и распоряжения Президента РФ;                                                                                                               · подзаконные нормативные правовые акты – это документы нормативного характера, принятые Правительством РФ, Министерствами и ведомствами РФ и ее субъектов, органами государственной власти муниципальных образований.                                                                                                                   По предмету правового регулирования источники экологического права подразделяют на следующие группы:                                                                                                                                                         · всеобщие – это нормативные правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений, в частности, регулирующие правовые отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования (Конституция РФ, УК, КоАП и др.);                                                        · общие – это нормативные правовые акты, содержащие предписания, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др.);                                                                                                                            · специальные – это нормативные правовые акты, регулирующие отдельный вид экологических отношений (Федеральный закон «О животном мире» и др.).                                                                                  В настоящее время экологическое законодательство РФ составляют:1) Конституция РФ от 12.12.93;2) Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-Ф3; 3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) № 174-Ф3; 4) Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 № 26-Ф3; 5) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 (в ред. от 30.12.2001) № 33-Ф3; 6) Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-Ф3; 7) Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 (в ред. от 28.03.2002) № 170-Ф3; 8) Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11.95 (в ред. от 30.06.2003) № 187-Ф3; 9) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 (в ред. от 30.06.2003) № 52-Ф3; 10) Водный кодекс РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003); 11) Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002); 12) Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 08.08.2001) № 2395-1; 13) Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92 (в ред. от 25.07.2002) № 2446-1; 14) другие нормативно-правовые акты.                                                                                                                                                                      Экологические права человека могут быть классифицированы по нескольким направлениям:                     - право на благоприятную окружающую среду;                                                                                           - право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.                                                                          Согласно ст. 42 Конституции РФ: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам”. Федеральный Закон “Об информации, информатизации и защите информации” от 20.02.95 предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий, катастроф, информацию о безопасности населенных пунктов. Такая информация не может является государственной тайной, доступ к ней не может быть ограничен. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля. Закон “Об информации, информатизации и защите информации” предусматривает, что:                                                      - органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес;                                                                                                        - отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде                                                  - лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеет право на возмещение понесенного ущерба.                                                                              Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экосистем, природных комплексов и ландшафтов) обязаны возместить его в полной мере.                                                         Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода.

 
 

 

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Соответственно правомерный вред должен быть возмещен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Эколого-правовая ответственность наступает в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной или иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными тарифами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды

ВОПРОСЫ:

1.Что рассматривает экологическое право?

2.Как связана глобальная экологическая проблема с экологическим правом?

3.Почему мы отмечаем обилие правовых источников в экологическом праве?

4.О чём говорится в статье 42 Конституции РФ?

5.Перечислите в чём проявляется вред окружающей среде?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: