| Типы односоставных предложений | Основные способы выражения главного члена |
Примеры | Тип по школьной классификации
| |
| Глагольные формы | Неглагольные формы | |||
| Определенно-личные | 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. наст. и буд. вр., повелит. накл. | Сдаю экзамен. Сдаешь экзамен? Сдам экзамен. Сдаете экзамен? Сдай экзамен. Давай сдавать экзамен. | Определенно -личные | |
| Неопределенно-личные | 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр., мн. ч. пр. вр. и сослагат. накл. | В школе сейчас сдают экзамены – будут сдавать экзамены – сдавали бы экзамены | Неопределенно-личные | |
| Обобщенно-личные | 2-го лица ед. ч. наст. и буд. вр.; 3-го лица мн. ч. наст. и буд. вр., повелит. накл. 2-го лица ед. и мн. ч. | Во время экзамена всегда волнуешься. Цыплят по осени считают. Любишь кататься – люби и саночки возить. | Определенно-личные, неопределенно-личные. Определенно-личные с обобщ. знач. | |
| Безличные | Совпадает с формой 3-го лица ед. ч. наст. и буд. вр.; ср. р. ед. ч. прош. вр. и сосл. накл., краткая форма страдательного причастия | Категория состояния (+ инфинитив) | Лодку качает (качало). Ему трудно. Ему трудно учиться. | Безличные |
| Инфинитивные | Инфинитив (+ частица БЫ) | Экзамен ему не сдать. Сдать бы экзамен | Безличные | |
| Номинативные | Сущ. в Им. п. | Тишина. Пустынная платформа. | Назывные | |
Таблица 13. Семантические группы безличных предложений
| Выражаемые значения | Примеры |
| 1. Действие неопределенного или устраненного деятеля (субъекта), стихийной силы (возможно косвенное указание на деятеля, выраженного творительным падежом имени) | Самгина незаметно оттеснило налево, к Арбату. |
| 2. Состояние природы, окружающей среды, обстановки (процессуальное состояние у глаголов и непроцессуальное у предикатов – слов категории состояния) | Было морозно и ясно. |
| 3. Физическое и психическое состояние человека | Сладко дремлется в кроватке. |
| 4. Состояние, обусловленное отсутствием чего-либо (в отрицательных конструкциях) | И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах. И нет души в тебе. |
| 5. Модальная, морально-этическая, эмоциональная оценка действия, названного инфинитивом, которая дополняется значением состояния. | Хорошо с тобой вдвоем Собирать в лесу цветы. |
| 6. Узуальное или ситуативное бессубъектное состояние (узкая группа глаголов). | Глаголы: быть, бывать, приходиться, идти, сложиться, свершиться, сделаться, пронести (миновать), обходиться. Подобно как в науке, шло и в жизни. |
| 7. Наличие или недостаток чего-нибудь (узкая группа глаголов) | Глаголы: хватит, хватает, недостает, достанет, станет. Мне не хватает нежности твоей, Тебе моей заботы не хватает. |
Неполные предложения
Понятие неполного предложения – это структурно-грамматическое понятие. Выделение неполных предложений основано на сопоставлении структур (моделей, схем) предложений в системе языка. Неполные предложения воплощают те же самые модели, что и полные предложения, но с пропусками тех или иных членов.
Таблица 14
| Разновидность | Условия неполноты | Примеры |
| 1. Контекстуально-неполные предложения | Допускают возможность восстановления опущенных членов из контекста | Закурив, мы уселись – я у окна, а он у затопленной печи. |
| 2. Ситуативно-неполные предложения | Ситуация, обстановка речи подсказывают неназванные члены предложения | Из класса выходит ученик. – Ну, что? – спрашивают его. –«Пять», - отвечает он, улыбаясь. |
| 3. Относительно-неполные предложения | Выражают понятие, соответствующее недостающему члену, целым соседним предложением | Бывает, что и себя жалеть не должны. |
| 4. Эллиптические предложения | Образующие члены показывают, что в предложении только структурно необходим отсутствующий член, а для раскрытия смысла он не требуется, хотя его можно вставить | Я о деле. Он к тебе. Чаю! Я гулять. Земля – крестьянам. |






