Стать чистой пшеницей Божией

Слово на Евангелие от Матфея,

Гл. 13, стихи 24-30

Хочу, чтобы вы вложили в сердце свое великие слова Христовы о том, что царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его, и посеял между пшеницей плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы....Рабы домовладыки... сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет; чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: "Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"» (Мф. 13:24-25, 28-30).

Бывает ли так когда-нибудь на том поле, которое засеяно простым земледельцем? Разве не считают все необходимым своевременно полоть огороды и поля, ибо известно, что сорняки заглушают доброе семя, мешают расти пшенице, овощам. Поэтому мы спешим поскорее выдернуть их. Но у Бога все иначе, чем у людей, и наши суждения и понимание жизни совсем не похожи на Его понимание. И тот, кто хочет быть первым, да будет последним, да будет слугою всем (см. Мф. 19:30, 20:26–27). А в жизни последние всегда последними и остаются.

Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (1 Кор. 3:18). Этим словам следовали все юродивые. Они представлялись безумными в глазах мира и получали безмерную благодать Божию – дар прозрения будущего. Они читали в сердцах людей как в открытой книге, пророчествовали, творили чудеса.

Когда кто-нибудь думал о том, что надо умалиться, подобно младенцу, и что малые дети должны быть примером для взрослых? А у Бога все наоборот: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф. 18:3).

Вот потому Иисус Христос и запретил выдергивать плевелы, ибо в этой притче господин поля, посеявший доброе семя, есть Сам Господь, а поле есть мир. Доброе семя, посеянное им,– это сыны царствия, а плевелы, взошедшие среди доброго семени, среди пшеницы,– сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва – кончина века, а жнецы – Ангелы (см. Мф. 13:37–39).

Часто приходится слышать сетование на то, что Господь слишком долготерпелив. Кто-то даже дерзает в молитве призывать гнев Божий на тех, кого считает плевелами,– на злодеев, на тяжких грешников, на всех, кто мучит вас, кто делает вашу жизнь невыносимой. Не терпится вам, хочется, чтобы Бог на ваших глазах покарал всех злодеев, кто так явно попирает Его заповеди, забывая сказанное: «Нет, так не должно быть. Пусть вместе растет все до жатвы; только тогда пошлю жнецов – Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:41-42).

О творящих соблазны сказал Иисус Христос: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и бросили его в море (Мф. 18:6). Есть соблазнители тонкие, льстивые, прикрывающиеся личиной добра. Всех этих окаянных развратителей и соблазнителей повелит Господь в день жатвы, в день Страшного Суда связать и ввергнуть в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют как солнце в царстве Отца их (Мф. 13:43).

Зачем Господь не велит теперь же исторгнуть эти плевелы? Почему на глазах наших не карает Он всех грешников и соблазнителей, всех тех, от которых исходит тьма? Это ведомо Богу, а мы можем на основании других мест Священного Писания догадываться, зачем и почему так надо. Разве не сказал Иисус Христос, что тесны врата и узок путь, ведущие в Царство Божие (Мф. 7:14), и разве не сказал: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если слово Мое соблюдали, и ваше соблюдут (Ин. 15:20)? Или не слышали из уст апостола Павла, что все, желающие жить благочестиво, будут гонимы (2 Тим. 3:12)?

Господь сотворил наших праотцев, Адама и Еву, для жизни блаженной, покойной и тихой, полной радости и лишенной мучений. Они оказались недостойными, вышли из повиновения воле Божией, и за это Он обрек их на тяжелые труды и страдания. И мы пожинаем плоды их и своего собственного непослушания Богу, а непослушания так поразительно много в нас. Потому-то каждый должен взять на себя крест свой, крест страданий, и пойти по узкому пути. Без этого не войдем в царствие Божие. Если же страдания так необходимы для спасения нашего, если это – удобрение, без которого не возрастет чистая Божия пшеница, то понятна причина, по которой Господь оставляет плевелы на поле до Страшного Суда, ведь от плевел этих исходят наши страдания.

И велит Господь в день Страшного Суда Своим Ангелам выдернуть все плевелы и ввергнуть их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Что же, разве кто-либо посмеет возражать против справедливого Божиего Суда? Да не будет! Будем помнить всегда о том, что задача жизни христианина состоит в том, чтобы стать чистой Божией пшеницей. Да сохранит всех нас Господь Иисус Христос от страшной, ужасной участи, которая предстоит всем тем, кто соблазняет людей, кто их мучит. Аминь.

21 ноября 1949 года

Бог отвергает все, что связано с насилием

Слово на Евангелие от Матфея,

Гл. 15, стихи 29-31

 

Все чудеса Христовы имели своей целью облегчение человеческих страданий. Он исцелял множество страждущих от различных болезней, которые приходили к Нему; насыщал пятью хлебами и двумя рыбами огромное количество голодного народа. Если кто-то из вас читал мусульманский Коран, он, наверное, был поражен глубоким различием между Христовыми чудесами и теми, которые мусульмане приписывают своему лжепророку Мухаммеду. Чудеса его странны и бесполезны для людей, они больше похожи на фокусы!

Господь наш Иисус Христос в Своих чудесах являл Свою любовь и жалость к страждущим. Может быть, кто-нибудь спросит: «А разве только болезнями и голодом ограничиваются человеческие несчастья? Разве мало зол и мучений происходит от несовершенства, несправедливости общественного и государственного строя?»

Да, мы знаем, какое бесчисленное количество бедствий переживали люди во все времена, во всех странах, при всех правительствах именно по этой причине. Почему же Господь не обращал на них внимания, почему в Его земной деятельности не было ничего похожего на дела великих реформаторов и законодателей, стремившихся искоренить социальную неправду, от которой страдают люди?

Сразу после крещения во Иордане Иисус Христос был возведен Духом в пустыню и там провел сорок дней без пищи и питья, готовясь к Своему величайшему служению. На сороковой день Он взалкал, и этим воспользовался сатана. Зная, что долго голодающий человек теряет силу воли и способность сопротивляться, он приступил ко Христу со своими диавольскими искушениями. Остановлюсь только на последнем, самом сильном из них: Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:8–9). Понимаете ли вы сущность этого искушения, его силу и опасность? Сатана предлагал Христу нераздельную, абсолютную власть над всеми царствами земли, только бы Он поклонился ему.

Конечно, Господь отверг это. Ведь сатана предлагал ту власть, которую имеет всякое правительство. А никакая, даже самая лучшая, самая совершенная государственная власть не может обходиться без принуждения. Своими законами она заставляет граждан повиноваться, за неисполнение их тяжко карает. Разве мог Господь действовать принуждением? Он отвергал все, что связано с насилием. Однажды подошел к Нему некто из народа и сказал: Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: Кто поставил Меня судить или делить вас (Лк. 12:13–14)? Он желал другой власти – над свободными сердцами.

Люди сотворены со свободной волей, они могут избрать в жизни такой путь, какой им нравится: или путь правды и страданий за нее, путь милосердия и любви, или путь служения своим похотям и страстям – путь греховный. Даровав нам свободную волю, Христос не желает воздействовать на нас принуждением. Он, как Бог, мог бы тяжелыми карами заставить всех людей повиноваться Себе, мог бы всех заставить уйти с пути зла и неправды, мог бы истребить даже самого диавола, но Он не хочет насиловать нас. Он ищет в человеческих сердцах веру в Него, любовь к Нему, сво6одное подчинение Себе, и если находит это, то Своей Божественной благодатью спасает такого человека.

Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Зная это, Господь хочет очистить сердца людей от всякого зла, чтобы они стали храмами Духа Святого, ибо разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16)? Такие очищенные сердца могут исправить и общественные неустройства.

Те, кто недоумевает, почему Христос отверг политическую власть и не обеспокоился социальными бедствиями, должны вспомнить, что Господь всегда учил жалости, состраданию, всегда учил творить милостыню. Ведь и на Страшном Суде будет Он судить по одному признаку: делали люди дела милосердия и любви или нет. И это единственное, чем будет руководствоваться Всеправедный Судия.

Христиане апостольских времен именно так воспринимали учение Христово. Они были полны скорби о бедах, которые испытывали их нуждающиеся братья, сокрушались об общественном неравенстве. Всеми силами они заботились о том, чтобы не было нищеты, продавая свои имения и вырученные деньги принося к ногам апостолов для распределения между бедными. Все они были одна душа и одно сердце, и среди них не было нуждающихся (см. Деян. 4:32, 34–35). Вот единственное верное, радикальное исцеление общественной несправедливости. Ибо когда люди проникнутся состраданием к своим братьям, находящимся в нужде, когда все будут объединены Божественной любовью, когда во всех своих стремлениях люди начнут руководствоваться законами правды, только тогда жизнь будет благодатной. А если люди не таковы, то сколь бы справедливыми ни считали они свои законы, им не удастся достигнуть счастья на земле.

Вы знаете, что творили американцы, стремясь приобрести всемирную власть и насаждая свои законы в Корее. Они готовы были учреждать свои порядки с помощью атомных бомб. А разве они не считают свой государственный строй совершенным и справедливым, лучшим, чем во всех других государствах? Но если везде и всюду они творят такую чудовищную неправду, разве мы не скажем, что их общественное устройство порочно и неправедно, и что сердца их полны злобы?

Своим призывом к любви и милосердию Христос хотел уврачевать и общественные недуги. Он знал, что для этого есть только одно средство – исправление человеческого сердца. Вот почему задача нашей жизни состоит в очищении души, в чем да поможет нам «Едине сведый сердечная»[*]. Аминь.

27 января 1952 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: