Экологические права и обязанности граждан

Российская Конституция 1993 г. провозгласила экологические права и обязанности граждан - на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

В статье 42 Конституции РФ предусмотрено право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, что каждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающую природную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включая хозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получение достоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением или стихийными катаклизмами.

Это право гарантируется государством путем планирования и нормирования качества окружающей природной среды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий экологически вредной деятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредных воздействий на «природу», привлечением к различным видам юридической ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

К экологическим правам граждан относятся и их возможности излагать свое мнение. Обращаясь с письмами, содержащими предложения, заявления или жалобы по вопросам охраны окружающей среды, в государственные органы, требовать их рассмотрения. В области охраны окружающей среды и обеспечения экологических прав граждан функционирует более 10 министерств и ведомств, которые можно условно разделить на межотраслевые и специальные. К межотраслевым органам государственного управления в области экологии относятся Госстандарт и Госкомгидромет. Они выполняют межведомственные функции в области координации, планирования, управления природоохранной деятельностью. Их решения в сфере их компетенции обязательны к исполнению для всех министерств ведомств. Важная роль принадлежит государственным органам специальной компетенции. Закон РФ об охране окружающей природной среды определил компетенцию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды. Это комплексное управление в области охраны окружающей природной среды РФ, государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, лесов и т. д., осуществление государственной экологической экспертизы, выдача разрешений на захоронение отходов, ограничение или приостановление деятельности предприятий в случае нарушения природоохранных требований при их эксплуатации, предъявления исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства и др.

Наряду со специализированными природоохранительными органами существуют правоохранительные органы, занимающиеся предупреждением и пресечением экологических преступлений. Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Законом предусматривается право граждан на участие в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях по охране окружающей среды. Согласно ст. 1 Конституции, Россия – правовое государство, ст. 31 предусматривается, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить шествие. В соответствии со ст. 20.1 Всеобщей декларации прав человека от 10 дек. 1948, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

В деле обеспечения экологической безопасности важное место занимает институт референдумов по экологически значимым проблемам. Ключевым положением экологического законодательства по этому поводу явился п. 2 ст. 41 закона РФ об охране окружающей природной среды: определение мест строительства предприятий производится при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ. В необходимых случаях решение принимается по результатам референдума. Согласно ст. 12 Закона РФ об охране окружающей природной среды, граждане имеют право принимать участие в референдумах по охране среды, излагать свое мнение и т.д.

Право граждан и организаций на получение экологической информации: Согласно ст. Закона РФ «О государственной тайне» 1993 г., не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения законодательства органами государственной власти.

Названным правам соответствуют и обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции).

Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды.

Загрязнение вод

Правонарушениями считаются загрязнение. Засорение. Истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Существенный вред, причиненный животному и растительному миру, заключается в возникновении заболеваний или гибели животных и растений, уничтожении рыбных запасов, мест нереста и нагула, заболевании или гибели лесных массивов, в снижении продуктивности земель, возникновении заболоченных или засоренных земель. Оценка причиненного вреда выполняется с учетом затрат на зарыбление водоемов, упущенной выгоды, реальной стоимости затрат на восстановительные работы и ликвидацию последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: