Из писем И. С. Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г

Ход урока

Стадии технологии РКМЧП Методы и приёмы Предполагаемая деятельность учителя Предполагаемая деятельность учеников Формируемые УУД Планируемые результаты
  Вызов   Таблица «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). 1) Организационный момент (Приветствие учеников, проверка присутствующих, создание положительного эмоционального настроя, мотивация к деятельности). 2) Актуализация знаний: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Для этого учитель предлагает учащимся вспомнить всё, что им известно о Базарове, заполнив таблицу «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). Первые две колонки заполняются на стадии вызова, последнюю учащиеся заполнят во время рефлексии. В первую колонку «Знаю» можно собрать информацию, разбив её на несколько блоков: «Происхождение», «Воспитание и образование», ««Общественно-политические взгляды», «Отношение к любви» и «Отношение к другим героям» (Приложение 1).   3) Сообщение темы урока Слово учителя: Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Кто же прав? Исходя из моих слов, как Вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Теперь давайте запишем тему нашего урока в тетрадь: «Кто ж вам милей: отцы иль дети? С поры в критике вокруг романа «Отцы и дети». На основе этой информации, учитель спрашивает учащихся, что нового они хотели бы узнать сегодня на уроке. Учитель может помочь детям, предложив им свои варианты вопросов: «Почему возникли ожесточенные споры вокруг образа Базарова? Кто спорил? В какой форме выразилась критика? Кто был наиболее близок к авторской позиции?» и т.д. (Приложение 2).   Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (актуализирует знания), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотели бы получить ответ.   Учащиеся делятся своими мнениями, комментируют, обобщают и записывают в таблицу (Приложение 1).   Учащиеся формулируют цель урока, записывают тему.     Учащиеся формулируют вопросы по предложенной теме, и записывают их в колонку «Хочу узнать» (Приложение 2).   1) Регулятивные: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; формирование логических умений;   2) Коммуникативные: – развитие навыков устной речи, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество с учителем и сверстниками, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;   3) Познавательные: систематизация информации; умение работать с приёмами РКМЧП;   4) Личностные: воспитание у учащихся любви и уважения к родной литературе и родному языку, к творчеству И. С. Тургенева. 1) Предметные: организовать учащихся, проверить готовность к уроку; «вызвать на поверхность» имеющиеся знания по теме; постановка цели урока;   2) Метапредметные: организовывать рабочее место; настроиться на познавательную деятельность; обмен мнениями, участие в обсуждении;   3) Личностные: побуждение к работе с новой информацией; пробуждение интереса к теме урока.  
Осмысление содержания Приём «Инсерт» (маркировка текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»), приём «Двухчастный дневник», перекрёстная дискуссия Деятельность учителя на данной стадии направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому. Для этого учитель выдаёт учащимся распечатанные тексты с отрывками из критических статей: 1. Из писем И. С. Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г. 2. Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» 3. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени». 4. Д. И. Писарев «Базаров». (Тексты находятся в Приложении 3). Работу над анализом позиций критиков учитель предлагает провести с помощью использования приёма «Инсерт» (маркировка текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»). Для этого ученикам необходимо заполнить таблицу, каждый пункт которой учитель подробно объясняет (Приложение 4). Если данный приём вызывает у кого-то затруднения, учитель может предложить другой вариант – приём «Двухчастный дневник». Для этого нужно заполнить таблицу, выписав в левую колонку цитату критика, а в правую написав комментарий к ней, объясняя своё понимание тезиса (Приложение 5).   Учитель помогает, консультирует по возникающим вопросам.   Итоги работы с мнениями критиков учитель подводит с помощью организации перекрёстной дискуссии. В качестве стержневого вопроса можно поставить вопрос об отношении к личности Базарова. Например, согласны ли Вы, что Базаров «представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется» (Антонович), или согласны ли Вы, что «….Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление» (Страхов). Можно задать и вопрос общего характера: Какое из мнений критиков Вам ближе? Естественно, с обоснованием своей точки зрения.   Также учитель тщательно должен подойти и к обсуждению и объяснению вопросов, которые ученики выписали в колонку «?» в приёме Инсерт.     Учащиеся начинают самостоятельную работу: сначала читают тексты, делая пометки на полях, затем приступают к занесению информации в таблицу (Приложение 4).     Учащиеся участвуют в перекрёстной дискуссии, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями по поставленным вопросам. 1) Регулятивные: сохранение интереса к изучаемой теме; развитие навыков целостного анализа текста; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; формирование логических умений;   2) Коммуникативные: развитие навыков устной речи, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество с учителем и сверстниками, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;   3) Познавательные: получение новой информации по теме; классификация полученной информации по категориям знания; умение работать с приёмами РКМЧП;   4) Личностные: воспитание у учащихся любви и уважения к родной литературе и родному языку, к творчеству И. С. Тургенева.   1) Предметные: расширение знаний учащихся о личности Базарова и о творчестве И. С. Тургенева; рождение нового знания;   2) Метапредметные: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи; участие в дискуссии, в обсуждении;   3) Личностные: корректировка учеником поставленных целей обучения; способность к самопознанию.    
Рефлексия Таблица «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). На данное стадии учитель возвращает учеников к первому заданию, которое они начали выполнять на стадии вызова – таблица «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). Пустой осталась колонка «Узнал», которую ученикам и необходимо заполнить на этой стадии. Домашнее задание: написать мини-сочинение на выбранную тему: 1) «Мое отношение к Базарову»; 2) «Споры вокруг образа Базарова: на чьей я стороне?» Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Для этого они заполняют колонку «Узнал» в таблице «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). 1) Регулятивные: умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование логических умений;   2) Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;   3) Познавательные: проведение самооценивания для определения уровня своих знаний; умение работать с приёмами РКМЧП;   4) Личностные: воспитание у учащихся любви и уважения к родной литературе и родному языку, к творчеству И. С. Тургенева.   1) Предметные: соотнесение новой информации и имеющихся знаний; выработка собственной позиции; оценка учебного процесса;   2) Метапредметные: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;   3) Личностные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; способность к самопознанию и самооценке.  

 

Приложение 1

 

Знаю Хочу узнать Узнал
- Происхождение - Воспитание и образование - Общественно-политические взгляды - Отношение к любви - Отношение к другим героям    

 

Приложение 2

 

Знаю Хочу узнать Узнал
- Происхождение - Воспитание и образование - Общественно-политические взгляды - Отношение к любви - Отношение к другим героям - Почему возникли ожесточенные споры вокруг образа Базарова? - Кто спорил? - В какой форме выразилась критика? - Кто был наиболее близок к авторской позиции?  

 

Приложение 3

Из писем И. С. Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г.

Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей - а вы не находите в нем хороших сторон?

Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером.

…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели. Но "рассыропиться", говоря его словами, я не хотел … Лучше проиграть сражение (и кажется, я его проиграл) - чем выиграть его уловкой… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и всё-таки обреченная на погибель - потому, что она всё-таки стоит еще в преддверии будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: