Ход урока
Стадии технологии РКМЧП | Методы и приёмы | Предполагаемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учеников | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Вызов | Таблица «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). | 1) Организационный момент (Приветствие учеников, проверка присутствующих, создание положительного эмоционального настроя, мотивация к деятельности). 2) Актуализация знаний: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Для этого учитель предлагает учащимся вспомнить всё, что им известно о Базарове, заполнив таблицу «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). Первые две колонки заполняются на стадии вызова, последнюю учащиеся заполнят во время рефлексии. В первую колонку «Знаю» можно собрать информацию, разбив её на несколько блоков: «Происхождение», «Воспитание и образование», ««Общественно-политические взгляды», «Отношение к любви» и «Отношение к другим героям» (Приложение 1). 3) Сообщение темы урока Слово учителя: Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Кто же прав? Исходя из моих слов, как Вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Теперь давайте запишем тему нашего урока в тетрадь: «Кто ж вам милей: отцы иль дети? С поры в критике вокруг романа «Отцы и дети». На основе этой информации, учитель спрашивает учащихся, что нового они хотели бы узнать сегодня на уроке. Учитель может помочь детям, предложив им свои варианты вопросов: «Почему возникли ожесточенные споры вокруг образа Базарова? Кто спорил? В какой форме выразилась критика? Кто был наиболее близок к авторской позиции?» и т.д. (Приложение 2). | Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (актуализирует знания), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Учащиеся делятся своими мнениями, комментируют, обобщают и записывают в таблицу (Приложение 1). Учащиеся формулируют цель урока, записывают тему. Учащиеся формулируют вопросы по предложенной теме, и записывают их в колонку «Хочу узнать» (Приложение 2). | 1) Регулятивные: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; формирование логических умений; 2) Коммуникативные: – развитие навыков устной речи, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество с учителем и сверстниками, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; 3) Познавательные: систематизация информации; умение работать с приёмами РКМЧП; 4) Личностные: воспитание у учащихся любви и уважения к родной литературе и родному языку, к творчеству И. С. Тургенева. | 1) Предметные: организовать учащихся, проверить готовность к уроку; «вызвать на поверхность» имеющиеся знания по теме; постановка цели урока; 2) Метапредметные: организовывать рабочее место; настроиться на познавательную деятельность; обмен мнениями, участие в обсуждении; 3) Личностные: побуждение к работе с новой информацией; пробуждение интереса к теме урока. |
Осмысление содержания | Приём «Инсерт» (маркировка текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»), приём «Двухчастный дневник», перекрёстная дискуссия | Деятельность учителя на данной стадии направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому. Для этого учитель выдаёт учащимся распечатанные тексты с отрывками из критических статей: 1. Из писем И. С. Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г. 2. Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» 3. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени». 4. Д. И. Писарев «Базаров». (Тексты находятся в Приложении 3). Работу над анализом позиций критиков учитель предлагает провести с помощью использования приёма «Инсерт» (маркировка текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»). Для этого ученикам необходимо заполнить таблицу, каждый пункт которой учитель подробно объясняет (Приложение 4). Если данный приём вызывает у кого-то затруднения, учитель может предложить другой вариант – приём «Двухчастный дневник». Для этого нужно заполнить таблицу, выписав в левую колонку цитату критика, а в правую написав комментарий к ней, объясняя своё понимание тезиса (Приложение 5). Учитель помогает, консультирует по возникающим вопросам. Итоги работы с мнениями критиков учитель подводит с помощью организации перекрёстной дискуссии. В качестве стержневого вопроса можно поставить вопрос об отношении к личности Базарова. Например, согласны ли Вы, что Базаров «представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется» (Антонович), или согласны ли Вы, что «….Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление» (Страхов). Можно задать и вопрос общего характера: Какое из мнений критиков Вам ближе? Естественно, с обоснованием своей точки зрения. Также учитель тщательно должен подойти и к обсуждению и объяснению вопросов, которые ученики выписали в колонку «?» в приёме Инсерт. | Учащиеся начинают самостоятельную работу: сначала читают тексты, делая пометки на полях, затем приступают к занесению информации в таблицу (Приложение 4). Учащиеся участвуют в перекрёстной дискуссии, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями по поставленным вопросам. | 1) Регулятивные: сохранение интереса к изучаемой теме; развитие навыков целостного анализа текста; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; формирование логических умений; 2) Коммуникативные: развитие навыков устной речи, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество с учителем и сверстниками, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; 3) Познавательные: получение новой информации по теме; классификация полученной информации по категориям знания; умение работать с приёмами РКМЧП; 4) Личностные: воспитание у учащихся любви и уважения к родной литературе и родному языку, к творчеству И. С. Тургенева. | 1) Предметные: расширение знаний учащихся о личности Базарова и о творчестве И. С. Тургенева; рождение нового знания; 2) Метапредметные: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи; участие в дискуссии, в обсуждении; 3) Личностные: корректировка учеником поставленных целей обучения; способность к самопознанию. |
Рефлексия | Таблица «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). | На данное стадии учитель возвращает учеников к первому заданию, которое они начали выполнять на стадии вызова – таблица «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). Пустой осталась колонка «Узнал», которую ученикам и необходимо заполнить на этой стадии. Домашнее задание: написать мини-сочинение на выбранную тему: 1) «Мое отношение к Базарову»; 2) «Споры вокруг образа Базарова: на чьей я стороне?» | Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Для этого они заполняют колонку «Узнал» в таблице «З – У – Х» («Знаю – хочу узнать – узнал). | 1) Регулятивные: умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование логических умений; 2) Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; 3) Познавательные: проведение самооценивания для определения уровня своих знаний; умение работать с приёмами РКМЧП; 4) Личностные: воспитание у учащихся любви и уважения к родной литературе и родному языку, к творчеству И. С. Тургенева. | 1) Предметные: соотнесение новой информации и имеющихся знаний; выработка собственной позиции; оценка учебного процесса; 2) Метапредметные: способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи; 3) Личностные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; способность к самопознанию и самооценке. |
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
|
|
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Происхождение - Воспитание и образование - Общественно-политические взгляды - Отношение к любви - Отношение к другим героям |
Приложение 2
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Происхождение - Воспитание и образование - Общественно-политические взгляды - Отношение к любви - Отношение к другим героям | - Почему возникли ожесточенные споры вокруг образа Базарова? - Кто спорил? - В какой форме выразилась критика? - Кто был наиболее близок к авторской позиции? |
Приложение 3
Из писем И. С. Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г.
Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей - а вы не находите в нем хороших сторон?
Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером.
…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели. Но "рассыропиться", говоря его словами, я не хотел … Лучше проиграть сражение (и кажется, я его проиграл) - чем выиграть его уловкой… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и всё-таки обреченная на погибель - потому, что она всё-таки стоит еще в преддверии будущего.