Информационный банк по основным процессам логистической инфраструктуры включает:
1. Контроль движения согласно графику. Разработка предварительного графика движения груза и точное его соблюдение - первый шаг на пути завоевания и удержания клиента. В роли дополнительного сервиса, с которого можно начать интеграцию собственных информационных приложений в систему клиента, в данном случае выступит отлаженная система оповещения заказчика о времени доставки товара. При этом должны учитываться пожелания клиентов о методах кодировки и оформления получаемого подтверждения.
2. Координирование текущего процесса со следующим этапом реализации услуги. На данной стадии основное значение информации заключается в том, чтобы еще до реализации или производства услуги выявить все отклонения от плана или заданных параметров. Все этапы производства услуги всегда можно разделить на три стадии:
- продажа услуги, формирование плана ее оказания клиенту, разработка критериев качества или же следование общепринятым стандартам качества;
- собственно оказание услуги;
- финансовое завершение сделки, получение отзыва клиента о качестве услуги и документальное завершение сделки.
Каждый этап может быть детализирован вплоть до мельчайших подробностей. Степень детализации зависит от разработчиков системы. Но в любом случае, чтобы предупредить неверный ход реализации услуги еще до завершения реализации, нужна информация. Получить ее можно, снимая показатели с контрольных точек на стыках этапов реализации услуги. Информация передается одновременно и в службу качества компании, и клиенту, чтобы убедить его в том, что вы контролируете процесс. Ведь уверенность - это залог доверия клиента к логоператору.
В идеальном варианте эта информация должна храниться в единой базе и доставляться как внутренним, так и внешним потребителям из одного программного источника.
3. Корректировка текущего расхода запасов. Очевидно, что на каждом этапе кроме технологических или производственных показателей (в системе контроля качества ISO - критериев процесса) важно планировать, а в случае необходимости и корректировать финансовые потоки компании (cash flow). Поэтому каждый этап сделки должен быть предварительно проработан, а информация об отклонениях в сроках и размерах перемещаемых средств посредством единого информационного поля - быть доступной всем участникам процесса. Опыт показывает, что разделять информационный продукт на блоки для учета финансовых критериев и технологических не следует, так как эти показатели взаимосвязаны.
4. Подготовка ресурсов для хранения и организации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). Информация о движении груза актуальна как для логоператора, так и для самого клиента при размещении товаров на складе, поскольку позволяет планировать использование складских площадей для хранения и организации ПРР, минимизируя издержки.
5. Планирование продаж. Как клиент, своевременно получая в удобном ему виде информацию о графиках движения грузов, так и логистическая компания, имея сведения о будущих и уже завершенных сделках, могут уверенно планировать свои продажи. И в данном случае интеграция схем по отслеживанию сделок в систему клиента может стать важным резервом на будущее. Ведь подразделениям продаж заказчика значительно проще и быстрее работать в едином информационном поле, где собираются данные обо всех грузах, нежели самим собирать сведения от различных транспортных служб.
6. Контроль безопасности транспортировки. Безусловно, безопасность каждого этапа перевозки можно обеспечить лишь при условии своевременного получения информации о грузе.
Во всем мире организации накапливают или уже накопили в процессе своей деятельности большие объемы данных. Эти коллекции данных хранят в себе большие потенциальные возможности по извлечению новой, аналитической информации, на основе которой можно и необходимо строить стратегию фирмы, выявлять тенденции развития рынка, находить новые решения, обусловливающие успешное развитие в условиях конкурентной борьбы. Для некоторых фирм такой анализ является неотъемлемой частью их повседневной деятельности, но большинство, очевидно, только начинает приступать к нему всерьез.
Попытки строить системы принятия решений, которые обращались бы непосредственно к базам данных систем оперативной обработки транзакций (OLTP-систем), оказываются в большинстве случаев неудачными. Во-первых, аналитические запросы "конкурируют" с оперативными транзакциями, блокируя данные и вызывая нехватку ресурсов. Во-вторых, структура оперативных данных предназначена для эффективной поддержки коротких и частых транзакций и в силу этого слишком сложна для понимания конечными пользователями и, кроме того, не обеспечивает необходимой скорости выполнения аналитических запросов. В-третьих, в организации, как правило, функционирует несколько оперативных систем; каждая со своей базой данных. В этих базах используются различные структуры данных, единицы измерения, способы кодирования и т.д. Для конечного пользователя (аналитика) задача построения какого-либо сводного запроса по нескольким подобным базам данных практически неразрешима.
Для того чтобы обеспечить возможность анализа накопленных данных, организации стали создавать хранилища данных, которые представляют собой интегрированные коллекции данных, которые собраны из различных систем оперативного доступа к данным. Хранилища данных становятся основой для построения систем принятия решений. Несмотря на различия в подходах и реализациях, всем хранилищам данных свойственны следующие общие черты:
- Предметная ориентированность. Информация в хранилище данных организована в соответствии с основными аспектами деятельности предприятия (заказчики, продажи, склад и т.п.); это отличает хранилище данных от оперативной БД, где данные организованы в соответствии с процессами (выписка счетов, отгрузка товара и т.п.). Предметная организация данных в хранилище способствует как значительному упрощению анализа, так и повышению скорости выполнения аналитических запросов. Выражается она, в частности, в использовании иных, чем в оперативных системах, схемах организации данных. В случае хранения данных в реляционной СУБД применяется схема "звезды" (star) или "снежинки" (snowflake). Кроме того, данные могут храниться в специальной многомерной СУБД в n-мерных кубах.
- Интегрированность. Исходные данные извлекаются из оперативных БД, проверяются, очищаются, приводятся к единому виду, в нужной степени агрегируются (то есть вычисляются суммарные показатели) и загружаются в хранилище. Такие интегрированные данные намного проще анализировать.
- Привязка ко времени. Данные в хранилище всегда напрямую связаны с определенным периодом времени. Данные, выбранные их оперативных БД, накапливаются в хранилище в виде "исторических слоев", каждый из которых относится к конкретному периоду времени. Это позволяет анализировать тенденции в развитии бизнеса.
- Неизменяемость. Попав в определенный "исторический слой" хранилища, данные уже никогда не будут изменены. Это также отличает хранилище от оперативной БД, в которой данные все время меняются, "дышат", и один и тот же запрос, выполненный дважды с интервалом в 10 минут, может дать разные результаты. Стабильность данных также облегчает их анализ.
Предпосылкой для оптимизации движения материального потока в логистической цепочке является оперативный обмен информацией между звеньями цепочки в интегрированной информационной системе.
Значительная часть повседневных дел предприятий обеспечивается, как правило, с помощью ЭВМ. При этом обрабатываются также данные, которые позже передаются коммерческим или транспортным партнерам в качестве предложения, заказа, накладной, счета-фактуры и т.п., по большей части в виде бумажного документа. Этот малоэффективный способ передачи информации можно заменить передачей данных прямо на носителе информации или телесвязью. Последние два способа относятся к электронной передаче данных (EDI - Electronic Data Intercnange).
Электронная передача данных представляет собой автоматизированное соединение информационных систем или разных организаций, или территориально удаленных друг от друга подразделений одного предприятия. Связь между ними обеспечивают коммуникационные системы при помощи средств техники связи. Эта деятельность обычно называется дистанционной передачей данных.
Дистанционная передача данных является предпосылкой для полной интеграции информационных систем не только в масштабе одной страны, но и в международном.
До сих пор широко распространенным способом реализации дистанционной передачи данных является применение сетей общего пользования, которые эксплуатируются почтой и обычно покрывают всю территорию страны.
Для коммуникации уже много лет используется телетайп. Его скорость передачи низка, но преимуществом является то, что сеть телетайпа относительно густа и распространена во всем мире. При помощи дополнительных устройств телетайп можно использовать также для непрямого соединения между ЭВМ (off-line): файл с данными передается на носителях, к созданию и чтению которых способна ЭВМ (например, перфолента).
Телефонная сеть допускает также прямую связь (on-line) между двумя ЭВМ или между ЭВМ и отдаленным абонентским пунктом (терминалом). Созданные в прошлом телефонные сети почти все без исключения являются аналоговыми; для них характерны относительно низкая пропускная способность и опасность возникновения при передаче случайных ошибок. ЭВМ работают с цифровыми данными, поэтому они должны быть оснащены соответствующей аппаратурой, которая преобразует аналоговые данные в цифровые и наоборот.
В последнее время в развитых странах появляются цифровые сети передачи, часто использующие оптические кабели; создаются также спутниковые системы. Пропускная способность у цифровых сетей гораздо больше, чем у аналоговых, поэтому они в большей степени отвечают быстродействию ЭВМ. Переход от аналоговой к цифровой передаче имеет революционный характер. Конечно, строительство цифровой сети связано с крупными расходами, но вместе с тем уменьшаются удельные затраты на «транспортировку» данных, потому что преобразовывать данные не нужно, передача происходит намного быстрее.
В ряде стан предусматривают создание цифровой сети интегрированных услуг (ISDN – Integrated Service Digital Network). Это сеть вычислительных машин, которая передает информацию в разных видах на большой территории, а также в международном масштабе. Все данные преобразуются в единый цифровой базис. Поэтому одна такая сеть может заменить несколько самостоятельных специализированных сетей. Информация разных видов передается параллельно, т.е. одновременно, при одной связи.
Для организации электронной передачи данных между предприятиями нужно прежде всего достичь совместимости аппаратного оборудования и программного обеспечения. К этой цели ведут три пути.
Первый путь предполагает договор с партнером о всех деталях: наборе знаков и их кодах, протоколе передачи, синтаксисе, структуре сообщений и т.д. Затем каждый из партнеров создает для своей ЭВМ соответствующее программное обеспечение по установленным принципам. Данные передаются, как правило, прямо – в реальном масштабе времени (on-line).
Такая связь называется билатеральной. Ее подготовка бывает дорогостоящей и поэтому приемлемой только для больших предприятий с малым числом партнеров. Поэтому билатеральная связь применяется преимущественно между отдельными информационными системами внутри предприятия, так как на предприятии ассортимент вычислительной техники бывает ограничен, поэтому и объем требуемых работ по согласованию небольшой.
Второй путь состоит в перенесении всей проблемы создания совместимости на специализированное предприятие услуг связи. Описывается только, как и в какой форме данные будут передаваться и в каком виде их хочет принимать партнер. Предприятие услуг связи обеспечивает все необходимые преобразования и приспособления. Таким образом, в передачу включается технический партнер, поэтому в большинстве случаев ЭВМ связываются непрямо (off-line).
Как правило, предприятие услуг связи работает на принципе клирингового долга (clearing-house). Его информационная система содержит так называемую узловую ЭВМ (или же сеть узловых ЭВМ). В памяти этой ЭВМ создан для каждого абонента электронный «абонентский ящик» (mailbox). ЭВМ абонента отправляет сообщение в узловую ЭВМ, которая записывает его в «ящик» адресата. Поступившие сообщения все время находятся в распоряжении адресата; они «вынимаются» из соответствующего ящика после вступления ЭВМ адресата в связь с системой. Кроме функции абонентского ящика, клиринговые системы предоставляют часто и другие услуги при обработке данных.
Клиринговая служба связи между предприятиями приобретает все большее значение по двум причинам. С одной стороны, возрастает необходимость эффективной связи между партнерами вдоль все удлиняющихся логистических цепочек. С другой стороны, клиринговые системы делают возможной связь несовместимых ЭВМ разных изготовителей с различными структурами баз данных и записей файлов. Этот путь подходит для передачи небольшого или среднего объема данных в единицу времени, которая не требует прямой связи в реальном масштабе времени.
Примером сети общего пользования с электронными «абонентскими ящиками» служит видеотекст, значительно развитый в ФРГ. Эту систему использует почта. Для связи между абонентами и узловыми ЭВМ служит телефонная сеть общего пользования. Абоненты используют персональные компьютеры или абонентские пункты (терминалы) с дисплеем. Дополнительное устройство преобразует передаваемые данные в знаки видеотекста, и наоборот. Могут передаваться сообщения и целые файлы данных. Адресат может изобразить полученную информацию на дисплее, отпечатать или записать в файл для последующей автоматизированной обработки.
Третий путь представляет электронную передачу данных на основе стандартизированных методов. Ведущую роль в этой области играют стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты для определенных отраслей разрабатываются также в некоторых странах. Упомянем о двух важных стандартах ИСО.
Стандарт ИСО 7498 регламентирует связь открытых систем (OSI – Open Systems Interconnection). Он устанавливает модель для открытой передачи данных, которая применяется в международном масштабе в качестве эталона. Стандарт описывает задачи, которые должна решать ЭВМ, чтобы «договориться» с ЭВМ другого производителя. Он систематизирует потребность приспособления и стандартизации. Каждый из семи уровней модели представляет совокупность связанных по содержанию функций. Установлены места стыка между уровнями. При.том можно вносить изменения в способы реализации функций определенного уровня, не влияя на остальные уровни и на всю передачу.
Этот стандарт (OSI) определяет модель связи, которой следует придерживаться всем производителям информационной техники. Он считается основой для международной стандартизации протокола передачи (т.е. правил коммуникации и форматов данных). Для детальной деятельности на отдельных уровнях модели уже утвержден ряд стандартов, дальнейшие разрабатываются.
Стандарт ИСО 9735 «Электронная передача данных для управления, торговли и транспорта» (EDIFACT – Electronic Data Interchange for Administrtion, Commerce and Transport) устанавливает синтаксис для единого кодирования информации о коммерческих процессах и правила для их записывания в передаваемый файл. Данные укладываются в заранее определенные сегменты переменной длины, т.е. в сообщения разных типов. Система является открытой, она позволяет производить последующее внедрение новых типов сообщений. Информация передается в закодированной (сжатой) форме, благодаря чему экономятся время и расходы на связь.
Применение этого международного стандарта позволяет осуществлять прямое сотрудничество вычислительных машин в промышленности, торговле, транспорте, экспедиции, таможенной службе и т.п. без проблем совместимости информационных систем разных организаций. EDIFACT может быть использован в качестве «мостика» между информационными системами предприятий; их не нужно принципиально менять. Достаточно преобразовать передаваемые данные в стандартную форму или, наоборот, во внутреннюю форму. Как правило, системы обработки данных предприятий не нуждаются в больших изменениях.
На рынке предлагают разные программы-преобразователи для больших и персональных ЭВМ.
Стремление использовать все возможности для ускорения и облегчения связи между партнерами вдоль логистических цепочек приводит к тому, что большие предприятия экспедиционных услуг строят собственные коммуникационные системы. Эти системы позволяют оптимизировать информационные цепи внутри собственной организации при включении внешних сетей так, что возникает возможность сообщаться с вычислительными центрами всех партнеров, которые принимают участие в материалодвижении. Примером служит система международного экспедиционного концерна Шенкер.
Примером иного типа коммуникационной системы служит транспортная справочная система международного общества ТРАНСПОТЕЛ для Западной Европы. Ее главной целью является сбор и предоставление информации о грузовом транспорте. Центральная ЭВМ, работающая в непрерывном режиме, хранит в банке данных постоянно меняющуюся информацию, например, о грузах для перевозки или о свободной мощности транспортных средств. Речь идет о своего рода «фрахтовой бирже». Кроме того, система предоставляет услуги электронного «абонентского ящика» для передачи индивидуальных сообщений, заказов и предложений абонентов. Абоненты могут вступать в связь с системой посредством абонентского ввода для видеотекста. Грузовладельцы предлагают грузы для перевозки, транспортные организации предлагают свои свободные мощности. Абоненты могут на дисплее своего терминала наблюдать все предложения и тут же выяснять интересующие их детали. Контакт между грузовладельцем и транспортной организацией устанавливается потом обычно по телефону.
Уже работает такая система для морского транспорта. Она накапливает данные о движении судов. Подготавливаются подобные справочные системы для железнодорожного и воздушного транспорта.
Соединение вычислительной техники с дистанционной передачей данных может значительно изменить весь характер розничной торговли. В США начинает развиваться так называемая продажа без посредников (Direct Marketing). Торговые общества создают электронный торговый каталог, который клиенты могут просматривать на дисплее абонентского пункта у себя дома или в бюро. Товары можно заказать также с помощью электроники. Они отправляются прямо из распределительных центров или даже изготовляются по принципу just in time после приема заказа. В результате уменьшается доля товаров, проходящих через торговую сеть.
При продаже без посредников цены ниже, чем в розничной торговле. Этим компенсируется ожидание клиентом товара в течение нескольких дней. Транспортные издержки из-за мелких отправок повышаются, зато снижается торговая наценка для всей сети распределения (в США торговая наценка розничной торговли составляет в среднем около половины продажной цены). Клиент получает товары, не выходя из дома. Если эти товары не нужны ему немедленно, то продажа без посредников, учитывая низкие цены, будет для него вне конкуренции.
Развитие продажи без посредников окажет сильное действие на логистические системы. Изменится роль распределителей, запасы будут централизоваться и снижаться. Повысится спрос на наземный и воздушный транспорт для перевозки мелких партий. Будут развиваться концентрированные дальние перевозки.
Информационные системы и электронная передача данных открывают дальнейшие перспективы для рационализации в логистике, но они требуют серьезной работы по организации и стандартизации. Коммуникационные системы позволяют обеспечить интегрированный информационный поток вдоль логистической цепочки без необходимости изменять существующие системы обработки данных на предприятиях.
Новая информационная техника способствует также кооперации между транспортными организациями. Небольшие экспедиторы могут объединяться и образовывать логистическую сеть, покрывающую определенную территорию.






