Цели и задачи образовательной программы внеурочной деятельности

Тема: Технология проектирования программы внеурочной деятельности обучающихся

Характеристика основных подходов в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.

 

Проектирование внеурочной деятельности:

Анализ мирового и исторического опыта показывает, что наибольшего воспитательного успеха удается добиться там, где школа имеет определенный традиционный уклон, определяющий весь строй и характер жизни и деятельности детей. Например, школа иностранных языков и культуры, школа физико-математической направленности, школы разного технологического наполнения, школа мировой культуры, гуманитарная школа и т.д. То есть в центре организации внеурочной деятельности должна находиться педагогическая концепция развития.

 

Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится развитие личности обучающегося. Как мы видели, внеурочная деятельность дополняет и обогащает развитие учащихся на уроках, поэтому планирование внеурочной деятельности всегда связано с особенностями урочного обучения школьников, спецификой контингента учащихся и родителей, уровнем обучения, реализуемыми учебно-методическими комплексами (УМК). То есть концепция и план внеурочной деятельности разрабатывается во взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

 

При этом реализация программ внеурочной деятельности направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:

 

• приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

• ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Внеурочная деятельность создается по предварительному плану. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Существуют следующие модели планирования внеурочной деятельности.

Линейная – когда все часы внеурочной деятельности распределяются равномерно в течение учебного года.

Модульная – в определенные периоды времени, скажем, четверть или месяц, концентрируются определенные виды и программы. Затем им на смену реализуются другие и так далее в течение года.

Смешанная – сочетание линейного и модульного планирования.

Внеурочная деятельность может быть организована на основе комплекса рабочих программ. Учителями школ разработаны в большом количестве различные программы внеурочной деятельности, часть из которых представлена в Интернете, некоторые опубликованы в сборниках.

 

Помимо планирования и разработки рабочих программ, проектирование внеурочной деятельности включает разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению и системы мониторинга ее результативности.

 

Представим типовую структуру рабочей программы внеурочной деятельности.

 

• Название программы.

• Пояснительная записка.

• Цель и задачи программы.

• Особенности программы: принципы; характер занятий; основные виды деятельности учащихся; режим проведения занятий.

• Место курса в учебном плане.

• Ожидаемые результаты: указываются знания, умения, универсальные учебные действия, которые формируются у детей в результате работы по этой программе.

• Тематическое планирование. Содержание программы.

• Содержание занятий.

Риски. Внеурочная деятельность по ФГОС реализуется в начальной школе начиная с 2011 г. Как и любое новое дело, при ее организации существуют проблемы и так называемые риски. Риски – это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств, характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Педагогические риски – это потенциальные упущения в развитии и воспитании детей, возможный вред развитию их личности.

Риски внеурочной деятельности:

1. перегрузка учащихся;

2. транслирование педагогом методов, форм и технологий организации урочной деятельности на внеурочную;

3. эклектичность содержания внеурочной деятельности, слабая взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

4. замещение внеурочной деятельности кружковой работой;

5. замещение внеурочной деятельности занятиями школьников по самоподготовке (как в группах продленного дня);

6. подмена внеурочной деятельности школьников воспитательным и мероприятиями;

7. пребывание детей постоянно в одних помещениях (щколе), не обеспеченное комплексом необходимых помещений и особых служб – гардеробной со сменной одеждой, умывальными и душевыми, комнатами отдыха и уединения и т.п.;

8. формальная организация внеурочной деятельности, привлечение к ней случайных людей, не имеющих особенных знаний, умений, ценностей, или педагогов, чья профессиональная специализация не соответствует концепции планируемых развивающих занятий.

 

Цели и задачи образовательной программы внеурочной деятельности.

Цели внеурочной деятельности:

 

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность. Задачи внеурочной деятельности:

 

 •Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.

• Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.

• Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.

•Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

• Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

•Организация информационной поддержки учащихся.

•Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

•Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное.

Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. Описание модели организации внеурочной деятельности Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы. Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

 

· уровень развития дополнительного образования в школе;

·программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;

·материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности. Основные принципы ведения внеурочной деятельности:

•Включение учащихся в активную деятельность.

•Доступность и наглядность.

•Связь теории с практикой.

•Учёт возрастных особенностей.

•Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

•Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

 

Программа внеурочной деятельности ГБОУ «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1205» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования Программа подготовлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Основные принципы программы:

- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;

- включение обучающихся в активную классную и общешкольную деятельность;

- доступность и наглядность;

- связь теории с практикой;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному);

- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;

- поэтапность развития нововведений;

- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;

- соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования

- безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

 

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Программа отражает основ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: