Интернационализация производства

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

По дисциплине История

специальности 15.02.08. Технология машиностроения

Группа ТМ – 192

03.06.2020 гг.

 

Преподаватель: Столярова Н.В.

 

 

Воронеж 2020



Г.

Тема занятия: Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны.

Основные понятия:

Коминформ; СЭВ; ООН; Военно-промышленный комплекс; военный паритет; глобализация хозяйственных связей; государственное регулирование; государство "всеобщего благоденствия"; Единая планетарная структура; интеграция; кейнсианство; монетаризм; наднациональные организации; постиндустриальное (информационное) общество; стагнация.

Потсдамская конференция.

Конференция глав прави­тельств СССР, США и Англии в Потсдаме работала с 17 июля по 2 августа. Была окончательно согласована система четырехсторон­ней оккупации Германии; предусматривалось, что на время окку­пации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими, вооруженными силами СССР, США, Великоб­ритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации. Острая борьба разгорелась на конференции по поводу запад­ных границ Польши. Неудачей закончились попытки США поставить дипломати­ческое признание некоторых стран Восточной Европы в зависи­мость от реорганизации их правительств. Таким образом, была признана зависимость этих стран от СССР. Три правительства под­твердили свое решение предать суду главных военных преступни­ков.

Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем в Потсдаме было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Красной армии, а также заинте­ресованностью США во вступлении Советского Союза в войну против Японии.

    2. ООН.

ООН была со­здана на завершающем этапе Второй мировой войны на конфе­ренции в Сан-Франциско. Она открыл ась 25 апреля 1945 г. Пригла­шения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для предста­вителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.

Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в меж­дународных отношениях от применения силы или угроз примене­ния силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран ­членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи долж­ны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные ­простым большинством.

В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводи­лась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каж­дые два года. Важнейшим условием явился установленный прин­цип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие. Этот прин­цип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

Холодная война».

Уже к концу войны резко обозначи­лись противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влияния обеих сторон в нем.. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монопо­лия на ядерное оружие позволяли надеяться на возможность реши­тельного изменения расстановки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разработан план военных действий против СССР. Вскоре обе стороны постепенно перешли к политике баланси­рования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприя­тия. В 1947 г. американский журналист У.Липпман назвал эту по­литику «холодной войной». Окончательно поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром оказалась речь У. Черчилля в военном колледже города Фултона в США в марте 1946 г. Он призвал «мир, говорящий по-английски» объединиться и показать «русским силу». Президент США Г. Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вызвали беспокойство Сталина, кото­рый назвал речь Черчилля «опасным актом». СССР активно уси­ливал свое влияние не только в занятых Красной армией странах Европы, но и в Азии.

В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала в развалинах. В условиях страданий людей росли вли­яние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва этих нaстроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Маршалла. Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это усло­вие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехослова­кия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советского влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущен­ного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отка­заться от курса на постепенный переход восточноевропейских стран к социализму парламентскими методами. СССР, несмотря на колоссальные внутренние трудности, ока­зал многим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х п. XX  в. в основном преодолеть после­военную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития со­здается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демокра­тии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальнейшему разделению мира на две противостоящие друг другу части - Вос­ток и Запад (биполярный мир).

Корейская война.

После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и амери­канскую зоны оккупации. После вывода войск и северное прави­тельство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее сто­роне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 са­молетов противника, американцы уничтожили 335 советских са­молетов).

Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й паралле­ли. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала тол­чок новому этапу гонки вооружений.

 

5. Основные направления развития стран Запада.

Первый период (1946- конец 50-х годов): послевоенное восстановление. Преодоление экономических последствий войны.

Второй этап (конец 50-х - конец 60-х годов): государства "всеобщего благоденствия". Основные тенденции экономического развития в 50-60-е годы.

Третий этап (70-е годы): структурный экономический кризис. Экономическая ситуация 70-х - начала 80-х годов.

Четвертый этап (80-е годы): жесткая социальная и экономическая политика, рейганомика и тетчеризм. Экономическое развитие стран Запада в 80-90-е годы. Общественно-политическая ситуация в 90-х годах.

 

Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании - почти вдвое. “План Маршалла”, расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема.

Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.

Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высокоразвитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяйственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел процесс исчезновения многих профессий и появления новых, связанных, прежде всего, с НТП.

Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.

Структурная перестройка сопровождалась быстрым внедрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать материалы, энергию и труд, использовать робототехнику, организовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих семей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей. Технологический и информационный взрыв качественным образом изменил функции человека, его место и роль в системе производства.

Интернационализация производства.

Качественные изменения происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые системы связей, сформировано практически единое информационное пространство, которое явилось мощнейшим фактором роста мировой торговли. Например, за семь лет, с 1982 по 1988 г., она выросла на 1/3. Ведущую роль в мировой экономике и мирохозяйственных связях стали играть транснациональные корпорации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.

Формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с 1975 г. совещания “большой семерки”.

В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961 г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств.

От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств.

Под влиянием НТР стали более важны духовные ценности, знания, уровень развития образования, науки и техники. Все более заметной становится взаимосвязь высшего образования, всестороннего научно-технического, экономического и социального прогресса и национального благосостояния. В ведущих развитых странах Запада постоянно растет доля лиц с высшим образованием среди основной массы трудоспособного населения в возрасте 25-60 лет. Так, в начале 90-х годов их количество составило (в%): в США - 35, Канаде - 30, Японии- 21, Германии - 17, Англии - 15, Франции - 14, Италии - 6. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах Запада поднялась до уровня младшего колледжа. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий.

Современное производство ведущих западных стран переживает этап зрелости научно-технической модернизации. Ведущую роль в увеличении общественного богатства играют новые знания и информация.

Высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры, специалисты по управлению стали главной ценностью любого производства, а вложения в человека стали давать наивысшую отдачу. В странах Запада качественным образом изменилась социальная и профессиональная структура населения. Все большую роль в жизни общества стала играть интеллигенция.

Общечеловеческие интересы, сохранение и обогащение культурного наследия всех народов, решение глобальных проблем современности выходят на первый план. В первой половине 90-х годов состоялись три мировых форума по глобальным вопросам: “Экология и человек” (Рио-де-Жанейро, 1992), “Народонаселение и развитие” (Каир, 1994), “Социальные вопросы жизни человечества” (Копенгаген, 1995). Все это говорит о вступлении западных обществ в качественно новый этап своего развития.

В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положено созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран.

В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств - членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Он открывает новый этап в развитии европейской интеграции

 

    Вопросы к лекции:

1. Какие решения были приняты на Потсдамской конференции?

2. Сколько государств входило в ООН?

3. Когда было образовано ООН? и Каковы мотивы его создания?

4. Что такое «биполярный мир»? Что способствовало его образованию?

5. Какой региональный конфликт дал толчок к новому этапу гонки вооружений?

6. Каковы основные периоды развития стран Запада во второй половине XX века?

7. Каковы основные особенности послевоенного развития стран Запада?

8. Какие изменения произошли в социальной сфере в странах Запада?

9. Каковы основные направления внешнеэкономической деятельности стран Запада?

10. Какие экономические организации вам известны?

11. Что такое ТНК? Какие страны в них играют ведущую роль?

12. Что стало формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран?

13. Какие мировые форумы по решению глобальных проблем вам известны?

 

Задание:

1. Составить краткий конспект лекции, основные даты и события. (фото прислать)

2. Ответы  на вопросы присылать в письменном виде. (документ Word)

 

Срок выполнения задания 05.06.2020!

 

 

Ответы на задания присылать в электронном виде документом формата Word название документа должно содержать: Фамилию, инициалы студента и номер группы. Ответы присылаются на электронную почту или личным сообщением в социальной сети Вконтакте: natali_0630@mail.ru, https://vk.com/natalli_st

 

Список литературы:

1.. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История учеб. Для студ. Учреждений сред проф. образования. – М, Академия, 2016.- 448 с. (Л.1) §95, 96

2. Алексашкина Л.Н. Россия и мир в 20 в. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение». – 2014. – 464 с.(Л.2)

3. Самыгин П.С. История: учебное пособие / Самыгин П.С., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. – М.: НИЦ ИНФРА – М, 2016. - 528 с. (Л.3)

 




double arrow
Сейчас читают про: