УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине История
специальности 15.02.08. Технология машиностроения
Группа ТМ – 192
03.06.2020 гг.
Преподаватель: Столярова Н.В.
Воронеж 2020
Г.
Тема занятия: Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны.
Основные понятия:
Коминформ; СЭВ; ООН; Военно-промышленный комплекс; военный паритет; глобализация хозяйственных связей; государственное регулирование; государство "всеобщего благоденствия"; Единая планетарная структура; интеграция; кейнсианство; монетаризм; наднациональные организации; постиндустриальное (информационное) общество; стагнация.
Потсдамская конференция.
Конференция глав правительств СССР, США и Англии в Потсдаме работала с 17 июля по 2 августа. Была окончательно согласована система четырехсторонней оккупации Германии; предусматривалось, что на время оккупации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими, вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации. Острая борьба разгорелась на конференции по поводу западных границ Польши. Неудачей закончились попытки США поставить дипломатическое признание некоторых стран Восточной Европы в зависимость от реорганизации их правительств. Таким образом, была признана зависимость этих стран от СССР. Три правительства подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.
Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем в Потсдаме было подготовлено благоприятной международной обстановкой, успехами Красной армии, а также заинтересованностью США во вступлении Советского Союза в войну против Японии.
2. ООН.
ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско. Она открыл ась 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.
Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.
Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи должны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные простым большинством.
В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или к группе стран.
Холодная война».
Уже к концу войны резко обозначились противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влияния обеих сторон в нем.. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монополия на ядерное оружие позволяли надеяться на возможность решительного изменения расстановки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разработан план военных действий против СССР. Вскоре обе стороны постепенно перешли к политике балансирования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприятия. В 1947 г. американский журналист У.Липпман назвал эту политику «холодной войной». Окончательно поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром оказалась речь У. Черчилля в военном колледже города Фултона в США в марте 1946 г. Он призвал «мир, говорящий по-английски» объединиться и показать «русским силу». Президент США Г. Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вызвали беспокойство Сталина, который назвал речь Черчилля «опасным актом». СССР активно усиливал свое влияние не только в занятых Красной армией странах Европы, но и в Азии.
В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала в развалинах. В условиях страданий людей росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва этих нaстроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Маршалла. Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это условие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.
В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советского влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от курса на постепенный переход восточноевропейских стран к социализму парламентскими методами. СССР, несмотря на колоссальные внутренние трудности, оказал многим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х п. XX в. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демократии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальнейшему разделению мира на две противостоящие друг другу части - Восток и Запад (биполярный мир).
Корейская война.
После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. После вывода войск и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).
Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.
5. Основные направления развития стран Запада.
Первый период (1946- конец 50-х годов): послевоенное восстановление. Преодоление экономических последствий войны.
Второй этап (конец 50-х - конец 60-х годов): государства "всеобщего благоденствия". Основные тенденции экономического развития в 50-60-е годы.
Третий этап (70-е годы): структурный экономический кризис. Экономическая ситуация 70-х - начала 80-х годов.
Четвертый этап (80-е годы): жесткая социальная и экономическая политика, рейганомика и тетчеризм. Экономическое развитие стран Запада в 80-90-е годы. Общественно-политическая ситуация в 90-х годах.
Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании - почти вдвое. “План Маршалла”, расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема.
Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.
Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высокоразвитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяйственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел процесс исчезновения многих профессий и появления новых, связанных, прежде всего, с НТП.
Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.
Структурная перестройка сопровождалась быстрым внедрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать материалы, энергию и труд, использовать робототехнику, организовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих семей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей. Технологический и информационный взрыв качественным образом изменил функции человека, его место и роль в системе производства.
Интернационализация производства.
Качественные изменения происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые системы связей, сформировано практически единое информационное пространство, которое явилось мощнейшим фактором роста мировой торговли. Например, за семь лет, с 1982 по 1988 г., она выросла на 1/3. Ведущую роль в мировой экономике и мирохозяйственных связях стали играть транснациональные корпорации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.
Формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с 1975 г. совещания “большой семерки”.
В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961 г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств.
От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств.
Под влиянием НТР стали более важны духовные ценности, знания, уровень развития образования, науки и техники. Все более заметной становится взаимосвязь высшего образования, всестороннего научно-технического, экономического и социального прогресса и национального благосостояния. В ведущих развитых странах Запада постоянно растет доля лиц с высшим образованием среди основной массы трудоспособного населения в возрасте 25-60 лет. Так, в начале 90-х годов их количество составило (в%): в США - 35, Канаде - 30, Японии- 21, Германии - 17, Англии - 15, Франции - 14, Италии - 6. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах Запада поднялась до уровня младшего колледжа. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий.
Современное производство ведущих западных стран переживает этап зрелости научно-технической модернизации. Ведущую роль в увеличении общественного богатства играют новые знания и информация.
Высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры, специалисты по управлению стали главной ценностью любого производства, а вложения в человека стали давать наивысшую отдачу. В странах Запада качественным образом изменилась социальная и профессиональная структура населения. Все большую роль в жизни общества стала играть интеллигенция.
Общечеловеческие интересы, сохранение и обогащение культурного наследия всех народов, решение глобальных проблем современности выходят на первый план. В первой половине 90-х годов состоялись три мировых форума по глобальным вопросам: “Экология и человек” (Рио-де-Жанейро, 1992), “Народонаселение и развитие” (Каир, 1994), “Социальные вопросы жизни человечества” (Копенгаген, 1995). Все это говорит о вступлении западных обществ в качественно новый этап своего развития.
В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положено созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран.
В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств - членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Он открывает новый этап в развитии европейской интеграции
Вопросы к лекции:
1. Какие решения были приняты на Потсдамской конференции?
2. Сколько государств входило в ООН?
3. Когда было образовано ООН? и Каковы мотивы его создания?
4. Что такое «биполярный мир»? Что способствовало его образованию?
5. Какой региональный конфликт дал толчок к новому этапу гонки вооружений?
6. Каковы основные периоды развития стран Запада во второй половине XX века?
7. Каковы основные особенности послевоенного развития стран Запада?
8. Какие изменения произошли в социальной сфере в странах Запада?
9. Каковы основные направления внешнеэкономической деятельности стран Запада?
10. Какие экономические организации вам известны?
11. Что такое ТНК? Какие страны в них играют ведущую роль?
12. Что стало формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран?
13. Какие мировые форумы по решению глобальных проблем вам известны?
Задание:
1. Составить краткий конспект лекции, основные даты и события. (фото прислать)
2. Ответы на вопросы присылать в письменном виде. (документ Word)
Срок выполнения задания 05.06.2020!
Ответы на задания присылать в электронном виде документом формата Word название документа должно содержать: Фамилию, инициалы студента и номер группы. Ответы присылаются на электронную почту или личным сообщением в социальной сети Вконтакте: natali_0630@mail.ru, https://vk.com/natalli_st
Список литературы:
1.. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История учеб. Для студ. Учреждений сред проф. образования. – М, Академия, 2016.- 448 с. (Л.1) §95, 96
2. Алексашкина Л.Н. Россия и мир в 20 в. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение». – 2014. – 464 с.(Л.2)
3. Самыгин П.С. История: учебное пособие / Самыгин П.С., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. – М.: НИЦ ИНФРА – М, 2016. - 528 с. (Л.3)






