Задание 44. Определите, какой частью речи является выделенное слово

1. И спутник тот, чей лучик узкий во мраке движется, маня, чудовищные перегрузки обрушивает на меня. Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать. Дом, который строил мой дед, стоит до сих пор. Клён и липы, в окна комнат ветки лапами забросив, ищут тех, которых помнят.

2. Привет тебе, мой бедный клен! Прости, что я тебя обидел. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось. Закаты, что сопровождали нас, сгорели вмиг. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. И осязаешь, глядя в полутьму, что ты за всё, за всё ещё в ответе, за эту благодать на белом свете. За всё плачу, что не было, что было.

3. Он спросил, когда ждать звонка. Как всегда, когда лес за спиною, очень тихо кругом и светло. В час, когда щебетали карнизы, посреди глубочайшей зимы, как намеки, зароки, эскизы, неожиданно встретились мы. На завтра музыку оставлял, на вчера, на те ожидающие вечера, когда нам известно, снова никто опять не придёт, несмотря ни на что. Шаг замедляешь ненароком, когда, гонимый ветром, льдист, тропу перебегает боком коричневый горбатый лист.

4. В глухом лесу, где пахнет прелью, а сумрак стоек и глубок, под чёрной царственною елью ютится крохотный дубок. Он не знал, где лежит нужная книга. Он сел там, где было светлее.

5. Как закончишь работу, перезвони. Он и не заметил, как все разошлись. Ты погляди, как трепетна чинара, в ней есть душа, и, может быть, певца. И вижу, как женщины наши, по лугу шагнув наугад, косынками белыми машут и на небо долго глядят. 4. Конь мой – мощь моя и крепь. Слышу я, как ржёт он жалобно, закусив златую цепь. Ты погляди, как я богато простором, солнцем, синевой. Словом, так, как выйдешь на дорогу, так шагай все время на закат.

Задание 45. В каких предложениях выделенные слова являются местоимениями?

1. а) Как вернёшься домой, сразу же включай телевизор: будет интересная передача. б) Как аукнется, так и откликнется. в) Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка, часто спрашивает русских путешественников, как называются разные вещи по-русски, и записывает. г) Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

2. а) Макар и не заметил, как стало светать. б) Впервые я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева. в) Меня до сих пор волнует, как собирает рассвет ещё тёмные росы и, сладко вздыхая, бредёт среди туманов. г) Тренер поинтересовался, как мы собираемся справиться со своими проблемами.

3. а) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело — только мука. б) Мама спросила меня, когда я вернусь домой. в) Мы вышли к деревне, когда начался дождь, скоро превратив­шийся в ливень. г) Нынче в пять часов утра, когда я открыл глаза, в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

4. а) Когда на тёмно-красных ветках появляются белые комочки серёжек, верба особенно красива. б) Когда же закончатся мои мучения? в) Ребята подбежали к воспитательнице с вопросом, когда к ним придут шефы из соседней школы. г) Солнце ещё не успело подняться и в саду было холодно, когда Серёжа пробирался через влажные заросли.

5. а) Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой. б) Когда к нему ни обратишься, он всегда придёт на помощь. в) Книги, что были у него дома, не вызывали моего интереса. г) Талант, по убеждению И. А. Гончарова, «имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать».

6. а) Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли. б) В Чацком Пушкина удивляло то, что «он мечет бисер» перед такими людьми, как Репетилов. в) Софья, характеризуя Чацкого, говорит, что он «в друзьях осо­бенно счастлив». г) А. Фет утверждал, что поэт «в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». 

7. а) Что на земле прекрасней пирамид Природы, этих гордых снежных гор?; б) Я верю, обещаю верить... Что время лечит от страданья, Что мир для счастья сотворен, Что добродетель не названье И жизнь поболее, чем сон!.. в) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? г) Но я люблю — за что, не знаю сам Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям.

Задание 46. Запишите цифры словами. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов.

Первый снег в окно твоей квартиры заглянул несмело, как ребёнок, а у нас лимоны по две лиры, красный перец на стенах белёных.

На самой границе двух современных государств – Египта и Судана – более трёх тысячелетий назад был высечен в скалах храм фараона Рамзеса Второго. Высота этого храма – 3 метра, ширина – 88 метров, глубина – 63 метра. Четыре 20-тиметровые фигуры восседают у входа в храм. О размерах этих скульптур можно судить по тому, что длина носа каждой скульптуры равна 98 сантиметрам, уха – 106, а глаза – 84 сантиметрам. Общий вес величественного сооружения составляет   300 000 тонн.

В 1970 году было завершено строительство Асуанской плотины. В результате возникло огромное водохранилище, которое затопило бы храм  если бы не был предложен и осуществлён неслыханный по технической смелости проект его сохранения.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Распределите слова на группы на основании общности морфологических и синтаксических признаков.

Парк, что-то, медный, двадцать, сок, пяток, девяносто, некто, занудливый, колокольня, наш, он, мало, несколько, кто-либо, один, слесарь, чей, шестьдесят, триллион, нечто, мудрый, никто, сколько-то.

       Задание 2. Определите лексико-грамматический разряд следующих слов.

       Анин, тысчонка, млекопитающее, сто, помещичий, двоякий, одна третья, орлиный, корвалол, сотня, модный, семеро, комарьё, армия, дальний, боязливость, двухсотый, несколько, двадцать первый.

       Задание 3. Определите род и его показатели.

       Алоэ, импресарио, РИА, желтизна, носище, риэлтор, забияка.

       Задание 4. Определите тип склонения.

       Сонково, чертёж, заливное, восемьдесят, Мария, манто, плита, превращение, дружище, тридцать один, третий, ваш, цель, село, П. Кузнецов, г. Скопин, ловкий.

       Задание 5. Определите падежную форму существительных и значение падежа.

       Трудно найти пример большего отречения от себя во имя искусства, чем жизнь Ван-Гога.

       Задание 6. Определите, в форме какой степени сравнения употреблены выделенные прилагательные. Как образованы формы слов, как образованы слова?

       Почтеннейшая публика! Я сейчас только с вокзала. Достигнуть этого можно только тщательным отбором наиболее крепких, точных слов, как это делали величайшие драматурги Европы.

       Задание 7. Перепишите, раскрывая скобки, заменяя цифры словами. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов.

       По той просёлочной дороге мимо грибников проходил отряд из (829 человек).


 

ГЛАГОЛ

Определение глагола

Семантический признак Морфологический признак Синтаксический признак
Имеет категориально-грамматическое значение действия (процессуального признака предмета). Выражает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, числа. В предложении обычно является сказуемым.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: